Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Шахунская средняя общеобразовательная школа №1 им.Д.Комарова
Методическая
разработка внеклассного мероприятия
с использованием ИКТ на тему
«Мы – друзья природы»
Работу
выполнила:
учитель начальных
классов
Бурачкова
Светлана Анатольевна.
Педагогический стаж – 25лет.
Образование
– высшее.
Категория
– высшая
Обоснование
выбора темы
Охранять
природу – значит охранять Родину.
Взаимодействие человека с природой
чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание
становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам
от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля
очерствела и не хочет рожать хлеб. Неслучайно указом президента РФ
В.В.Путина 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Экология…
Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь
человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все
отрасли, в умы людей. Экологическая проблема взаимодействия человека и природы,
а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень
острой.
Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный
процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями
и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно
защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие
определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе.
В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в своём
крае и в стране. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство
знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у
них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы
начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологических
понятий у детей. Таким образом, целью начальной школы должно быть формирование
у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они
являются основой формирования экологической культуры. В связи с этим необходимо
с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические
понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и
человека; учить школьников быть знающими, рачительными хозяевами своей Родины.
Этим и объясняется актуальность моей работы, что и определило выбор темы внеклассного
занятия: «Мы - друзья природы!»
Цель: Ознакомление
учащихся с понятием «охрана природы », как одной из главной ценностей в жизни
человека;
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
·
создать
условия для формирования у учащихся представления об охране природы через
охрану леса;
·
подвести к пониманию значения леса в жизни
человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины;
·
учить детей видеть красоту леса и радоваться ею;
Воспитательные:
·
содействовать воспитанию
дружбы, взаимовыручки между учащимися;
·
создать условия для воспитания у учащихся
бережного отношения к природе леса и стремления принять активное участие в
его охране.
Развивающие:
·
развивать
познавательный интерес к изучаемой теме;
·
развивать
коммуникативные навыки учащихся через речевое общение и групповую работу;
·
способствовать развитию творческих способностей
учащихся.
Предварительная
подготовка к мероприятию.
1.Разучивание
песен к данному мероприятию.
2.Разучивание
стихов.
3.Разучивание
сценок.
4.Рисунки
учащихся на тему « Береги природу!».
5.Изготовление
масок, костюмов.
Оборудование:
·
аудиозаписи
песен к занятию;
·
компьютер,
интерактивная доска,
·
презентация
к занятию;
·
стенд
с рисунками учащихся на тему «Береги природу!;
Форма
организации деятельности учащихся: игра-путешествие
Средства
обучения:
·
компьютер, интерактивная доска, презентация,
·
рисунки
Методы
обучения:
·
По источникам знаний: словесный,
наглядный, практический.
·
По степени взаимодействия учителя,
учащихся.родителей: беседа, рассказ, игровая и
проектная деятельность.
·
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала,
закрепление.
·
По характеру познавательной деятельности
учащихся и участия учителя и родителей в воспитательном процессе: проблемный.
Методические
приёмы:
·
Игровая деятельность.
·
Создание положительных эмоциональных ситуаций.
·
Развитие УУД.
·
Групповая работа.
·
Информационно-коммуникативные технологии.
Структура урока
Структура урока
Этапы занятия
|
Основные
дидактические задачи
|
Формы организации
деятельности учащихся и родителей
|
Методы и приёмы
обучения
|
Средства обучения
|
Примерное время
|
1.Оргмомент
|
Самоопределение к деятельности.
|
фронтальная
|
Словесные: рассказ
|
речь
|
1 мин.
|
2.Актуализация знаний.
|
Воспроизведение необходимых и достаточных знаний.
|
фронтальная
|
Словесные: рассказ, беседа
|
Презентация
рисунки
|
5 мин.
|
3.Основная часть
|
Ведение новых знаний.
|
фронтальная
групповая
|
словесные, наглядные, практические,
|
презентация
плакаты
|
25 мин.
|
4.Заключительная часть
|
Подведение итогов занятия.
|
фронтальная
|
рефлексия
|
Речь, фотообзор
|
4 мин.
|
Перечень
используемых на данном уроке ЭОР
№
|
Название ресурса,
тип.вид
|
Форма предъявления
информации
|
Гиперссылка на
ресурс
|
1.
|
Звуки леса.
|
Презентация
|
|
2.
|
Сценка « Ягодная трагедия»
|
Модель
|
|
3.
|
Сценка « Как грибы президента выбирали»
|
Модель
|
|
4.
|
Правила поведения в лесу
|
Презентация, модель.
|
|
Ход мероприятия
1.Оргмомент.
Есть
просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2. Актуализация
знаний.
Ведущий:
Добрый день,
дорогие ребята! Сегодня мы собрались на праздник, который называется «Мы –
друзья природы». Нам предстоит совершить путешествие в лесное царство. Но не
каждый может туда попасть…
Для этого нужно любить родной край, бережно относиться ко всему, что нас
окружает. Давайте прочитаем девиз нашего путешествия:
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
В путешествие возьмём с собой карту, чтобы не заблудиться. Итак, в путь.
А чтобы в дороге нам было веселей, давайте споём песню.
Песня на мелодию « Вместе весело шагать»
3. Основная часть .
Вот мы и в лесу.
Смотрите, нас кто-то встречает.
( Выходит Фея леса)
Фея леса:
Я - фея сказочного леса. Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас ко мне в гости, в
мой сказочный лес.
Лес- это сказка, лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоём всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга, лес – это мир,
Лес словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе,
И радостней станет от них тебе.
а) Растения леса.
Я хочу
познакомить вас сегодня с растениями, которые произрастают в моём царстве. Но
сначала отгадайте загадки.
Загадки:
1.На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белы, шапочки зелены. (берёзы)
2. Что за дерево
стоит – ветра нет, а лист дрожит? ( осина)
3. Все детки на
ветках- с рождения в беретках.
С дерева упадут - береток не найдут. ( дуб)
4.Зимой и летом
одним цветом. ( ель, сосна)
( выходят
ребята и рассказывают об этих деревьях)
Фея леса:
А сейчас давайте послушаем стихи о пользе леса.
1ученик:
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он нужен людям?
Вот стоит обычный стол. Это лес.
Двери, рама, пол – тоже лес.
А пенал красивый наш –лес.
Посмотри, всё вокруг – это наш зелёный друг!
2 ученик:
Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное
сырьё, орехи, звери, птицы.
Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной.
3 ученик:
В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами,
сосной, ягодами, грибами.
б) Животные леса.
Фея леса:
Здравствуй, вольная природа, лес – великая страна!
Удивительным народом та страна населена.
Лес - многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь
укрытие и корм. Послушайте рассказ о некоторых из них.
1 ученик:
« Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка, кто это?...(зайчишка)»
Зайцы живут в лесу. У них много врагов – это волк, лиса, филин. Спасаются зайцы
бегством. Бегают они быстро, большими прыжками, потому что задние ноги у зайцев
длинные, а передние короткие. И от волка, и от лисы могут убежать зайцы.
2ученик:
«Рыже-огненный комочек, с хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет, был он там… теперь уж тут.
Быстрый он, как стрелочка, так ведь это …( белочка)»
У белки хвост
пушистый и служит парашютом, когда она прыгает с дерева на дерево. Белки никому не причиняют вреда. Зимою и летом живут белки
в хвойных лесах. На зиму они заботливо запасают в дуплах корм. Летом и осенью
сушат шляпки грибов, ловко нанизывая их на голые ветки деревьев.
Обычная пища белок - семена хвойных деревьев. В лесу на снегу под деревьями
можно видеть зимою шелуху разгрызенных белками еловых и сосновых шишек.
3 ученик:
«Рыжая плутовка спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?..( лиса)»
Мы, лисы, быстро
бегаем, умеем ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и
делать большие прыжки. Мы не боимся воды, так как умеем плавать. Живем в норах.
Обычно устраиваем их под корнями больших деревьев. Лисы не живут стаями. Когда
мы ловим мышей, люди думают, что мы танцуем: встаём на задние лапы и ходим
мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот – «лисий шаг».
Вот мы какие – и прозвище у нас особенное, и даже танец в нашу честь назвали.
Лисы очень хорошие матери. В мае рождаются лисята. Через двенадцать дней они
начинают видеть. Только через три месяца они выходят из норы.
4 ученик:
«Серый, страшный и зубастый произвёл переполох.
Все зверята разбежались, напугал зверей тех…( волк)»
Волки, наверное, являются одними из самых сильных и выносливых животных. Это
очень хитрый и умный зверь. Охота – одно из главных занятий в жизни волка.
Волки живут стаями, во главе стаи стоит вожак –самый сильный волк.
5 ученик:
«Бурый, косолапый по лесу бредёт.
Любит «одолжить» он у лесных пчёл мёд.» (медведь)
Медведь – хищник, но хищник особый: охотится он редко, но зато любит
полакомиться, например, малиной. А если найдет гнездо диких пчел – будет очень
доволен. Медведь умеет плавать и хорошо лазает по деревьям.
6 ученик:
«Колюч он, но не ёлочка, в иголках, ноне сосенка.
В клубок свернуться может. Конечно, это …( ёжик)»
Это зверь похож на одежную щетку, к которой приделали остроносую мордочку с
блестящими бусинками глаз. У него маленькие ножки, коротенький хвостик и
иголки. Он плавает, прыгает, лазает. Немного подслеповат, но обладает тонким
нюхом
7 ученик:
«Веток хруст в лесу то тут, то там.
Ищет жёлуди…( кабан)»
Кабан – крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо
развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие,
позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и
волк.
в) Звуки леса.
Ведущий:
Ну что,
пора отправляться дальше, путешествуя по лесу. Интересно, а можно ли услышать в
лесу какие-нибудь звуки?
Ученик:
У леса
музыка своя, её послушайте, друзья!
Вот птичьи трели раздались, вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал, по веткам дятел застучал.
Как много звуков тут и там, в лесу не нужен шум и гам.
Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать!
( презентация « Звуки леса» )
г) Лесная полянка.
Фея леса:
Ребята, давайте я
провожу вас дальше на лесную полянку. А вы знаете, как велики лесные урожаи?
Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов?
Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.
1 ученик:
Здравствуй,
светлая полянка.
Чем богата, угощай-ка!
Угощу на славу всех.
Вот – брусника, вот – орех,
Вот – родник студёный, пей:
Есть , чем потчевать гостей!
2 ученик:
Мы с мамой
грибы собирали вдвоём.
Подарки лесные в корзинку кладём.
Деревья над нами тихонько шумят,
О чём-то своём меж собой говорят.
3 ученик:
Сколько
вкусных сладких ягод на поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год витаминов запасу.
4 ученик:
Красит спозаранку солнце край небес,
Скатерть – самобранку расстилает лес.
Хватит угощенья у него для всех:
Сладкие коренья, мёд, грибы, орех.
Фея леса:
Мои
помощники покажут для вас сценку
« Ягодная трагедия».
Ведущий: Отправляемся в путь.
д) Зелёная аптека.
Фея леса:
У меня в лесу есть своя аптека, которая помогает избавиться от многих болезней.
А руководит аптекой известный доктор Айболит.
Айболит:
Много трав растёт
полезных на земле страны родной.
Помогают от болезней мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства люди делают лекарства.
Мои помощники познакомят вас, ребята, с лекарственными растениями.
1 ученик:
Белая корзинка, золотое донце, в
ней лежит росинка и сверкает солнце. (ромашка)
При многих заболеваниях
хорошо помогает ромашка. Как правильно оно называется? Думаете, ромашка? Нет,
это поповник, хотя все его зовут ромашкой.
Меня желтоглазым цветком называют,
Сорвали цветок — лепестками гадают,
А чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит, поверьте, ромашки срывать.
Родина ромашки — Америка. Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям.
Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от
простуды и кашля.
2 ученик:
Весь в пыли , хоть сил немного, у
дороги он торчит,
У него согнулись ноги, неприметен он на вид. (подорожник)
Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдешь на речку или в лес за
ягодами, порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у
нас прямо под ногами. Сорвите лист подорожника, приложите к больному месту.
Боль постепенно стихнет. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при
ссадинах, укусах насекомых, ожогах.
3 ученик:
Растёт
зелёный кустик, дотронешься –укусит. (крапива). Крапива как лекарственное
растение известно очень давно. Одна крапива за меняет семерых врачей — гласит
народная мудрость.
Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине. Несмотря на жгучесть,
листья крапивы съедобны, годятся для щей и салатов.
4 ученик:
Весной
растёт, летом цветёт, осенью осыпается.
А цветок, как медок лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)
Цветёт липа в июне-июле. Когда она цветёт, в воздухе струится тонкий и нежный
аромат. В лечебных целях используют липовый цвет. Липовый цвет обладает
успокаивающим, жаропонижающим, противомикробным действием. Для лечения
используют и почки, и листья. При головной боли приложите ко лбу свежие листья
липы.
5 ученик:
Это
яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с
подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.
(мать-и-мачеха)
Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы
почувствуете запах мёда. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого
нектара.
С изнанки листья мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку — и станет тепло.
Это мать— говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь
к щеке — почувствуешь холод. Это — мачеха.
Дети
исполняют частушки о лекарственных растениях.
1. Про лесных докторов
Вам споём частушки,
Если хочешь быть
здоров,
Навостри –ка ушки.
2. С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад
Быстро вылечим простуду
Снова будешь жизни рад.
3. Эти листья и плоды
Содержат фитонциды
Для кулинара и врача
Они незаменимы.
4. Источник витамина "С"
От кашля избавленье
Смородин чёрные плоды
Леченье с наслажденьем.
5. Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста и сладка!
От простуды
излечиться вам поможет медуница.
6. Мы любители природы
За нее горой стоим
Сохраним ее на годы
На столетья сохраним.
7. Без природы в мире людям
Даже день прожить нельзя
Так давайте же к ней будем
Относиться как друзья.
е)
Привал.
Ведущий:
А сейчас пора немного отдохнуть.
( остановка « Привал» )
Дети исполняют
песню « Лесной марш».
Сценка «Как грибы
президента выбирали»
ё)
Правила поведения в лесу.
Ведущий:
Ребята, а как выдумаете, нужно ли охранять
лес и сохранять его богатства?
Однако в настоящее время две трети лесов уничтожены. Лес может устоять против
многих бед, но против человека бессилен. Обязанность каждого из нас – беречь
природу, а лес – часть природы. Мы тоже можем помочь лесу, животным и птицам,
живущим в нём. Для этого, отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения
в лесу. Давайте ещё раз их вспомним.
Правила
поведения в лесу
1 ученик:
Дети
запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда и не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
2 ученик:
Муравьи – лесные санитары; так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров, без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь: гонят разных короедов прочь!
3 ученик:
Для ёжиков и белок лес – это дом родной.
Они живут там смело и летом и зимой:
Поэтому не стоит их в город забирать…
Поверь, они в неволе не будут есть и спать.
4 ученик:
В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки…
Природа мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди!
5 ученик:
Цветы украшают луга и леса.
но это не только природы краса- в них пчёлы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, не надо букеты из них составлять.
Завянут букеты, погибнут цветы, и больше не будет такой красоты!
6 ученик:
Есть цветочки редкие, белые и нежные:
Вам кивнут приветливо ландыши, подснежники…
Только рвать не надо их – с ними лес добрей, светлей.
Ведь теперь цветов таких очень мало на земле…
7 ученик:
Бабочка цветная над тобой порхает.
Стрекоза резвится, пляшет, веселится.
Лету все так рады - их ловить не надо!
Пусть себе летают, Землю украшают…
8 ученик:
Вы в поход пришли, ребята.
Отдохнуть, конечно, надо: поиграть и порезвиться,
И наесться , и напиться…
Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки.
Оставлять их здесь нельзя!
не поленимся, друзья: мусор тут , в лесу, чужой, заберём его с собой!
9 ученик:
Без взрослых с огнём развлекаться опасно-
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
10 ученик:
В лесу грибов различных много.
Ты несъедобные не трогай!
В корзинку их не собирай, но и ногами не сбивай.
Нужны они лесным зверятам: лисичкам, ёжикам, зайчатам…
Их только люди не едят: в поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного всё ж тот гриб полезен и хорош.
4.Заключительная
часть.
Ведущий:
Вот наше
путешествие подходит к завершению. Спасибо тебе, Фея леса, за помощь и
интересный рассказ. Мы возвращаемся домой, в свой класс.
Ребята, недавно в нашем классе проходил фотоконкурс « Как мы бережём природу»,
где вы показываете, как относитесь к природе, заботитесь о ней.
Посмотрите, какие интересные у вас фотографии.
( фотообзор)
А закончим мы
наше путешествие стихами об охране природы.
( выступают учащиеся класса Феоктистова Валерия и Крючков Сергей, занявшие 1
место в конкурсе чтецов )
Спасибо всем!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.