Занятие-экспериментирование
«Свойства воды» для подготовительной группы
Цель
занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные
задачи:
- Образовательные:
- ознакомить
детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность;
вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
- уточнить
знания детей о назначении воды в нашей жизни.
- Развивающие:
- развивать
познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- закреплять
умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
- закреплять
умение работать с незнакомыми растворами.
- развивать
умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать
и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами
по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать
выводы;
- стимулировать
самостоятельное формулирование выводов.
- Воспитательные:
- воспитывать
бережное отношение к воде.
- воспитывать
умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: карточки в
виде капелек воды с загадками, фотографии, рисунки на тему «Вода»;ведёрко, прозрачные
пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения
(более узкие и более широкие), соломинки для коктейля, различные соки, стакан с
молоком; аудиозапись произведения «Золотые рыбки» – Р. Щедрин; листы белой
бумаги, старые зубные щётки, акварель голубая.
ХОД
ЗАНЯТИЯ
Часть I.
Введение в игровую ситуацию
Воспитатель
обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на
пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём
лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по
очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает
их вслух.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Воспитатель
прикрепляет на фланелеграф карточки с рисунками (ответы на загадки).
Воспитатель: Что
объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О
воде!
Воспитатель: Ребята,
как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы
детей.
Воспитатель: В
морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе:
вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая
и т. п.), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая,
болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской)? Пресная.
Воспитатель: Как
вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы
детей.
Часть II.
Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода
– одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о
воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся
в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Свойство
1: вода
– это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
Опыт 1. Дать
детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно
перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая.
Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла
бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить,
что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая
вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для
сравнения попробовать сок. Безвкусная
Опыт 3. Дети
нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Свойство
2: вода
прозрачна и не имеет собственной формы
Опыт 4.
Воспитатель: На
столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить
ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети
высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане
с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из
свойств воды: чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь
воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите
внимание на их форму.
Дети
отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая,
треугольная и т. д.
Воспитатель: Давайте
перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с
формой воды?
Воспитатель
предлагает налить воду в резиновую перчатку.
Ответы детей.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в
отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму
того сосуда, в который её наливают.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице
условными обозначениями.
Часть III.
Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу
разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это
капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только
музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька»,
которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Часть IV
Воспитатель: Ребята,
вы хотите нарисовать море. Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками.
Дети
рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель
читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море»:
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая…
Воспитатель: Пока
наши волны высыхают, повторим с вами, о чём сегодня мы говорили на занятии, с
какими свойства воды познакомились, а для этого пройдём к зарисовкам.
(Ответы
детей).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.