Дидактическая структура урока
|
Ход урока
|
Примечания
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Организационный
момент
|
- Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть.
Меня зовут Анна Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Сядет тот, кто произнесёт предложение
|
Приветствуют учителя,
проверяют рабочее место, настраиваются на урок.
Дети по очереди
произносят предложения, садятся на своё место
|
|
Повторение
пройденного материала
|
- Что вы произносили?
- Послушайте
внимательно:
В лесу
Утром Митя с папой пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Домой вернулись к
обеду.
- Что я сейчас
прочитала?
- Повторим с вами это
слово хором, тихо… ТЕКСТ
- Вспомните, из чего
состоит текст?
- Из чего состоит
предложение?
|
- Мы произносили
предложения
- Вы прочитали текст
- ТЕКСТ
- Текст состоит из
предложений
- Предложение состоит
из слов
|
|
Сообщение темы
занятия
|
- Сегодня мы узнаем, из чего состоит
слово. Слова делятся на части, как на дольки апельсин. Эта долька и
называется слог
- Повторим …СЛОГ
- Скажите, что помогает нам узнать,
сколько в слове слогов, в детском саду учили?
- Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять
количество слогов в словах. Встаньте…
Учитель называет слова
(кот, коза, собака;
мышь, утка, корова)
и вместе с детьми считает слоги сначала
первым способом, затем вторым.
Садитесь!
- Сейчас я вам буду загадывать загадки,
ваша задача определить количество слогов в словах-отгадках, подняв карточку с
правильным ответом:
1) Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и …..
2) Хвост пушистый – краса
И зову её - …..
3) Сапожник, сапожник!
Скорей помоги!
Совсем прохудились
Мои …..
4) Я расчищу снег, ребята
Только мне нужна ….
5) У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?
6) Кто же это ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе, ходят ….
|
- СЛОГ
- Надо хлопать в
ладоши и говорить слово по частям или проговорить слово, положив руку под
подбородок.
Работаем
стоя.
Дети отвечают полным
ответом, сколько слогов в слове.
(-В слове «кот»
один слог)
- Вода, в слове
«вода» 2 слога.
- Лиса, в слове
«лиса» 2 слога
- Сапоги, в слове
«сапоги» 3слога
- Лопата, в слове
«лопата» 3 слога
- Буратино, в слове
«буратино» 4 слога
- Черепахи, в слове
«черепахи» 4 слога
|
Раздаём
детям карточки с цифрами
|
Закрепление знаний и
способов действий
|
Учитель вывешивает
картинки с изображением сказочных героев
- Сегодня к нам в
гости пришли сказочные герои – Филя и Тотоша. Нам надо подарить им подарки. У
нас есть картинки, названия которых состоят из 2 слогов и 3 слогов. Как вы
думаете, кому из гостей какие картинки достанутся и почему?
Учитель демонстрирует
картинки (дыня, машина, кубики, пони, пила, собака, лопата, колесо, юла,
дерево, рука, шапка), а ученики прикрепляют их под изображениями Фили и
Тотоши, объясняя свой выбор.
|
- Имя «Филя» состоит
из 2 слогов, поэтому мы подарим ему картинки, в названиях которых 2 слога, а «Тотоша»
- 3 слога, подарим картинки, названия которых состоят из 3 слогов.
|
Каждому ученику по
слову
|
Физкультминутка
|
Дети отстукивают ритм
стихотворения разными способами.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки – туки – туки – тук!
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
И постукивают, и похрюкивают!
|
|
|
Обобщение и
систематизация знаний
|
Учитель вывешивает
слог «МУ»
- Ребята, что здесь
написано?
- Что это такое?
- Есть ли смысл в
слоге «ХА»?
- Ребята, а если мы
соединим эти слоги вместе, что получится?
- А что такое муха
или кто такая, если это слово обозначает живой предмет?
Учитель вывешивает
картинку.
- Вывод: слог – часть
слова, не содержащая в себе смысла этого слова, а любое слово имеет
определённый смысл.
- А сейчас возьмите
простой карандаш и раскрасьте мухе лапки. Сколько лапок у мухи?
|
- Муха
- У мухи 6 лапок.
|
|
Контроль и
самопроверка знаний
|
Работа со схемами
слов
- Вы научились делить
слова на слоги, а теперь мы научимся работать со схемами слов. У каждого из
вас есть набор полосок. Длинная полоска обозначает слово, а короткая – часть
слова, т.е. слог.
Один ученик работает
у доски, остальные работают на месте.
- Сколько слогов в
слове «муха»?
- Сколько коротких
полосок надо положить?
(Один ученик работает
у доски, остальные работают на месте)
Аналогично работа проводится
с другими словами: ваза, собака, кукуруза.
Учащиеся по очереди
меняются у доски.
- Что-то Филя с
Тотошей у нас заскучали. Давайте поднимем им настроение и посмотрим телевизор
(вывешивается изображение телевизора с перевернутой картинкой)
- Что-то случилось с
нашим телевизором. Чтобы появилось изображение, надо отгадать, что за слово зашифровано
на карточках.
Карточки со слогами: чи,
мя (учащиеся отгадывают слово, учитель переворачивает картинку с
соответствующим изображением) Аналогично выставляются слоги: ма, на, ши;
ры, ша; ка, ру, ду, га.
Учитель предлагает
детям выделить первые слоги из названий картинок и составить из них слова,
далее объединив их в предложения.
Картинки: перо,
телефоны, курица, пила, лиса, роза, бобы,
тазы.
По ходу выделения
первых слогов из слов учитель выставляет соответствующий слог на наборном полотне.
Дети читают предложение «Пете купили робота» и чертят его схему
____ _____ .
|
- В слове «муха» 2
слога
- Надо положить 2
короткие полоски
|
На листочках. Выдать!
|
Рефлексия
Время:
|
- Давайте повторим,
как называются части слова?
- Как узнать, сколько
в слове слогов?
- Чем слог отличается
от слова?
- Ребята, вам
понравился урок?
- Если вам все было
понятно, то поднимите большой палец вверх, если было не все понятно, были
какие-то трудности, то большой палец поднимите горизонтально, если вообще
ничего не поняли – палец вниз.
|
Отвечают на вопросы
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.