КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Выступление на пед.совете
«Технология контрольно-оценочной деятельности
в начальных классах».
Подготовила:
Сухина Лариса Анатольевна,
учитель
начальных классов
«Технология
контрольно-оценочной деятельности в начальных классах»
Введение
Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ, в
том числе и для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, ставит перед учителями
задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и
расширению оценочного инструментария.
Принятый
Стандарт и сопровождающие его документы, методические разработки, предлагают
внедрить в педагогическую практику новую систему оценивания в классе,
построенную на следующих основаниях:
Слайд 2
ü 1)оценивание
является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в
образовательный процесс;
ü 2)оценивание может
быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые
(планируемые) результаты, соответствующие учебным целям;
ü 3) критерии
оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и
учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
ü 4) система
оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в
контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Основной смысл
критериального оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной
деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой
деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.
Критериальное
оценивание является основой практически всех оценочных методик.
Слайд 3 -«Лесенка» - ученики
на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не
понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя
ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить
самостоятельно;
Слайд 4 -« Волшебные
линеечки»- на
шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания.
Учащиеся
отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При
проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет,
то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы
могут и родители.
Приём
позволяет:
·
Увидеть свои успехи
·
Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя
·
Удерживает учебную функцию оценки
·
Помогает избежать сравнения детей между собой
Слайд 5 -«Светофор» -
оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – допустил
в задании более 2 ошибок (нужна помощь), жёлтый – допустил в задании 1-2 ошибки
(я умею, но не уверен), зелёный – выполнил задание без ошибок (я умею сам).
Слайд 6 -Допускается словесное
оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень
хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты –
«Хорошо» и т.д.
Во
время урока
чаще всего использую технологию «Светофор», учащиеся оценивают выполнение
заданий соответствующими цветами светофора, затем по количеству зелёных
сигналов оценивают работу на уроке соответствующим смайликом. Письменные
предметы оцениваются в тетради, устные в листах самооценки (Слайд 7)
На самостоятельных, проверочных,
контрольных работах (текущих, четвертных) задания подбираются таким образом,
чтобы подготовить учащихся к итоговой работе за год. Баллы
за выполнение заданий выставляются на основе заранее разработанных критериев (Слайд 8)
ü
Распределение
заданий по уровням сложности и оценивание
Уровень подготовки
11 – 6 баллов – достаточный уровень (выше
51%)
5 – 4 баллов – минимальный уровень (35 -
50%)
0 – 3 баллов – ниже минимального (ниже
35%)
Для
оценки достижений планируемых результатов по итогам учебного года использую
комплексную контрольную работу.
Слайд
9
ü В ней содержатся
задания сразу по пяти основным предметам, которые изучаются учениками начальных
классов: чтение, русский язык, математика, мир природы и человека, речевая
практика.
ü Результаты
определяются как «минимальные» и « достаточные»
ü Следует выделить
приоритетные планируемые результаты для данного предмета.
Результаты
выполнения комплексной контрольной работы позволяют оценить способности
обучающихся начальных классов решать различные типы учебно-практических и
учебно-познавательных задач, дифференцировать их по уровню сформированности
действий с учебным материалом: на минимальном и достаточном уровне.
Для
достижения этой цели в комплексной контрольной работе выделяются задания
минимального и достаточного уровня.
Слайд 10
-Какую
же структуру имеет комплексная контрольная работа?
ü
Комплексная
итоговая контрольная работа содержит проверку техники чтения «про себя» и
задания по чтению, русскому языку, миру природы и человека, речевой практике и
математике, объединённых общим входным текстом.
В работу
включены задания минимального и достаточного уровня сложности. Работа содержит
3 группы заданий.
ü 1-я группа – задания
минимального уровня, проверяющие освоение минимальных знаний и умений по
предмету. Учащимся предлагаются стандартные задания, аналогичные тем, с
которыми они встречались на уроках. Таких заданий в контрольной работе около
60%.
ü 2-я группа – задания
достаточного уровня сложности, проверяющие способность учащихся действовать в
ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения, а школьник сам
должен выбрать этот способ из набора известных ему. Таких заданий 25-30% от
общего объёма.
ü 3-я группа – задания
достаточного уровня сложности, проверяющие способность учащихся решать учебные
и практические задачи, комбинируя известные ему способы либо привлекая знания
из разных предметов.
В итоговой работе используются следующие типы заданий:
Слайд 11
ü Задание с
выбором правильного ответа, к каждому из которых приводится 3-4 варианта
ответа, их которых верен только один;
Слайд 12
ü Задание
без готового ответа или задание открытой формы с кратким ответом. Испытуемый
вписывает ответ самостоятельно в отведённом для этого месте;
Слайд 13
ü Задание
без готового ответа или задание открытой формы с развёрнутым ответом.
Испытуемый вписывает ответ самостоятельно в отведённом для этого месте;
Слайд 14
ü Задание на
установление соответствия между объектами;
Слайд 15
ü Задания
направленные на письменную работу с текстом: «спиши предложение», «запиши
предложение»;
Слайд 16
ü Задания с
использованием графического рисунка;
Слайд 17
Задание на чтение
текста «про себя».
Слайд 12
Готовя
комплексную контрольную работу, учитель разрабатывает критерии оценивания, где
прописываются контролируемые действия, уровень сложности и баллы за выполнение
каждого задания.
После
выполнения комплексной контрольной работы и подсчёта баллов определяется
уровень подготовки:
Слайд 13
ü
Уровень
подготовки
как
достаточный уровень -51% выполнения и выше
минимальный
уровень - от 35 -до50% выполнения
ниже минимального
- менее 35% выполнения
и соответственно выставляется отметка
Оценивание
«5» - 40 – 26
баллов (выше 65%)
«4» - 26 – 21
баллов (51 - 65%)
«3» - 20 - 14
баллов (35 – 50%)
Время
выполнения комплексной контрольной работы не должно превышать 3 учебных урока,
причём в один день не более двух.
Слайд 14
Конечно же возникает вопрос, как дети с легкой
степенью умственной отсталости справляются с такими работами?
Комплексная контрольная работа мотивирует ученика
на выполнение заданий.
ü Во-первых, она
предъявляется каждому ученику отдельно, на отдельном бланке.
ü Во- вторых, в
комплексной контрольной работе содержится значительное количество иллюстраций,
схем, таблиц, что значительно облегчает ребёнку работу, т.к. перёд ребёнком
имеется зрительная опора.
ü В- третьих, в
инструкции к выполнению комплексной контрольной работы содержатся слова похвалы
и поддержки.
ü В-четвёртых,
ученик всегда может рассчитывать на помощьи поддержку учителя.
Слайд 15
ü На слайде
представлен анализ комплексной контрольной работы.
Баллы за
выполнение заданий выставляются на основе заранее разработанных критериев.
В заключении хочется остановиться на мотивации
педагогов к действиям по преобразованию школьной системы оценивания.
Очень важно, чтобы начиная эту работу, педагоги
понимали, что это не «залётная идея», а планомерная работа «всерьёз и надолго».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.