Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВнеклассное мероприятие в начальных классах на тему: "Путешествие в страну "Устное народное творчество"

Внеклассное мероприятие в начальных классах на тему: "Путешествие в страну "Устное народное творчество"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Уст. нар. твор..docx

 

 

 

 

 

 

Внеклассное

мероприятие:

«Путешествие в страну

 

"Устное
народное
творчество"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Хрупина О.В.

учитель начальных классов

МКОУ Переваленской ООШ № 1

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие в начальных классах.

Тема: «Путешествие в страну «Устное народное творчество».

Цели: - уточнить знания учащихся о жанрах устного народного творчества;

           - способствовать проявлению творческих способностей учащихся;

           - развивать речь, мышление, память, воспитывать интерес к устному народному творчеству народа.

Оборудование: плакат с картой страны, рисунки, костюмы для инсценировок сказок, ноутбук, проектор, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

    С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

  Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, народов, проживающих рядом с ребёнком,  и о родной природе.

       Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, мы научимся любить еще больше свою страну и прикоснёмся к истории нашей Родины.

 

Учитель:

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Веселья Вам, да радости.

- Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не начинаем.

- Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому — правда, кому - сказка,

   кому - песенка.

- Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило?

- Если все готовы, отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество».

Давайте с вами вспомним, что такое устное народное творчество. Слайд 2

«Устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста, один человек рассказывал другому – отец – сыну, бабушка – внучке т. д. А так как текст не записывался, то рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому, что мы обычно рассказываем так, как мы запомнили.

«Народное» - это значит, что создал народ, ведь мы не знаем, кто первый придумал и рассказал.

«Творчество» - от слова «творить», создавать.

Устное народное творчество – это веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы и просто смешные сказочки! Сочинил их великий и бессмертный поэт – русский народ. Слайд 3

      Те простые русские люди, которые давным-давно спели эти песни, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их творчество не пропало, не забылось. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям.

   Русское народное творчество радует нас красотой слова, заражает веселым смехом, волнует глубиной мысли.

   Ведь раньше не было ни света,  ни книг, ни телевизора, ни компьютера, поэтому люди развлекали сами себя: пели песни, сочиняли потешки, небылицы, заклички, рассказывали сказки. Как только стемнеет, и  работа по хозяйству закончена, зажигали свечу,  и начиналась другая работа – пряли шерсть, шили, вязали, мастерили домашнюю утварь, при этом пели песни, загадывали загадки, слушали бабушкины сказки…

 

Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. А народ наш поистине талантлив!

Каких только песен, легенд, сказок не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечта о счастье – всё отразилось в творчестве наших далёких предков.

 

Итак, мы отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество».

-Отгадайте, какой герой из русской народной сказки отправится с нами в путешествие?

 

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке.   (Колобок.)

 

1) Первая остановка – «Пословицы».        Слайд 4

 

   Пословица – это жанр  фольклора ,  краткое  изречение, заключающее    в себе  поучение. Пословица   советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют  их   в  речи. От  этого  речь становится яркой, образной . В пословицах – следы далёкого прошлого, мудрость, остроумие, переживания народа.

 

    А  теперь  послушайте  стихотворение:

 

Пословицы  недаром  молвятся,

Без  них  прожить  никак  нельзя!

Они  великие  помощницы

И  в жизни верные друзья.

Порой  они  нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица  вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

 

     Учитель.  Сейчас  я  прочитаю  стихотворение,  а ваша  задача  найти  в  нем  пословицы и поговорки.   Подсчитайте, сколько  их  там  встретится.    

 

Ну, кто  из  вас  не  согласится,

Что  без  труда   мечта  мертва;

Что  дело  мастера боится;

Что  жизнь  дана  нам  для  добра;

Что  друг  не тот, кто  медом  мажет,

А  тот,  кто правду  прямо  скажет;              

Что  долог  день до  вечера,

Коли  делать  нечего;

Что  сам  себя  лишь  тот погубит,

Кто  других  совсем  не  любит?

Где  растяпа  да  тетеря,

Там  не прибыль, а потеря

И, конечно, без   труда

Не  вытащить и  рыбку  из  пруда.

Помни! Тот, кто  хочет  много  знать,

Тот  не должен  долго  спать.

Согласитесь: лень и плут

До  добра  не  доведут.

         

 Сколько  пословиц  вы  насчитали?  Назовите  те, которые  вы  запомнили.

Друг  не тот, кто  мёдом  мажет,

А  тот,  кто правду  прямо  скажет. 

Жизнь  дана  нам  для  добра.

Без   труда не  вытащить и  рыбку  из  пруда.

Долог  день до  вечера, коли  делать  нечего.

Дело  мастера боится.

Тот, кто  хочет  много  знать,

Тот  не должен  долго  спать.

Сам  себя  лишь  тот погубит,

кто  других  совсем  не  любит.

 

Объясните  значение одной  из пословиц.

 

Учитель: Посмотрим,знаете ли вы пословицы:соедините начало и окончание пословицы. Слайд 5, 6

Терпенье и труд                 а не ученье-тьма.

Ученье-свет,                        там и счастье.

Не спеши языком,            всё перетрут.

Труд кормит,                       торопись делом.

Где труд,                              а лень портит.       

 

Читаем хором, объясняя смысл.

Учитель: Что скрывает каждая пословица?(ОТВЕТ: в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл-народная мудрость).

- Вот вам задание от Колобка, он разрезал пословицы, а теперь не может их собрать! Давайте поможем ему!

 

-Любишь кататься, (люби и саночки возить.)

-Друзья познаются (в беде.)

-Семь раз отмерь, (один раз отрежь.)

-Человек без Родины,( что соловей без песни.)

- Кончил дело… (гуляй смело);

- Человек от лени болеет, а … (от труда здоровеет);

- Худо тому, кто … (добра не делает никому);

- Сам потерпи, а … (другого не выдай).

 -Кто много читает …(тот много знает)

-Поздно встанешь …(мало сделаешь)

-Не красна изба углами… (а красна пирогами)

 

Игра. По двум словам отгадать всю пословицу:

Коса – камень (Нашла коса на камень)

Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)

Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)

Язык дело (Не спеши языком, торопишь делом)

Дело – мастер (Дело мастера боится)

Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

 

Познакомить детей с высказыванием М.Горького о песнях и пословицах: 

   «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда

кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

 Свое  отношение  к пословицам  люди показали в них  самих:            

 

Красна  речь  пословицей.

Без пословицы  не проживешь.

Пословица - всем  делам помощница.

Пословица  недаром  молвится.

 

2) Вторая остановка – «Русские народные песни».

Поэтичны и красивы наши народные песни.

Какие бывают русские народные песни.  Слайд 7

·        Колыбельные

·        Патриотические

·        Исторические

·        Былинные

·        Обрядовые

·        Плясовые

·        Хороводные

·        Шуточные

·        Частушки

·        Лирические

Вся красота, сила русского народа заложена в его фольклоре, а символом России, русской природы является красивое, развесистое дерево – берёза, которую воспевает наш народ в песнях, стихах, танцах.

Ранней весной, когда на берёзе распускались молодые листочки и землю покрывал бархатный ковёр зелёной травки. Девушки под берёзами на лугу водили хороводы, пели песни.

(Хоровод «Во поле берёза стояла».

Русская народная песня « Как на тоненький ледок».

 

3) Третья остановка – «Скороговорки».

-Что такое скороговорка?

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

Приведу ещё определение из Толкового словаря В. И. Даля: "Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья, например:

В один, Клим, клин колоти.

 У быка тупы губы, бык тупогуб.

 Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком".

 

Приведённые определения дают полное представление об этом элементе фольклора. Итак, скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок.

 Какой темп речи нужен для скороговорки? (Быстрый и четкий.)

Вспомним несколько скороговорок.

 

  На дворе растёт трава, 
На траве стоят дрова. 
Не руби дрова 
На траве двора.

 

От топота копыт пыль по полю летит.

 

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

 

Наш Полкан попал в капкан.

 

Пекарь пёк пироги в печи.

 

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

 

Носит Сеня в сени сено, 
Спать на сене будет Сеня.

 

4)Следующая остановка – “Потешки”.

 

Потешки создавались, чтобы рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.

Потешки можно было услышать на ярмарках, народных гуляниях и праздниках.

Расскажем свои любимые потешки.

 

- Эй, Макей, ты что сегодня делал?
-Рукавицы искал!
- Нашёл?
- Нашёл!
- Где же они были?
- Да за поясом. А ты куда шагаешь?
- За семь вёрст.
- Киселя хлебать?
- Нет, комара искать!
- Это которого же комара-то?
- Да, того, который за нос укусить меня хочет!
- Да он же при тебе!
- Где это при мне?
- Да на носу у тебя!

 

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

 

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает.

 

5) Следующая остановка – “ Русские народные сказки”.

Учитель: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать.

1 сказку рассказывает ученица.    

 

Жила – была бабка

Возле самой речки.

Захотелось бабке

искупаться в речке

Купила бабка мыло,

купила мочала.

Эта сказка хороша!

Начинать сначала?  (2 раза)

 

2 ученик.          

  Ну что ты рассказываешь?

Совсем как испорченная пластинка.

Я расскажу вам настоящую сказку.

Хотите? Слушайте.

 

Слышали сказку про белого бычка?

Слышали.

Вы слышали, я слышали.

Рассказать сказку про белого бычка?  (2 раза)

Учитель.

Вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так долго, что любитель сказок сам догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова «докучать», слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.

Докучная сказка–  бесконечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихотворную форму.

В словаре В.И.Даля приводится толкование слова докучать  - надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать…

 

Докучная сказка - весёлая отговорка, испытанный приём, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок».

 

Сказка всегда была любима у народа.  Сказывали сказки обычно перед сном. Вся семья размещалась на ночлег по своим местам.  Кто ложился на печи, кто на лавке, а кто и на полу. Погасят свет и начнут сказывать…

В сказках торжествует добро, справедливость, красота и гармония.

 

Учитель: “Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш народ.

 

А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.

 

Игра “«Узнай героя и его сказку»

 

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж…

Сказку заново прочтешь!

 

Румяный круглый паренек,

 Сбежал из дома на денек.

 С веселой песенкой бродил

 И все напасти обходил.

 До той поры пока в лесу

 Не встретил хитрую лису.    ( Колобок.)

 

Парень слез с любимой печки,

 За водой поплелся к речке.

 Щуку в проруби поймал-

 И с тех пор забот не знал.  ( Емеля.)

 

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется… («По щучьему велению»)

 

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила,

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь – Царевна-… («Лягушка»)

 

Красна девица грустна:

 Ей не нравиться весна,

 Ей на солнце тяжко!

 Слезы льет бедняжка!   (Девочка Снегурочка.)

 

А дорога далека,

А корзина - не легка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.           (Маша и медведь.)

 

Ах ты, Петя - простота.

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко.     (Петух и кот.)

 

Отворили дверь козлята -

И пропали все куда-то.     (Волк и семеро козлят.)

 

Колотил да колотил

 По тарелке носом –

Ничего не проглотил

 И остался с носом.      (Лиса и журавль.)

 

Опустил он в прорубь хвост -

Ну а хвост ко льду прирос.    (Волк и лиса.)

 

 Победил кот людоеда.

 Съел его вместо обеда.    (Кот в сапогах.)

 

Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.

- А теперь посмотрите русскую народную сказку «Рукавичка»

(Инсценировка русской народной сказки «Рукавичка»)

 

 

6) Следующая остановка – “ Загадки”.

 

  Загадки знают с глубокой древности. Долгими зимними вечерами собиралась молодёжь у какой -нибудь бабушки на беседы.  Предлагавший загадку старался удивить слушателей. Как ни сложны были загадки, всё равно находились мастера их разгадок.

 

1. – Стоит чудо в семи шубах,

 Кто его тронет – сам заплачет.   (Лук.)

 

2 – Стоит в горшке

 На окне ежик.   (Кактус.)

 

3. Горбатый мост

 На четырех столбах стоит.   (Верблюд.)

 

4. В пустом дупле по сто домов.

 По сто котлов,

 В середине – ярмарка.   (Улей.)

 

5. Из-под снега расцветает,

 Раньше всех весну встречает.   (Подснежник.)

 

6. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

 

Учитель:

   Вот так живёт народная мудрость – передаваясь из уст в уста. Правда, теперь всё реже можно услышать былины – сказания о русских богатырях – сказки теперь чаще не рассказывают, а читают по книжке. Но на гулянье можно ещё услышать весёлую частушку или народную песню.

- А вы, ребята, передаёте загадки, считалки, дразнилки, не думая при этом, что вы уже являетесь хранителями народной мудрости.

Сегодня  вы  действительно  показали  свои  знания в области устного  народного

творчества. Как  приятно  осознавать, что  культура русского  народа  жива, что  мудрые  изречения наших предков  не  забыты, они  дошли  до  наших времен, и, благодаря им  русский  язык  стал  более  выразительным и образным.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие в начальных классах на тему: "Путешествие в страну "Устное народное творчество""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Устное нар. творчество.pptx

Скачать материал "Внеклассное мероприятие в начальных классах на тему: "Путешествие в страну "Устное народное творчество""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Устное народное творчество                Хрупина Ольга Владимировна...

    1 слайд

    Устное народное творчество

    Хрупина Ольга Владимировна
    учитель начальных классов
    М МКОУ Переваленской ООШ № 1

  • Устное народное 
творчество
 русского народаУстное –   из уст в уста
Народное...

    2 слайд

    Устное народное
    творчество
    русского народа
    Устное – из уст в уста
    Народное – авторство народа
    Творчество – создание нового

  • Устное народное 
творчество
 русского народа Былины...

    3 слайд

    Устное народное
    творчество
    русского народа
    Былины Загадки
    Пословицы Сказки
    Поговорки Песни
    Приговорки Считалки
    Заклички
    Потешки Скороговорки

  • Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный...

    4 слайд

    Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм.
    Поговорка – незаконченное образное
    выражение.
    Пословицы и поговорки

  • ПОСЛОВИЦЫТерпенье и труд	     а не ученье-тьма.
Ученье-свет,		      там и сча...

    5 слайд

    ПОСЛОВИЦЫ
    Терпенье и труд а не ученье-тьма.
    Ученье-свет, там и счастье.
    Не спеши языком, всё перетрут.
    Труд кормит, торопись делом.
    Где труд, а лень портит.

  • Терпенье и труд	всё перетрут.

Ученье-свет,	а не ученье-тьма.

Не спеши языко...

    6 слайд

    Терпенье и трудвсё перетрут.

    Ученье-свет,а не ученье-тьма.

    Не спеши языком, торопись делом.

    Труд кормит, а лень портит.

    Где труд, там и счастье.

  • Русские     народные      песни   Колыбельные
   Патриотические
   Историч...

    7 слайд

    Русские народные песни
    Колыбельные
    Патриотические
    Исторические
    Былинные
    Обрядовые
    Плясовые
    Хороводные
    Шуточные
    Частушки
    Лирические



  • Загадка -выражение или изображение, нуждающееся в разгадке

    8 слайд

    Загадка -
    выражение или изображение, нуждающееся в разгадке

  • Сказки Волшебные

Бытовые

О животных

    9 слайд

    Сказки
    Волшебные

    Бытовые

    О животных

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 602 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.12.2020 1317
    • RAR 593 кбайт
    • 63 скачивания
    • Рейтинг: 1 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хасаншина Энже Гафуровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хасаншина Энже Гафуровна
    Хасаншина Энже Гафуровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82125
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 362 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 169 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 165 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек