Семьи очень разные, у каждых своих проблем и трудности, поэтому
невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как
взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога,
который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы
принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с
родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка
нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако
практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в
области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают
трудности в установлении контактов с детьми.
Совместно с родителями, педагогический коллектив пытается
использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы,
определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители
откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению
усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы
терпениеи целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск
оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка,
для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может
быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу,
действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги
деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть
дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы
взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей,
особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам
школы, класса.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими
другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и
формируется личность человека, его отношение к себе, своему
здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа ставит перед собой много
задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь
родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не
сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в
формировании личности ребенка. Предлагаем такие варианты внеурочной работы с
родителями:
1) Дни творчества детей и их родителей.
2) Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
3) Помощь в организации и проведении внеклассных дел и
укреплении матер ально - технической базы школы.
4) Родительское общественное патрулирование.
5) Шефская помощь.
6) Участие родителей в работе Совета школы.
В работе с родителями реализуются следующие цели:
1. Просветительская - способствовать родительскому видению
и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический
поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им
общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни
эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и
родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат: в
начальной школе - сформированность положительного отношения к школе,
престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому
коллективу;
- Психолого - педагогический лекторий.
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
- Индивидуальные тематические консультации.
- Ролевая игра.
- Посещение семьи.
- Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс:
родительские собрания; родительские дни в школе; совместные творческие дела;
социологические опросы; семейные праздники.
Таким образом, взаимодействие школы и семьи предполагает
установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в
активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной
системы - развитость, целостность личности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.