Пояснительная записка
Рабочая программа по
курсу внеурочной деятельности «Волшебный пластилин» составлена на основе:
1.
Федерального
Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373
(ред. от 31.12.2015);
3.
Основной образовательной
программы начального общего образования МБОУ «Седельниковской СШ №1»
4.
Федерального
базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от
01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»);
5.
СанПин
2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 зарегистрированных в Минюсте РФ
3.03.2011 № 19993 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы»);
6.
Авторской Е.И. Коротеевой «Смотрю
на мир глазами художника».
Цель программы:формирование творческого отношения
детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в
своих работах.
Задачи программы:
- научить
свободно пользоваться способами и приемами лепки, создавать форму предмета на
основе восприятия исамостоятельного наблюдения;
- привить детям навыки
трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты и
гармонии;
- развить творческие
способности учащихся, наблюдательность, расширить кругозор.
Обоснование выбора программы по курсу
внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность
«Волшебный пластилин» адресована обучающимся 2 класса (на изучение отводится 34 часа
по 1 часу в неделю (34 учебные недели). Основная идея, заключается в
том, что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка
благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то
есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает
воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по
реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и
ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного
искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать,
оценивать и созидать по законам красоты.
Контрольно-измерительные
материалы для промежуточной (итоговой) аттестации в приложении 1.
Планируемые
результаты по внеурочной деятельности «Волшебный пластилин»
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной
гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;
*названия и назначение материалов,
их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы
обработки;
*исходные формы изделий;
*приемы доработки исходных
форм;
*последовательность
технологических операций.
*культуру
поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее
место;
*пользоваться инструментами ручного
труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности
труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
*выполнять исходные формы любых
размеров и пропорций;
*правильно использовать приемы
доработки исходных форм;
*использовать плоские рисованные
изображения для создания объемных форм;
*пользоваться схемами с условными
обозначениями в своей работе;
*самостоятельно
выполнять несложное изделие;
*оформлять
готовое изделие;
*правильно
вести себя в общественных местах;
*оказывать
посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать
свое рабочее место и досуг;
*
заботиться о своем здоровье.
Контрольно-измерительные
материалы для промежуточной (итоговой) аттестации в приложении 1.
Содержание
курса внеурочной деятельности
Введение (1
час).
Знакомство с
классом. Знакомство с основными предметами и инструментами, используемыми в
процессе лепки им основными правилами работы с пластилином.
Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Путешествуем
по материкам: Австралия (2 часа)
Загадки об
утконосе. Рассказ об утконосе. Выполнение изделия «Утконос». Загадки о коале.
Интересные факты о коале. Выполнение изделия «Коала».
Раздел 2. Путешествуем
по материкам: Африка (8 часов)
Загадки о
бегемоте. Рассказ о бегемоте. Выполнение изделия «Гиппопотам». Загадка о
льве. Беседа о сказках, персонажем которых является лев. Выполнение
изделия «Лев». Загадка о носороге. Беседа с использованием интересных
фактов о носороге. Выполнение изделия «Носорог». Загадка о слоне. Беседа с
использованием интересных фактов о слонах. Выполнение изделия «Слон». Загадка
о жирафе. Рассказ о жирафе. Выполнение изделия «Жираф». Загадка о верблюде.
Рассказ о верблюде. Выполнение изделия «Верблюд». Загадка о хамелеоне.
Рассказ о хамелеоне. Выполнение изделия «Хамелеон». Загадка о дикобразе.
Интересные факты о дикобразе. Выполнение изделия «Дикобраз».
Раздел 3. Путешествуем
по материкам: Антарктида и Арктика (2 часа)
Загадка о
пингвине. Интересные факты о пингвинах. Выполнение изделия «Пингвин».
Загадка о тюлене.
Беседа о тюлене. Выполнение изделия «Тюлень».
Раздел 4. Путешествуем
по воде и под водой (7часов)
Загадка о
черепахе. Интересные факты о черепахах. Выполнение изделия «Черепаха». Загадка
о крокодиле. Беседа о крокодиле. Выполнение изделия «Крокодил». Загадка
об осьминоге. Рассказ об осьминоге. Выполнение изделия «Осьминог».
Загадка о ките. Рассказ о ките. Выполнение изделия «Кит».
Загадка о дельфине. Рассказ о дельфине.
Выполнение изделия «Дельфин». Загадка
о рыбе. Интересные факты о рыбах. Рассказ о рыбе. Выполнение изделия «Рыба».
Загадка о крабе. Интересные факты о крабах. Выполнение изделия «Краб».
Раздел 5.
Композиции (14 часов)
Композиция «Путешествуем по материкам». Композиция
«Путешествие в подводное царство». Композиция «Путешествие с любимыми героями
из мультфильмов». Составление композиции с
использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Выставка.
Направления
проектной деятельности обучающихся.
Наименование разделов
|
Тема проекта
|
Раздел 5. Композиции
|
Композиция
«Путешествуем по материкам». Композиция «Путешествие в подводное
царство». Композиция «Путешествие с любимыми героями из мультфильмов».
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Наименование раздела
программы
|
Тема урока
|
Основные виды деятельности
|
Требования к уровню подготовки
обучающихся
|
метапредметные
|
личностные
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Урок 1. Вводное занятие. Правила работы с пластилином.
|
Правила работы с пластилином.
|
Знать основные предметы и
инструменты, используемые в процессе лепки и основные правила работы с
пластилином. Инструктаж по технике безопасности.
|
Волевая саморегуляция как
способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок 2. Путешествуем по материкам: Австралия
|
Утконос
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Умение осознанно пользоваться
инструментом, инструкциям Волевая саморегуляция как способность к волевому
усилию при правильной работе с инструментом и материалом.
|
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
|
Урок 3.
|
Коала
|
Развивать
пространственное мышлении. Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Волевая саморегуляция как
способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок 4. Путешествуем по материкам: Африка
|
Гиппопотам
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении
|
Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок 5.
|
Лев
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и использовать
необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Волевая саморегуляция как
способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
|
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение
новых знаний и умений)
|
Урок 6.
|
Носорог
|
Развивать
пространственное мышлении. Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Умение осознанно пользоваться
инструментом, инструкциям Волевая саморегуляция как способность к волевому
усилию при правильной работе с инструментом и материалом.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения
во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
|
Урок 7.
|
Слон
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении
|
Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок 8.
|
Жираф
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Умение осознанно пользоваться
инструментом, инструкциями.
|
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
|
Урок 9.
|
Верблюд
|
Развивать
пространственное мышлении. Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок 10.
|
Хамелеон
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении
|
Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально
оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
|
Урок 11.
|
Дикобраз
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение
новых знаний и умений)
|
Урок 12. Путешествуем по материкам:
Антарктида и Арктика
|
Пингвин
|
Развивать
пространственное мышлении. Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок 13.
|
Тюлень
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
|
Урок 14. Путешествуем
по воде и под водой
|
Черепаха
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Формирование умения представлять,
фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок 15.
|
Крокодил
|
Развивать
пространственное мышлении. Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
16.
|
Осьминог
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении
|
Формирование умения представлять,
фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
|
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение
новых знаний и умений)
|
Урок
17.
|
Кит
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Структурирование знаний при
выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную
деятельность на основе изученных правил
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
18.
|
Дельфин
|
Развивать
пространственное мышлении. Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
|
Урок
19.
|
Рыба
|
Самостоятельно
планировать последовательность выполнения работы;
Определять и
использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении
|
Умение слушать и вступать в
диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и
точек зрения на какой- либо предмет и вопрос.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
20.
|
Краб
|
Развивать
пространственное мышлении
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и
социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
21.
Композиции
|
Композиция
«Путешествуем по материкам»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению
изделия
Выставка.
|
Структурирование знаний при
выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную
деятельность на основе изученных правил
|
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и
«хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
|
Урок
22.
|
Композиция
«Путешествуем по материкам»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению
изделия
Выставка.
|
Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.
|
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и
«хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
|
Урок
23.
|
Композиция
«Путешествуем по материкам»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению
изделия
Выставка.
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
24.
|
Композиция
«Путешествие в подводное царство»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов. Выставка.
|
Структурирование знаний при
выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную
деятельность на основе изученных правил
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
25.
|
Композиция
«Путешествие в подводное царство»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению
изделия
Выставка.
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
26.
|
Композиция
«Путешествие в подводное царство»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению
изделия
Выставка.
|
Структурирование знаний при
выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную
деятельность на основе изученных правил
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
27.
|
Композиция
«Путешествие с любимыми героями из мультфильмов»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов.
Выставка
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и
«хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
|
Урок
28.
|
Композиция
«Путешествие с любимыми героями из мультфильмов»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению
изделия.
Выставка.
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
29.
|
Композиция
«Путешествие с любимыми героями из мультфильмов»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов.
Выставка
|
Структурирование знаний при
выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную
деятельность на основе изученных правил
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
30.
|
Композиция
«Путешествие с любимыми героями из мультфильмов»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению
изделия.
Выставка.
|
Умение осуществлять контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
31.
|
Композиция
«Путешествие с любимыми героями из мультфильмов»
|
Составлять
композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных
элементов.
Выставка
|
Структурирование знаний при
выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную
деятельность на основе изученных правил
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
32.
|
Подготовка
проектов.
|
Представлять
результат своей деятельности;
Адекватно
использовать речевые средства для представления результата
|
Структурирование знаний при
выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную
деятельность на основе изученных правил Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок
33.
|
Защита
проектов.
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Урок 34.
|
Защита проектов.
|
Осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и
дружбе
|
Формы
подведения итогов реализации образовательной программы.
Образовательные
результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки
выполнения творческой работы.
№
|
Ф.И.О. ребёнка
|
Название работы
|
Техника исполнения
|
Аккуратность
|
Самостоятельность
|
завершенность
|
|
|
|
|
|
|
|
- работа аккуратна, завершена, выполнена
самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с
помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена,
выполнена с помощью педагога.
Итоговый контроль в форме
выставки детского творчества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.