+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаУрок "Твёрдые и мягкие согласные"

Урок "Твёрдые и мягкие согласные"

Конспект урока по русскому языку

3 класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные»

Цель: закрепить полученные знания о способах обозначения твёрдости- мягкости согласных буквами а, ы, о, у, и, е, ё, ю, я.

Задачи:

отработать умения учащихся различать слова с твёрдыми и мягкими согласными устно и при письме;

- развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотношении мягких и твёрдых согласных звуков;

-  воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности через включение в урок игровых моментов.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. 

Оборудование: компьютер; учебник,; карточки с словами.

Ход урока

I. Организационный момент. 
Добрый день, мои друзья, 
Очень рада снова я. 
Вот и прозвенел звонок, 
Начинаем наш урок. 
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работать.

II. Актуализация опорных знаний.

На доске ЛЫБ

У ЧЕ КА

ЛИ ЦА

МНИ НИК

а)Собери слова из трех кубиков. Начинай все слова с первого кубика.

б)У вас должна получиться 4 слова.

в)Дели их на слоги и для переноса.

Пальчиковая гимнастика

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Минутка чистописания. 

Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Откройте тетради, подпишите число, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку). Стихотворение;

На минутке чистописания вспомним соединения гласных с буквой т, запишем соединения в тетрадь

та, то, ту, ты

тя, те, тю, ти.

Лучшую букву обведите карандашом в круг.

- Обратите внимание, как произносится звук «т» в первой строке и во второй?

III. Создание проблемной ситуации.

- Прочитайте слоги первой строчки?

- Прочитайте слоги второй строки?

- Обратите внимание, как произносится звук «т» в первой строке и во второй?

Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Над какими буквами будем наблюдать?

Сообщение темы урока.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Твёрдые и мягкие согласные буквы». Вы будете учиться различать согласные по твёрдости и мягкости.

IV. Изучение нового материала.

- Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в гости в город, где живут согласные и гласные буквы.

- Вы согласны? Тогда отправляемся в путешествие.

- Посмотрите, в волшебном городе есть два дома, там живут гласные.

- Вы знаете, что гласные буквы дружат с согласными, постоянно ходят к ним в гости.

- Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (мягкой согласной, дети произносят слоги)

- Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (твёрдой согласной, дети произносят слоги)

Работа с учебником

Жители страны теперь хотят посмотреть, как вы умеете правильно выполнять упражнения, которые есть в учебнике.

Найдите в учебнике упр.1(устно)

Произнеси первые звуки в каждой паре слогов. Какие звуки произносятся твердо, а какие мягко?

Найдите в учебнике упр. 2. на стр.70.

(Выполнение упражнения в тетрадях.)

Вы молодцы! Буквам очень понравилось, как вы выполняли задание.

- От чего зависит мягкость или твёрдость согласных звуков? (от следующих за ними букв)

- Какие буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (а, о, у, ы)

- При каком условии эти буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (Если стоят после букв, обозначающих согласные звуки).

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (буквы е, ё, ю, я, и).

- При каком условии буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков? (Если стоят после согласных)

Попробуйте теперь сделать вывод (чтение правила на стр. 79 в учебнике).

9. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V. Закрепление изученного материала.

В гости в город гласных и согласных букв пришли ребята.

- Давайте прочитаем, как их зовут? (Митя, Вова, Сеня, Шура, Саша, Витя).

- Буквы предложили: «У кого имя с твёрдыми согласными, сядет на твёрдую скамеечку, а у кого имя с мягкими согласными - на мягкий диванчик (дети выходят по очереди и прикрепляют имена).

(Выполнение упражнения в тетрадях.)

- Вы молодцы! Буквам очень понравилось, как вы выполняли задание.

Динамическая пауза (дети выходят из-за парт).

- А сейчас немного поиграем.

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушать.

- Если в слове первый звук твёрдый, вы топаете, а если мягкий молчите

(мяч, лев, лук, гора, белка, ворона, ветер).

 Взаимопроверка выполнения заданий на карточках.

Буквы построили в своём городе домики для слогов. Побежали к домику слоги: ку, лю, ди, зи, ле, то, ма, ры.

- Прибежали слоги и стали жить дружно, целыми словами. Составьте из слогов слова и напишите их в домике.

- Кто всё сделал, поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

Домашнее задание.

Упр. 7, стр.79

VI. Рефлексия.

- Что нового узнали?сегодня?

- Какие буквы пишутся после твёрдых согласных?

- Какие буквы после мягких согласных?

- В каком городе мы были в гостях?

- Что понравилось на уроке?

Оценка учащихся.

Выполнил: Галимуллина Фануза Ахтямовна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
20
Номер материала
9160
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.