Т е м а: Использование прилагательных в речи и
художественном тексте.
(урок с использованием ИКТ по теме «Из старины
пришедшие ремесла…»)
Цели и задачи:
1.
Формировать
умение видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном
тексте, развивать умения использовать эпитеты в письменной речи.
2.
Вспомнить
правописание безударных окончаний прилагательных.
3.
Воспитывать
чувства патриотизма и любви к родине, способствовать воспитанию эстетического
восприятия окружающего мира и пробуждению у шестиклассников интереса к
народного творчества.
Тип урока:
·
урок развития речи
учащихся с применением ИКТ.
Оборудование: компьютеры,
программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», мультимедийный проектор,
раздаточный материал, музыкальные композиции в исполнении квартета «Скиф»,
презентация «Из старины пришедшие ремесла…»
План урока:
1.
Оргмомент.
2.
Постановка цели и задач
урока.
1.
Вступительное слово
учителя.
2.
Презентация «Из старины
пришедшие ремёсла…».
3.
Повторение изученного
ранее о прилагательном.
1)
Определение прилагательного.
2)
Повторение орфограммы
«Правописание окончаний имён прилагательных» прилагательного.
·
1 группа – правописание
окончаний прилагательных (работа с программой-тренажёром «Фраза»).
·
2 группа – работа со
стихотворением «Гжель».
4.
Функции прилагательных в
речи и художественном тексте.
·
Работа с текстом
стихотворения «Гжель».
Физминутка.
·
Творческое задание.
5.
Подведение итогов.
6.
Домашнее задание с
инструкцией.
7.
Рефлексия.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка:
необычен он уже тем, что проходит в кабинете информатики. Я хочу пожелать нам
плодотворной работы и уверенности. У нас всё получится.
2. Постановка цели и задач урока.
Учитель:
Запишите, пожалуйста, в рабочий лист урока число и тему.
Пятнадцатое ноября.
Классная работа.
Использование прилагательных в речи и художественном
тексте.
Я Российский лубок
вам в стихах нарисую,
В нем цветов разноцветье, в нём беда и любовь.
Вам лубок из цветов от души подарю я,
Чтобы вместе Россию мы увидели вновь.
В этом странном лубке есть и радость, и слезы,
В нём матрешки веселье, Ваньки-встаньки черты.
Хохломы в нём и гжели наши русские грёзы,
В нём истоки, Россия, твоей красоты.
Показ презентации «Из старины пришедшие
ремёсла…»
В стихотворении и презентации встретилось новое для вас слово – ЛУБОК.
Обратите внимание!
Лубок (слово записано на доске) – липовая доска,
на которой гравировалась(вырезалась) картина для
печатания, а также простая и доходчивая,
обычно
с поясняющей надписью картина такого изготовления.
Учитель:
Запишите это слово, подберите к нему прилагательные. Зачитайте.
Ученик:
Красивый, русский, резной, цветной, необычный.
3. Повторение изученного ранее о прилагательном.
1) Определение прилагательного.
Учитель:
Мы видели, как народные умельцы искусно подбирают оттенки цвета,
создавая произведения. Подобно художнику, поэт подбирает слова.
Цель нашего урока – научиться определять роль прилагательных в тексте,
использовать их в создаваемых текстах, повторить правописание окончаний прилагательных.
Для реализации целей урока я предлагаю следующий план:
1. Повторение изученного ранее о прилагательном.
1) Определение прилагательного.
2) «Правописание окончаний имён прилагательных».
2. Функции прилагательных в речи и художественном
тексте.
·
?
·
?
·
?
3. Практическая работа.
На экране высвечивается предложение:
Испокон веку славились русские люди как искусные
мастера.
Учитель:
Найдите в предложении прилагательные.
Ученик:
Русские, искусные.
Учитель:
Какая часть речи называется прилагательным?
Ученик:
Прилагательным называется самостоятельная часть речи, которая отвечает
на вопросы…………………………………………………..
Учитель:
Каждый поэт и писатель – искусный мастер слова, его произведения
поражают точностью и образностью. Но язык мастера должен быть не только
красивым, но и грамотным.
2. Вспомним правописание окончаний
прилагательных.
На экране появляется модель определения окончаний
прилагательных:
Мастеров (как ?
) искусн
Х
Существительное (как
|
их
|
?)
прилагательное с
|
их (ых)
|
Учитель:
………………………, прокомментируй запись.
Ученик:
Чтобы правильно написать окончание прилагательного, надо от
определяемого существительного задать вопрос. Какое окончание в вопросе, такое
окончание будет у прилагательного.
Учитель:
Для повторения орфограммы предлагаю следующую работу с текстом
стихотворения «Гжель» - текст стихотворения у вас на столе, отрабатывает
правописание окончаний прилагательных, по окончании работы - взаимно проверка
Ребята самостоятельно вставляют окончания
прилагательных в стихотворение «Гжель».
Гжель
Есть в Подмосковье такое местечко:
Бел… рощица, син… речка.
В этой негромк… российск… природе
Слышится эхо любим… мелодий.
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей –
Расцветает гжель васильков… ,
Незабудков… гжель.
Рядом с осинками в син… рябинках,
Син… гроздья на син… рябинках,
Син… зори и син… птицы
С этой красой ничто не сравнится.
Звонк… волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Проверка, итог.
Ученик читает стихотворение.
Учитель:
А теперь обратите внимание на другой вариант этого стихотворения.
Есть в Подмосковье такое местечко:
рощица, речка.
В этой природе
Слышится эхо мелодий.
И вода ,
И дыхание ветра –
Расцветает гжель,
гжель.
Рядом с осинками в рябинках,
гроздья на рябинках,
зори и птицы.
С этой красой ничто не сравнится.
волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Учитель:
Что изменилось в тексте?
Ученик:
В тексте нет прилагательных. Он стал скучным и неярким.
Учитель:
Правильно, и мы переходим к следующему этапу – определение функций
прилагательных в речи и художественном тексте.
Учитель:
Гжель
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо любимых мелодий.
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей –
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.
Рядом с осинками в синих рябинках,
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы.
С этой красой ничто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
|
1. Выделяют нужный предмет из многих
одинаковых.
2. Передают красоту, яркость, разнообразие
окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее.
3. Выражают личностное отношение.
|
Ребята, обратите внимание на словосочетания, выделенные красным цветом.
Вот похожие словосочетания резиновый мяч, жёлтый карандаш. Что выделяют прилагательные в данных
словосочетаниях?
Отношение к названному предмету.
Учитель:
Ребята, 2 функция (Передача красоты, яркости, разнообразия окружающих
предметов) особая.
Как называется художественно-изобразительное средство, в основе
которого эта функция?
Ученик:
Эпитет.
Учитель:
Письменно подберите эпитеты (красочные, образные определения) к слову ЛЕС.
Прочитайте свои примеры.
Ученик:
Сказочный, волшебный, тихий, молчаливый.
1) Творческое задание.
Внимание!
Учитель:
Мы рассмотрели функции прилагательных и теперь переходим к следующему
этапу урока – практической работе. Для выполнения заданий обратите внимание на
слайд.
Ученики первого ряда – мастера-умельцы. Их задача – создать эскиз изделия
народного промысла, используя раздаточный материал (лежит у учащихся на
столах). По окончании работы – свои эскизы вывешиваете на доску.
Учитель демонстрирует раздаточный материл.
Ребята пять-шесть минут работают в группах
Учитель:
Народные умельцы справились со своей задачей, посмотрите на результаты
их труда.
Слово писателям. Первый рассказ о подносе из Жостово. Читаем текст.
Ученик:
Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В
центре подноса - …………………… букет. Несколько самых крупных …………………… и ………………………
цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и
………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ……………….
веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.
Ученик читает выразительно текст, называет
прилагательные, которые были вставлены, определяет их функцию.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Учитель:
Вспомним цели, которые были поставлены в начале урока:
·
научиться определять роль
прилагательных в тексте,
·
использовать их в
создаваемых текстах,
·
повторить правописание
окончаний прилагательных.
Мы реализовали все цели?
Ученик:
Да.
Учитель:
Хорошо. Тогда назовите ещё раз функции прилагательных в речи и
художественном тексте.
Ученик:
1. Выделяют нужный предмет из многих одинаковых.
2. Передают красоту, яркость, разнообразие
окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее.
3. Выражают отношение к предметам.
Учитель:
Рассматривая функции
прилагательных, мы говорили о произведениях народного творчества. Но я надеюсь,
что от вашего внимания не ускользнула и ещё одна важная мысль урока: изделия
мастеров-умельцев передают красоту души народа.
Учитель:
Посмотрите в рабочий лист урока и запишите тему домашнего
сочинения-миниатюры с « Из старины пришедшие ремёсла…».
Учитель:
Ребята, урок подходит к концу, мне хочется сказать вам большое спасибо
за работу.
На прощание я
предлагаю создать всем вместе эскиз жостовского подноса. У каждого из вас
остались от урока свои, особые ощущения, передайте их цветами, они у вас лежат
на парте. Каждый цвет обозначает ощущение или настроение, переданных с помощью
прилагательных.
Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В
центре подноса - …………………… букет. Несколько самых крупных …………………… и ………………………
цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и
………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ……………….
веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.
Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В
центре подноса - …………………… букет. Несколько самых крупных …………………… и ………………………
цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и
………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ……………….
веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.
Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В
центре подноса - …………………… букет. Несколько самых крупных …………………… и ………………………
цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и
………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ……………….
веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.
Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В
центре подноса - …………………… букет. Несколько самых крупных …………………… и ………………………
цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и
………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ……………….
веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.
Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В
центре подноса - …………………… букет. Несколько самых крупных …………………… и ………………………
цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и
………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ……………….
веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.