Современные
технологии проведения урока в начальной школе.
Урок
как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века. Это
педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни
урок остаётся самой распространённой организационной формой
учебно-воспитательного процесса в школе.
«Плохой
учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А.Дистерверг
«Урок
– это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение
точно установленного времени руководит познавательной и иной деятельностью
постоянной групп работы, учащихся (класса) с учётом особенностей каждого из
них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для
того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно
в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и
духовных сил школьников».
В
соответствии с общими положениями ФГОС в основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход.
Основной
задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому
ученику было бы комфортно и интересно добывать знания вместе с учителем.
Учитель в этом случае выступает в роли координатора, коммуникатора, партнёра.
В
соответствии с требованиями ФГОС было необходимым перестроить урок.
Как
построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности?
Системно
–деятельностный подход обеспечивает активное включение детей в
учебно-познавательную деятельность.
В
своей работе я использую такие технологии:
·
проблемно-
диалогическая технология.
·
Технология
работы с текстом
·
Технология
сотрудничества
·
Технология
оценивания образовательных достижений
Что
такое технология?
Технология – это
совокупность приёмов, средств обучения и определенный порядок их
применения.
Проблемно-
диалогическая технология.
Она
используется на уроках объяснения нового материала и позволяет заменить
традиционное объяснение учителя «открытием» знаний самими обучающимися. В этом
и состоит суть проблемно- диалогического обучения.
Что
такое технология?
Технология
– это совокупность приёмов, средств обучения и определенный порядок их
применения.
Проблемно-
диалогическая технология.
Она
используется на уроках объяснения нового материала и позволяет заменить
традиционное объяснение учителя «открытием» знаний самими обучающимися. В этом
и состоит суть проблемно- диалогического обучения
Проблемный
диалог – научное понятие
В
словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке
предъявления нового материала должны быть проработаны два звена: постановка
учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап
формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап
формулирования нового знания.
Второе
слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в
ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различаются
два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Для
начала давайте сравним, как устроен каждый из диалогов. Побуждающий диалог
представляет собой отдельные фразы: его реплики для противоречия и
формулирования проблемы, для выдвижения и проверки гипотез не связаны между
собой жестко. Подводящий диалог — система вопросов и заданий,
логическая цепочка, где из одного звена плавно вытекает другое.
Помимо
структуры, диалоги отличаются и мелкими признаками. В побуждающем
диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Поэтому школьник
испытывает некоторую неуверенность, переживает чувство интеллектуального риска:
« Вдруг не то брякну?». А так обычно и случается: класс высказывает массу
неожиданных ответов, прежде чем выходит на нужную формулировку учебной проблемы
(гипотезы, аргумента). И только с её появлением побуждающий диалог
прекращается.
Иное
дело — подводящий диалог. Он управляет мыслью детей жёстко, ведет ее пошагово.
Все его вопросы и задания посильны. Поэтому, вступая в диалог, ученики ничем не
рискуют, почти всегда дают правильные ответы и только в самом конце испытывают
радостное удивление: «А! Так вот это к чему мы шли-то!».
Подводящий диалог не может быть прекращен до последнего вопроса «на обобщение».
Ради которого, он, собственно, и затевался.
А
еще диалоги рознятся своими развивающими результатами. Побуждающий диалог
позволяет ученику выполнить творческие действия и, следовательно, более активно
творческие способности. Поэтому он обязателен при одаренных, сильных, способных
учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает
логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной
обучаемостью.
Елена
Леонидовна Мельникова, автор книги о проблемном диалоге, образно сравнивает
диалоги с техникой. Побуждающий диалог — это бульдозер. Он подталкивает
ребёнка к захватывающему, но рискованному прыжку через пропасть, когда так
легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог —
локомотив, который от станции к станции, довольно медленно, но верно везет
своих пассажиров к пункту назначения. Ответить однозначно на вопрос: «
Какой диалог лучше и нужнее побуждающий или подводящий?» - нельзя. Оба хороши!
Но каждый по- своему!
Таким
образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством
побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную
проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым
учитель вызывает у школьников интерес к новому материалу, формирует
познавательную мотивацию. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него
появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или
вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных
противоречий, значимых для детей.
Затем
посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск
решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание
учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Классификация методов обучения
Методы
|
Проблемно
– диалогические
|
Традиционные
|
постановки
проблемы
|
побуждающий
от проблемной ситуации диалог
|
подводящий
к теме диалог
|
сообщение
темы с мотивирующим приемом
|
сообщение
темы
|
поиска
решения
|
побуждающий
к выдвижению и проверке гипотез диалог
|
подводящий
от проблемы диалог
|
подводящий
без проблемы диалог
|
сообщение
знаний
|
Технология
проблемного диалога универсальна: ведь открывать знания вместе с детьми можно
на любом предмете и на всех школьных ступенях.
Приведу
вам пример двух фрагментов уроков по одинаковой теме.
Урок
математики. «Порядок действий».
учитель
|
ученик
|
На
доске запись:
?
8
– 3 + 4 = 9
8
- 3 + 4 = 1
Посмотрите
на выражения. Что вы заметили?
-
Значит, над каким вопросом подумаем?
-
Давайте найдем значение первого выражения.
-
Сначала сверху расставим порядок действий.
-
Как вы думаете, может быть во втором выражении такой же порядок действий?
-
Давайте расставим порядок действий.
Сосчитаем.
-
Какая проблема у нас возникает?
-
В математике существует знак ( ). Они и будут помогать нам определять порядок
действий.
-
Какая же тема нашего урока?
-
По какому же правилу мы будем вычислять выражения, если в нём есть скобки?
|
Реакция
удивления (означает возникновение проблемной ситуации)
-
выражения одинаковые, а ответы разные! (осознание противоречия)
-
Почему в одинаковых примерах получились разные ответы (учебная проблема).
-
Нет.
-
Как показать в выражении иной порядок действий
-
тема нашего урока: «Порядок действий»
-
Первое действие выполняется в скобках.
|
Урок
2.
Учитель:
Тема нашего урока «Порядок действий»
8 –
3 + 4 = 9
8 –
(3 + 4) = 1
Скобки
показывают, что это действие выполняется первым. Дома это правило надо выучить.
Мы
рассмотрели два фрагмента уроков. На каком уроке ребята больше думают, чаще
говорят и, следовательно, активнее формируют речь и мышление?
Одна
и та же цель - «знание» - достигалась учениками по-разному. На проблемном уроке
– творчески, а на традиционном – репродуктивно.
На
проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют,
рассуждают, а на этапе воспроизведения делают вывод, сочиняют стихи. Такая
учебная деятельность будет творческой.
На
традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его
мыслью, а на этапе воспроизведения запоминают готовое правило. Такая учебная
деятельность – «пришёл, увидел, заучил»- называется репродуктивной.
Проблемный
урок и традиционный - две большие разницы: разница в учебной деятельности даёт
разницу в результатах.
Но
мы должны понимать, что разница этих уроков на этапе введения и воспроизведения
знаний, а отрабатывать умения и приобретать навыки мы будем репродуктивно.
.Используется
приём – практическое задание не сходное с предыдущим.
3+7,
2+ 6, 4+ 5, 9+6
Все
ли примеры смог решить? Какой пример вызывает затруднение? Почему?
Проблемное
обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана
на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса,
удивления и недоумения.
Сообщение
темы с мотивирующим приемом.
Возрастная
специфика данного метода проявляется как в частоте его применения, так и в
качестве самого интригующего материала. При работе с младшими школьниками метод
используется часто, причём «ярким пятном» служат загадки, ребусы и кроссворды,
шуточные стихи и песенки, инсценировки и т.п.
Фрагмент
урока русского языка во 2 классе по теме: «Алфавит»
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка
проблемы
|
«Яркое
пятно»
|
-
Отгадайте загадки и первые буквы отгадок запишите:
|
|
Твоему
мячу подобен, только вкусен и съедобен.
Хоть
зелёные бока,
Мякоть
красная сладка.
Арбуз
Привела
я солнце
За
своё оконце,
К
потолку повесила,
Стало
дома весело.
Лампочка
Этот
глаз – особый глаз.
Быстро
взглянет он на вас,
И
появится на свет
Самый
точный ваш портрет.
Фотоаппарат.
Стеклянный
домик на окне
С
прозрачною водой,
С
камнями и песком на дне,
И
с рыбкой золотой.
Аквариум
Колосится
в поле рожь.
Там
во ржи цветок найдёшь.
Ярко-синий
и пушистый, Только жаль, что не душистый.
Василёк
Вот
он деревце качает
И
разбойником свистит,
вот
последний лист срывает,
И
кружит его, кружит.
И
не снег, и не лёд,
А
серебром деревья уберёт.
Иней
То
я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей- ка.
Можешь
и нарисовать…
Называюсь
я… тетрадь
|
Записывают
буквы, получается слово - алфавит
|
Тема
|
-Значит,
тема нашего урока?
|
Алфавит.
|
Формулирование темы и цели урока.
Послушайте задачу и догадайтесь, о какой букве идёт
речь.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный нам читать.
Слайд .
– Прочитайте слова
ден
кон …ки
пен
пал … то
сол
мал … чик
мол
угол …ки
лос ал…пинист
– Для чего в этих словах пишется буква ь?
(Для обозначения на письме мягкости согласных.)
–Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или
нет?
Фрагмент
урока русского языка в 4-ом классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце
существительных женского рода»
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка
проблемы
|
Мотивирующий
приём «Яркое пятно»
|
Заспорили
как-то слова «ночь» и «ключ», какое из них написано правильно.
Слово «ночь» кричит: «Я! После шипящих на конце существительных нужен
мягкий знак». Слово «ключ», кипятится: «Нет, я! После шипящих на конце
существительных мягкий знак не нужен!»
|
|
Тема
|
Сообщение
темы урока
Ребята!
Давайте разрешим спор слов и разберём правописание
мягкого
знака после шипящих на конце существительных.
|
|
Поиск решения
|
|
-
Прочитайте слова на доске.
-
На какие две группы можно разделить эти слова?
-Запишите
слова в два столбика.
-
Какой род у существительных первого столбика?
-
Какой род у существительных второго столбика?
-
Попробуйте сделать вывод.
|
Читают:
душ, ночь, ложь, дочь, ключ, ёж.
-
Женский род.
-
Мужской род.
Формулируют
правило (открытие нового знания).
|
Фрагмент
урока русского языка в 4-ом классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце
существительных женского рода»
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка
проблемы
|
Подводящий
к теме диалог.
|
-
Прочитайте на доске слова
|
На
доске:
Душ,
ночь, ложь, дочь, ключ, ёж
|
-
Что заметили общего?
|
-
Это имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
|
-
В чем различие?
|
Одни
имена существительные пишутся без мягкого знака, а другие - с мягким знаком
на конце слова.
|
Тема
|
-
Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует
тему).
|
Мягкий
знак после шипящих на конце существительных.
|
Поиск решения
|
|
-
Прочитайте слова на доске.
-
На какие две группы можно разделить эти слова?
-Запишите
слова в два столбика.
-
Какой род у существительных первого столбика?
-
Какой род у существительных второго столбика?
-
Попробуйте сделать вывод.
|
Читают:
душ, ночь, ложь, дочь, ключ, ёж.
-
Женский род.
-
Мужской род.
Формулируют
правило (открытие нового знания).
|
Фрагмент урока
русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках» стр.103,
упр. 147
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка
проблемы
|
Подводящий
к
теме диалог.
|
-
Спишите из упражнения слова «долетел, забежал, надписал, окружили и т.д.
-Поставьте
ударение.
-Подчеркните
безударные гласные.
-
В каких частях слова находятся безударные гласные?
-
Обозначьте их.
-
Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?
-
А какого правила о безударных гласных не изучали?
|
-
записывают слова
-
ставят ударение
-
подчёркивают
-
в корне и приставке.
-
обозначают
-
О безударной гласной в корне.
-
наверное, о безударных гласных в приставках.
|
Тема
|
-Значит,
какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует
тему).
|
Безударные
гласные в приставках.
|
Поиск
решения (открытие новых знаний)
Учитель
|
Ученики
|
-
Из упражнения выпишите в один столбик слова с приставками под ударением, а в
другой – без ударения.
-
Поставьте ударение. Выделите приставки.
-
Что общего между приставками под ударением и без ударения?
-
В каких приставках пишется гласная о?
-
В каких приставках пишется гласная а?
-
Какой вывод вы можете сделать о правописании безударных гласных в приставках?
-
А теперь прочитайте правило в учебнике. Сравните с вашим выводом.
|
-выписывают
слова, ставят ударение, выделяют приставки.
-
Гласные в приставках под ударением и без ударения одинаковые.
-
до-, по-.
-
за-, над-.
-
формулируют правило (открытие нового знания)
|
Фрагмент
урока русского языка 2 кл.
Тема:
Развитие умения различать приставки и предлоги.
Проблемная
ситуация. Работа по учебнику в упр. 137
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка
проблемы
|
Побуждающий
к
теме диалог.
|
- Работа
по учебнику упр.137
|
Сравнивают
слова 1-ого и 2-ого столбика
|
-
Что одинакового заметили в словах 1 –ого и
2- ого столбика?
|
Одинаковые части, которые выделены
|
- А что разного у этих частей?
|
Одни пишутся слитно, а другие раздельно
со словами
|
- Почему?
|
В 1 -м
столбике - приставки, во 2-м - предлог
|
|
Тема
|
- Какой
возникает вопрос?
|
- Как
отличить одинаковые по написанию приставки и предлоги?
|
Открытие новых
знаний.
Используем подводящий диалог (по упр. 138).
1. Задание
1. Дети
заканчивают сочетания: зашёл за дом, помчался по дороге, прочитал
про приключения, донёс до двери... устно, затем
записывают в тетрадях.
- Как
записаны первые слова в сочетаниях? (Слитно.) (Это приставки.)
- Как
вы записали новые слова, слитно или раздельно с
за, по, про...? Почему? (Это предлог.)
-
Что общего вы заметили у слов, которые пишутся слитно. Подсказка: что все они называют?
(Это названия действий.)
- А у
тех, которые пишутся раздельно? (Это слова-названия предметов.)
Сделайте
1-й вывод: с
какими словами никогда не употребляется предлог, а с какими употребляется? (Со
словами-названиями действий никогда не употребляется предлог, а с названиями -
предметов употребляется.)
2. Задание
2. Проведём
эксперимент (в группах).
-
Попробуйте вставить подходящее по смыслу слово между
предлогом и следующим словом: за ... дом, по ... дороге,
про ... приключения (про соседний дом, по широкой дороге, про невероятные
приключения)
- А
также попробуйте вставить подходящее по смыслу слово между приставкой и корнем
в первых словах сочетаний: за(… шёл) по (...)мчался и т.д.
- Что
у вас получилось? (Между предлогом и следующим словом можно вставить новое
слово, а между приставкой и корнем нельзя
Сделайте 2-й вывод: где
можно вставить новое слово в словосочетание? (Новое слово можно вставить между
предлогом и словом.)
На основе этих двух выводов
сформулируйте правило о том, как различить одинаково звучащие предлоги и
приставки и как правильно написать их.
Сравнение выводов учеников
с правилом в рамке учеб упр.
139.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.