Инфоурок Другое КонспектыВнеклассное занятие " Мы-друзья природы"

Внеклассное занятие " Мы-друзья природы"

Скачать материал

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение
Шахунская средняя общеобразовательная школа №1 им.Д.Комарова

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия
с использованием ИКТ на тему

«Мы – друзья природы»

 

b-5.jpg

 

 

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Бурачкова Светлана Анатольевна.

Педагогический стаж – 25лет.

Образование – высшее.

Категория – высшая

 

 

Обоснование выбора темы

Охранять природу – значит охранять Родину.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб.  Неслучайно указом президента РФ В.В.Путина 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей. Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой.
Я  считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в своём  крае и в стране. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование  экологических понятий у детей. Таким образом, целью начальной школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они являются основой формирования экологической культуры. В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и человека; учить школьников быть знающими, рачительными хозяевами своей Родины. Этим и объясняется актуальность моей работы, что и определило выбор темы внеклассного занятия: «Мы - друзья природы!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Ознакомление  учащихся с понятием «охрана природы », как одной из главной ценностей  в жизни человека;

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

·         создать условия для формирования у учащихся представления  об охране природы через  охрану леса;

·         подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это    богатство нашей Родины;

·         учить детей видеть красоту леса и радоваться ею;

 

Воспитательные:

·         содействовать воспитанию дружбы, взаимовыручки между учащимися;

·         создать условия для воспитания у учащихся  бережного  отношения к природе леса и стремления  принять активное участие в его охране.

 

Развивающие:

·         развивать познавательный интерес к изучаемой теме;

·         развивать коммуникативные навыки учащихся через речевое общение и  групповую работу;

·         способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Предварительная подготовка к мероприятию.

1.Разучивание песен к данному мероприятию.

2.Разучивание стихов.

3.Разучивание сценок.

 4.Рисунки учащихся  на тему « Береги природу!».

5.Изготовление масок, костюмов.

Оборудование:

·         аудиозаписи песен к занятию;

·         компьютер, интерактивная доска,

·         презентация к занятию;

·         стенд с рисунками учащихся на тему «Береги природу!;

Форма организации деятельности учащихся: игра-путешествие

Средства обучения:

·         компьютер, интерактивная доска, презентация,

·         рисунки

Методы обучения:

·         По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

·         По степени взаимодействия учителя, учащихся.родителей: беседа, рассказ,  игровая и проектная деятельность.

·         В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление.

·         По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя и родителей в воспитательном процессе: проблемный.

Методические приёмы:

·         Игровая  деятельность.

·         Создание положительных эмоциональных ситуаций.

·         Развитие УУД.

·         Групповая работа.

·         Информационно-коммуникативные технологии.

                                                     

Структура  урока

Структура  урока

Этапы занятия

 

Основные дидактические задачи

Формы организации деятельности учащихся и родителей

Методы и приёмы обучения

Средства обучения

Примерное время

1.Оргмомент

Самоопределение к деятельности.

фронтальная

Словесные: рассказ

     речь

1 мин.

2.Актуализация знаний.

Воспроизведение необходимых и достаточных знаний.

фронтальная

Словесные: рассказ, беседа

Презентация
рисунки

5 мин.

3.Основная            часть

Ведение новых знаний.

фронтальная
групповая

словесные, наглядные, практические,

презентация
плакаты

25 мин.

4.Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

фронтальная

рефлексия

Речь, фотообзор

4 мин.

 

 

 

 

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса, тип.вид

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс

1.

Звуки  леса.

Презентация

 

2.

Сценка « Ягодная трагедия»

Модель

 

3.

Сценка « Как грибы президента выбирали»

Модель

 

4.

Правила поведения в лесу

Презентация, модель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                                    Ход мероприятия

1.Оргмомент.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

2. Актуализация знаний.

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались на праздник, который называется «Мы – друзья природы». Нам предстоит совершить путешествие в лесное царство. Но не каждый может туда попасть…
Для этого нужно любить родной край, бережно относиться ко всему, что нас окружает. Давайте прочитаем девиз нашего путешествия:
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
В путешествие возьмём с собой карту, чтобы не заблудиться. Итак, в путь.
А чтобы в дороге нам было веселей, давайте споём песню.

Песня  на мелодию « Вместе весело шагать»

3. Основная часть .

Вот мы и в лесу. Смотрите, нас кто-то встречает.
                                ( Выходит Фея леса)

Фея леса:
Я - фея сказочного леса. Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас ко мне в гости, в мой сказочный лес.
Лес- это сказка, лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоём всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга, лес – это мир,
Лес словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе,
И радостней станет от них тебе.

а) Растения леса.

Я хочу познакомить вас сегодня с растениями, которые произрастают в моём царстве. Но  сначала отгадайте загадки.
Загадки:
1.На лесной опушке стоят подружки.
   Платьица белы, шапочки  зелены. (берёзы)

2. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? ( осина)

3. Все детки на ветках- с рождения в беретках.
   С дерева упадут - береток не найдут. ( дуб)

4.Зимой и летом одним цветом. ( ель, сосна)

( выходят ребята и рассказывают  об этих деревьях)

 

 Фея леса:
А сейчас давайте послушаем стихи о пользе леса.
 
1ученик:
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он нужен людям?
Вот стоит обычный стол. Это лес.
Двери, рама, пол – тоже лес.
А пенал красивый наш –лес.
Посмотри, всё вокруг – это наш зелёный  друг!

2 ученик:
Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное сырьё, орехи,  звери, птицы.
Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной.

3 ученик:
В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами.

б) Животные леса.

Фея леса:
Здравствуй, вольная природа, лес – великая страна!
Удивительным народом та страна населена.
Лес - многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь укрытие и корм. Послушайте рассказ  о некоторых из них.

1 ученик:
« Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка, кто это?...(зайчишка)»

Зайцы живут в лесу. У них много врагов – это волк, лиса, филин. Спасаются зайцы бегством. Бегают они быстро, большими прыжками, потому что задние ноги у зайцев длинные, а передние короткие. И от волка, и от лисы  могут убежать зайцы.

2ученик:
«Рыже-огненный комочек, с хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет, был он там… теперь уж тут.
Быстрый он, как стрелочка, так ведь это …( белочка)»

У белки хвост пушистый и служит парашютом, когда она прыгает с дерева на дерево. Белки никому не причиняют вреда. Зимою и летом живут белки в хвойных лесах. На зиму они заботливо запасают в дуплах корм. Летом и осенью сушат шляпки грибов, ловко нанизывая их на голые ветки деревьев.
Обычная пища белок - семена хвойных деревьев. В лесу на снегу под деревьями можно видеть зимою шелуху разгрызенных белками еловых и сосновых шишек.

3 ученик:
«Рыжая плутовка спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?..( лиса)»

Мы, лисы, быстро бегаем, умеем ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Мы не боимся воды, так как умеем плавать. Живем в норах. Обычно устраиваем их под корнями больших деревьев. Лисы не живут стаями. Когда мы ловим мышей, люди думают, что мы танцуем: встаём на задние лапы и ходим мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот – «лисий шаг». Вот мы какие – и прозвище у нас особенное, и даже танец в нашу честь назвали. Лисы очень хорошие матери. В мае рождаются лисята. Через двенадцать дней они начинают видеть. Только через три месяца они выходят из норы.

4 ученик:
«Серый, страшный и зубастый произвёл переполох.
Все зверята разбежались, напугал зверей тех…( волк)»
Волки, наверное, являются одними из самых сильных и выносливых животных. Это очень хитрый и умный зверь. Охота – одно из главных занятий в жизни волка. Волки живут стаями, во главе стаи  стоит вожак –самый сильный волк.

5 ученик:
«Бурый, косолапый по лесу бредёт.
Любит «одолжить» он у лесных пчёл мёд.» (медведь)

Медведь – хищник, но хищник особый: охотится он редко, но зато любит полакомиться, например, малиной. А если найдет гнездо диких пчел – будет очень доволен. Медведь  умеет плавать и   хорошо лазает по деревьям.

6 ученик:
«Колюч он, но не ёлочка, в иголках, ноне сосенка.
В клубок свернуться может. Конечно, это …( ёжик)»

Это зверь похож на одежную щетку, к которой приделали остроносую мордочку с блестящими бусинками глаз. У него маленькие ножки, коротенький хвостик и иголки. Он плавает, прыгает, лазает. Немного подслеповат, но обладает тонким нюхом

 

7 ученик:
«Веток хруст в лесу то тут, то там.
Ищет жёлуди…( кабан)»

Кабан – крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и волк.

в) Звуки леса.

Ведущий:
Ну что, пора отправляться дальше, путешествуя по лесу. Интересно, а можно ли услышать в лесу какие-нибудь звуки?

Ученик:
У леса музыка своя, её послушайте, друзья!
Вот птичьи трели раздались, вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал, по веткам дятел застучал.
Как много звуков тут и там, в лесу не нужен шум и гам.
Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать!

                   ( презентация « Звуки леса» )

г) Лесная полянка.

Фея леса:

Ребята, давайте я провожу вас дальше на лесную полянку. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов?
 Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

1 ученик:
Здравствуй, светлая полянка.
Чем богата, угощай-ка!
Угощу на славу всех.
Вот – брусника, вот – орех,
Вот – родник студёный, пей:
Есть , чем потчевать гостей!

2 ученик:
Мы с мамой грибы собирали вдвоём.
Подарки лесные в корзинку кладём.
Деревья над нами тихонько шумят,
О чём-то своём меж собой говорят.

3 ученик:
Сколько вкусных сладких ягод на поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год витаминов запасу.

4 ученик:
Красит спозаранку солнце край небес,
Скатерть – самобранку расстилает лес.
Хватит угощенья у него для всех:
Сладкие коренья, мёд, грибы, орех.

Фея леса:
Мои помощники покажут для вас сценку « Ягодная трагедия».


Ведущий:   Отправляемся в путь.


д) Зелёная аптека.

Фея леса:
У меня в лесу есть своя аптека, которая помогает избавиться от многих болезней. А руководит аптекой известный доктор Айболит.

 

Айболит:

Много трав растёт полезных на земле  страны родной.
Помогают от болезней мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства люди делают лекарства.
Мои помощники познакомят вас, ребята, с лекарственными растениями.

1 ученик:

 Белая корзинка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце. (ромашка)

 При многих заболеваниях хорошо помогает ромашка. Как правильно оно называется? Думаете, ромашка? Нет, это поповник, хотя все его зовут ромашкой.
Меня желтоглазым цветком называют,
Сорвали цветок — лепестками гадают,
А чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит, поверьте, ромашки срывать.
Родина ромашки — Америка. Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

2 ученик:

Весь в пыли , хоть сил немного, у дороги он торчит,
У него согнулись ноги, неприметен он на вид. (подорожник)
Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдешь на речку или в лес за ягодами, порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами. Сорвите лист подорожника, приложите к больному месту. Боль постепенно стихнет. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.

3 ученик:
 Растёт зелёный кустик, дотронешься –укусит. (крапива). Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива за меняет семерых врачей — гласит народная мудрость.
Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны, годятся для щей и салатов.

4 ученик:
 Весной растёт, летом цветёт, осенью осыпается.
А цветок, как медок лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)
Цветёт липа в июне-июле. Когда она цветёт, в воздухе струится тонкий и нежный аромат. В лечебных целях используют липовый цвет. Липовый цвет обладает успокаивающим, жаропонижающим, противомикробным действием. Для лечения используют и почки, и листья. При головной боли приложите ко лбу свежие листья липы.

5 ученик:
Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. (мать-и-мачеха)
Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара.
С изнанки листья  мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку — и станет тепло. Это мать— говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке — почувствуешь холод. Это — мачеха.

 Дети исполняют частушки о лекарственных растениях.

1. Про лесных докторов

    Вам споём частушки,

    Если хочешь быть здоров,

    Навостри –ка ушки.

2. С грядки мы возьмем микстуру,
   За таблеткой сходим в сад
   Быстро вылечим простуду
   Снова будешь жизни рад.

3. Эти листья и плоды
   Содержат фитонциды
  Для кулинара и врача
  Они незаменимы.

4. Источник витамина "С"
  От кашля избавленье
  Смородин чёрные плоды
  Леченье с наслажденьем.

5. Это прозвище недаром

   У красивого цветка.

   Капля сочного нектара

   И душиста и сладка!

    От простуды излечиться вам поможет  медуница.

6. Мы любители природы
  За нее горой стоим
  Сохраним ее на годы
  На столетья сохраним.

7. Без природы в мире людям
  Даже день прожить нельзя
  Так давайте же к ней  будем
  Относиться как друзья.

 

е) Привал.

Ведущий:

А сейчас пора немного отдохнуть.
 ( остановка  « Привал» )

Дети исполняют песню « Лесной марш».

Сценка «Как грибы президента выбирали»

ё) Правила поведения в лесу.

Ведущий:

Ребята, а как выдумаете, нужно ли охранять лес и сохранять его богатства?
Однако в настоящее время две трети  лесов уничтожены. Лес может устоять против многих бед, но против человека бессилен. Обязанность каждого из нас – беречь природу, а лес – часть природы. Мы тоже можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в нём. Для этого, отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Давайте ещё раз их вспомним.

Правила поведения в лесу

1 ученик:
Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если  в траве увидали яйцо или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда и не тревожьте ни птиц, ни гнезда.

 2 ученик:
Муравьи – лесные санитары; так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров, без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь: гонят разных короедов прочь!

3 ученик:
Для ёжиков и белок лес – это дом родной.
Они живут там смело и летом и зимой:
Поэтому не стоит их в город забирать…
Поверь, они в неволе не будут есть и спать.

4 ученик:
В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки…
Природа мать им жизнь дала.
У них  у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди!

5 ученик:
Цветы украшают луга и леса.
но это не только природы краса- в них пчёлы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, не надо букеты из них составлять.
Завянут букеты, погибнут цветы, и больше не будет такой красоты!

6 ученик:
Есть цветочки редкие, белые и нежные:
Вам кивнут приветливо ландыши, подснежники…
Только рвать не надо их – с ними лес добрей, светлей.
Ведь теперь цветов таких очень мало на земле…

7 ученик:
Бабочка цветная над тобой порхает.
Стрекоза резвится, пляшет, веселится.
Лету все так рады - их ловить не надо!
Пусть себе летают, Землю украшают…

8 ученик:
Вы в поход пришли, ребята.
Отдохнуть, конечно, надо: поиграть и порезвиться,
И наесться , и напиться…
Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки.
Оставлять их здесь нельзя!
не поленимся, друзья: мусор тут , в лесу, чужой, заберём его с собой!

9 ученик:
Без взрослых  с огнём развлекаться опасно-
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!

10 ученик:
В лесу грибов различных много.
Ты несъедобные не трогай!
В корзинку их не собирай, но и ногами не сбивай.
Нужны они лесным зверятам: лисичкам, ёжикам, зайчатам…
Их только люди не едят: в поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного всё ж тот гриб полезен и хорош.

4.Заключительная часть.

Ведущий:
Вот наше путешествие подходит к завершению. Спасибо тебе, Фея леса, за помощь и интересный рассказ. Мы  возвращаемся домой, в свой класс.
Ребята, недавно в нашем классе проходил фотоконкурс « Как мы бережём природу», где вы показываете, как относитесь к природе, заботитесь о ней.
Посмотрите, какие интересные  у вас фотографии.
                                               ( фотообзор)

А закончим мы наше путешествие стихами  об охране природы.
( выступают учащиеся класса Феоктистова Валерия и Крючков Сергей, занявшие 1 место в конкурсе чтецов )

Спасибо всем!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное занятие " Мы-друзья природы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 898 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.12.2016 1731
    • DOCX 1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бурачкова Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 7 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29221
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в сфере высшего образования. Как подготовиться к поступлению в вуз: простые ответы на сложные вопросы

Перейти к трансляции