Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВыступление на конференции по теме «Технологии активной музыкотерапии в работе по развитию фонематического восприятия у детей»

Выступление на конференции по теме «Технологии активной музыкотерапии в работе по развитию фонематического восприятия у детей»

Скачать материал

Шетенкова Кристина Алексеевна

 

учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

 

Выступление на конференции по теме «Технологии активной музыкотерапии в работе по развитию фонематического восприятия у детей»

 

Слайд 1.

 

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам выступление по теме «Технологии активной музыкотерапии в логопедической работе по развитию фонематического восприятия у детей».

Музыкотерапия - это лечение посредством музыки, твор­ческого самовыражения. Музыка может менять душевное и физическое состояние человека; об этом знали еще древние.

В настоящее время музыкотерапию считают самостоятель­ным направлением, своеобразным разделом психотерапии, на нее возложен ряд задач по психокоррекции. Несмотря на то, что использование музыки в лечебных целях получает в на­стоящее время все большее распространение, теоретические и практические аспекты музыкотерапии до конца не разработаны.

При этом состояние здоровья детей вызывает обоснованную тревогу. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что те или иные недостатки речевого развития имеются у 25-30% детей дошкольного возраста и у 17-20% детей школьного возраста. Кроме того, по данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер.

 Этиологические факторы речевых нарушений сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.

 


Слайд 2.

 

Исходя из вышеизложенного, представляется актуальной проблема разработки комплексных программ изучения и коррекции состояния просодических компонентов речи, позволяющих проводить объективную оценку нарушения просодики у детей с речевой патологией.

Цель исследования: определить способы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: особенности просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: процесс формирования и развития просодики у дошкольников с речевыми нарушениями.

Гипотеза исследования: Предположение, что преодоление просодических расстройств у дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование мелодико-интонационных компонентов речи.

Программа обследования включала в себя следующие разделы:

- обследование восприятия и воспроизведения ритма,

- обследование восприятия и воспроизведения интонации,

- обследование восприятия логического ударения,

- обследование модуляций голоса по высоте, по силе,

- обследование восприятия и воспроизведения тембра.

Анализ результатов исследования подтвердил неоднородность и вариативность нарушений просодики у всех детей с общим недоразвитием речи. Это обусловлено совокупным влиянием различных факторов, таких как состояние акустических характеристик голоса, уровень речевого развития детей, нарушение иннервации мышц артикуляционного и голосового аппарата, а также уровень слухового самоконтроля детей. Трудности мелодико-интонационного оформления речи дошкольников с ОНР проявляются в неточностях при отраженном воспроизведении разных ритмических и интонационных структур, в ошибках при передаче логического ударения, а также при самостоятельном воспроизведении фраз, имеющих различную интонационную окраску.

Была поставлена задача разработки и реализации комплексной системы педагогической деятельности по развитию фонематического восприятия у детей средствами музыкотерапии.

 


Слайд 3.

В настоящее время все большую популярность приобретают интерактивные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одними из таких перспективных направлений являются технологии активной музыкотерапии.

Вокалотерапия и музыкально-педагогическая реабилитация разработаны в нашей стране. Они отличаются оригинальностью, индивидуальным подходом к пациентам, многогранностью лечебно-восстановительных свойств и высокой эффективностью.

Музыкально-педагогическая реабилитация – это направление в музыкальной терапии, использующее для лечебно-восстановительной цели музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде обучения детей пению, игру на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танца, игры), прослушивания музыки, музыкально-дидактических игр. Музыкально-педагогическая реабилитация преимущественно и наиболее успешно проводится с детьми, отстающими в развитии, с нарушениями слуха и речи.

На занятиях с применением приемов музыкотерапии ставится целью – не развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками пения и игры на музыкальных инструментах. Тонирование, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, игры-вокализации, музыкально-дидактические игры – таковы основные элементы занятий, и направлены они на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, в частности развития фонематических процессов.

В ходе занятий ребенок получает слуховую «наглядность» в дополнение к зрительной и двигательной. Таким образом, в работу включаются все компоненты речи, что позволяет сделать коррекционную работу наиболее эффективной.

В основе реализованного опыта – апробированный музыкально-литературный материал, активной используемый в решении задач коррекции речевых нарушений у старших дошкольников, в частности, в развитии фонематического восприятия.

Игры-вокализации, музыкально-дидактические упражнения, музыкально-двигательные игры, тонирование, упражнения для развития ритма и песни для коррекции звукопроизношения, традиционно применяемые в логопедической практике, а также новые авторские варианты упражнений необходимы в работе с детьми, нуждающимися в речевой и двигательной реабилитации, коррекции речевых нарушений.

ВИДЕО: 001_Семь ночей и дней в неделе


Слайд 4.

 

Развитие внимания и памяти, умения различать разнообразные шумовые звуки

 

Состояние речи ребенка тесно связано с его психомоторными функциями, поэтому развивать речь необходимо вместе с развитием внимания, памяти, чувства ритма, моторики и других элементов неречевого звена. У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного и, особенно, слухового внимания и памяти. На логопедических занятиях целесообразно проводить упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. Это один из наиболее важных разделов коррекционной работы.

Он начинается с различений разнообразных шумовых звуков. В результате систематической коррекционной работы с использованием специально подобранных упражнений у детей постепенно улучшается реакция на различные виды раздражителей. Они учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания. Проявляется умение распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память, как моторная и зрительная, так и слуховая.

В качестве организационного момента на занятиях хорошо использовать записи звуков природы: шум моря, ветра, пение птиц, голоса зверей и т.д.

 

ВИДЕО: 002_Шумовой оркестр


Слайд 5.

 

Развитие слухового внимания на речевом материале

Тонирование.

Цель – развитие речевого дыхания.

Во время занятий тонирование используется для уравновешивания процессов мозгового кровообращения, улучшения ритма и глубины дыхания, снятия фактора тревожности. Дети тонируют на удобной для них высоте звука.

 

ВИДЕО: 003_Тонирование гласных

 

Слайд 6.

 

Звуковые цепочки

Цели – развитие диафрагменно-грудного дыхания; увеличение продолжительности выдоха, его силы и постепенности; развитие речедвигательного анализатора.

Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением, что способствует приближению его к нормальной артикуляции.

Материалом для упражнений служат отдельные звуки, а также «звуковые цепочки». Все упражнения проводятся по подражанию. Во время занятий дети стоят вместе с логопедом, хорошо его видят, двигаются и тонируют речевой материал синхронно с ним. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.

Движения, сопровождающие гласные звуки, должны быть плавными, длительными по времени.

Работа над йотированными гласными проводится в два этапа: сначала дети учатся тонировать слитно звуки «и» и другой гласный (и - а, и - о, и – э, и – у), сопровождая тонирование движениями, плавно переходящими одно в другое. При тонировании собственно йотированной гласной (йа, йо, йе, йу) движение рук вверх, сопровождающее ранее произнесение звука «и», заменяется очень коротким движением указательных пальцев от себя вверх. Важно, чтобы характер движений оставался постоянным.

 

 ВИДЕО: 004_гласные для пения

 

ВИДЕО: 005_релакс

 

Слайд 7.

 

Дифференциация смешиваемых согласных звуков

 

Для уточнения произнесения согласных звуков, прочного их усвоения и дифференциации используется тонирование в сочетании с движениями-символами. Характер движения определяется по характеру артикуляции:

- движения, сопровождающие тонирование взрывных глухих согласных (п, т, к), быстрые, резкие, по динамике напряженные,

- движения, сопровождающие тонирование взрывных звонких согласных (б, д, г), быстрые, но расслабленные,

- движения, сопровождающие тонирование смычно-проходных согласных (м, н, л), медленные, плавные, напряженные,

- движения, сопровождающие тонирование фрикативных глухих согласных (ф, с, ш, х) плавные, очень напряженные,

- движения, сопровождающие тонирование фрикативных звонких согласных (в, з, ж), очень напряженные, дрожащие.

Звонкие согласные звуки  - тонируются, глухие – проговариваются. Обращается внимание детей на то, что  тонировать можно только звонкие согласные в отличие от глухих, что способствует выработке умения отличать их друг от друга.

 

ВИДЕО: 006_Ш-Ж

 

Слайд 8.

 

Игры-вокализации

 

Цели игр-вокализаций – развитие слухового внимания, просодической стороны речи, формирование речевого дыхания.

 

ВИДЕО: 007_Разбудим ежа


 

Слайд 9.

 

Развитие чувства музыкального размера

 

У детей с речевой патологией наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. У них возникают сложности в воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или меняет местами его слоги, звуки. Происходит это все по той же причине – проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, так как не чувствует ее.

На занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, то есть силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-нибудь условный сигнал, например, хлопнуть в ладоши. Сначала детей учат выделять неожиданный акцент и лишь затем – метрический (равномерно повторяющийся акцент) в музыке; метр-ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные и неравные) промежутки времени.

 

Развитие чувства ритма

 

Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз. Ударный акцент в музыке сопоставим с ударением в слове.

Работа по развитию чувства ритма у детей начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнения под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений. В дальнейшем к движениям добавляются звуки, слова, которые ребенок должен произносить в заданном движением ритме.

 

ВИДЕО: 008_быстро_медленно


Слайд 10.

 

Коррекция звукопроизношения

 

Цели упражнений – автоматизация отдельных звуков в словах и предложениях, развитие моторной координации

 

ВИДЕО: 009_Зум

 

Слайд 11.

 

Для оценки эффективности предложенной методики было проведено контрольное обследование с использованием диагностических заданий констатирующего  этапа исследования (входная диагностика). Сопоставление полученных данных позволило оценить динамику развития указанных параметров. Анализ полученных результатов выявил положительную динамику при выполнении диагностических заданий после реализации системы работы по развитию фонематического восприятия у детей средствами музыкотерапии.

 

ВИДЕО: 010_Научились

 

Слайд 12.

 

В результате подтвердилась гипотеза исследования - преодоление просодических расстройств у дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование мелодико-интонационных компонентов речи.

Спасибо за внимание!

 

ВИДЕО: 011_С караваем мы пришли

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление на конференции по теме «Технологии активной музыкотерапии в работе по развитию фонематического восприятия у детей»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.03.2020 101
    • DOCX 91.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галлямова Алла Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галлямова Алла Анатольевна
    Галлямова Алла Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75590
    • Всего материалов: 242

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 424 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек