КЛАССНЫЙ ЧАС
(с презентацией)
Учитель: Бочкарева А.В.
Цели и задачи:
-
познакомить с этимологией названий птиц;
-
развивать воображение, логическое мышление, память, речь;
-
воспитывать любовь к русскому языку, родной природе.
Оборудование:
презентация.
1.
Вступление учителя. Слайд
№1.
Сегодня у нас необычное занятие. Его
мы проведем… в лесу. Не беда, что у нас нет настоящего леса – его мы устроим в
нашем классе. Слайд №2. Давайте закроем глазки и представим,
что мы с вами попали в лес (прослушивание голосов птиц).
Ребята, голоса каких птиц вы
услышали? Кого узнали? (Ответы детей)
Конечно, многие из них встречались
вам на воле, но здесь мы увидим всех сразу: и тех, кто осенью спешит на юг, и
тех, кто вместе с нами переносит суровую зиму, и тех, кто гнездится в лесу, и
даже тех, кто предпочитает болото. Иных вы встретите впервые, а многие окажутся
вашими старыми знакомыми.
Нас очень интересует – за что же эти
птицы получили свое название?
Историей происхождения слов
занимается наука ЭТИМОЛОГИЯ. Слайд №3. Она рассказывает о том,
каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к
нам из другого языка, каким образом было образовано слово и каково его былое
значение. Этимология позволяет установить родство между словами.
Сегодня мы поговорим о происхождении
названий птиц. Названия птиц возникают не случайно, народ часто обращал
внимание на какой-то достаточно характерный признак, отличающий одну птицу от
другой. Это – внешний вид, крик, который издает птица, место ее гнездования,
поведение и многое другое.
2.
Основная часть.
Загадка: Не ворона, не синица,
Как зовется эта
птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу
«ку-ку!» Слайд №4.
Как, по-вашему, за что эта птица
могла получить свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку!»
Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее
называть.
И это услышали не только русские. Слайд
№5.
Ученик.
Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже на русское. Чехи,
например, называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», французы –
«куку», испанцы – «куко». Все эти народы обратили на один признак – крик
кукушки, поэтому название этой птицы звучит очень похоже. Слайд №6.
Стихотворение +песенка
Если вам приходилось шагать лугом, то
вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи
вы?» Это – чибис, он тоже получил название по крику, издаваемому им. Слайд
№7, №8.
А вот над болотом летит длинноклювая
птица, да и клюв-то какой интересный – загнут вниз. Внимание, птица закричала:
«Куулик…куулик!» И всем понятно, как ее зовут. Как же ее зовут? (Ответы
детей). Слайд №9.
Послушайте, как описывает куликов
Виталий Бианки:
Ученик. «…Кулики
– стройные птицы, на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше
по болотам, по берегам рек, озер. Но они не плавают, не ныряют: только бегают у
воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине,
иле, под камешками и в траве». Слайд №10.
Кулики бывают разные, большие и
маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв длиннее, у других короче, и все
они по-разному называются. Слайд №11.
Внешний вид птицы (цвет «костюма»,
необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия.
Так, например, были названы рябчик, горихвостка, клест.
Окраска оперения для птиц – не
последнее дело, она помогает им прятаться от врагов. Вот, например, что пишет
Виталий Бианки о рябчике. Слайд №12.
Ученик .
«У него перо-невидимка. Самого защитного цвета в лесу – пестрого. Всё в
серых, да черных, да пестрых рябинах. В лесу-то ведь всё кругом в глазах так и
пестрит». Слайд №13.
Горихвостка
так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он всё время подрагивает.
Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. Слайд
№14.
Ученик.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, -
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета,
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит. Слайд №15.
Название птицы клест произошло
от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», «сдавливать». Слайд
№16. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат,
сдавлен. Слайд №17. От слова «клестить» произошло и слово
«клещи». Кто знает, что это такое? Слайд №18.
Некоторые птицы получили название в
соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается
мухами, кедровка – орехами. Слайд №19, №20.
Есть птицы, получившие название за
свое поведение.
Ученик.
Серенькая птичка,
Птичка-невеличка.
Шеей вертишь ты всегда
–
Разве в этом есть
нужда? Слайд №21.
Вертишейка
вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими
птенчиками, то она «изображает» змею: вытягивает шею, шипит, поворачивает
голову в разные стороны. Кому хочется встретиться со змеей?!
Слайд №22. Название
трясогузка тоже говорит о поведении птицы, которая постоянно покачивает
хвостом. Живут эти птицы около воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка.
Попробуйте ее заметить, если всё перед глазами колышется.
А может ли послужить основой для
названия птиц место их жительства? (Ответы детей)
Оказывается, может. КамышОвка
(или камЫшевка) всю жизнь проводит в камышах, поэтому и прилетает она к нам
только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Слайд №23.
Слайд №24.
Ласточка-береговушка не умеет лепить гнезда,
как это делают ее сестры касатки. Береговушки роют гнезда-норки в
высоком берегу реки. И «костюм» у них под стать тем местам, где они устраивают
гнезда, - бурый. Слайд №25.
Важным для выбора птичьего имени
может оказаться не только место, но и время. Слайд №26. Так, снегирь
прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на
север. Слайд №27.
Ученик.
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья,
привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Зарянка…
Слайд №28. Это имя очень подходит к птичке, которая песней
встречает утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце уже село или еще не взошло.
Ученик.
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная – зарянка
Песню запела заре.
Или вот еще название – зяблик.
Слайд №29. Почему же так называется эта птица? (Ответы детей – потому
что зябнет).
Послушайте отрывок из сказки Н.
Сладкова «Упрямый зяблик».
«Октябрь так птиц пугнул, что иные до
самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не
тронулись. Ворона вон – ей хоть бы что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну,
да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь не очень-то страшен!
А вот за зябликов Октябрь взялся.
Потому что фамилия у них такая Зяб-лик. Должны они холода бояться. Взялся – и
всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.
Рассердился Октябрь:
- Зяблик ты, так зябни! – И стряхнул
ртуть в термометре сразу на десять градусов ниже нуля. А Зяблик не зябнет!
- Небось, озябнешь! – разбушевался
Октябрь. И давай Зяблику под перо дуть.
А Зяблик не зябнет! У него от озноба
– верное средство – тугой животик. Прыгает по веткам как по ступенькам. И
склевывает: то насекомое, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у
него нормальная – плюс сорок три градуса. А с такой температурой и в октябре –
май!»
Слайд №29.
Оказывается, зяблик совсем не зябнет, он не боится холодов и прилетает ранней
весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью – в холодное,
«зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и
улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.
Слайд №30.
А как вы думаете, за что глухаря прозвали глухарем? (Ответы детей)
За то, что он глухой? Это не совсем так. Слайд №31. Когда
глухарь поет (или, как говорят в народе, токует) он действительно не слышит
постороннего шума. В это время и подкрадывается к нему охотник. Но только
смолкла песня глухаря – стой! замри! – птица чутко прислушивается. Все тихо.
3.
Итог занятия.
Ребята, сегодня на нашем занятии вы
узнали этимологию названий некоторых птиц. Давайте вспомним, что же такое
этимология? По каким признакам птица получает то или иное название?
Сегодня вы видели и перелетных птиц,
которые улетают от нас на юг, и зимующих, которые на зиму остаются с нами.
Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей)
Ребята, птицам зимой приходится очень
трудно – холодно и голодно. Поэтому мы должны заботиться о них, оберегать и
кормить. Как мы можем помочь птицам?
Стихотворение А. Яшина «Покормите
птиц!»
Ученик. Покормите
птиц зимой! Слайд №32.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Слайд №33.
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А
ведь в нашем сердце есть
И
для птиц тепло.
Разве
можно забывать:
Улететь
могли,
А
остались зимовать
Заодно
с людьми.
Приучите
птиц в мороз Слайд №34.
К
своему окну,
Чтоб
без песен не пришлось
Нам
встречать весну.
4. Домашнее
задание.
Узнайте из дополнительных источников
этимологию слова «канарейка».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.