Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка на тему: Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна - большая вода»

Урок русского языка на тему: Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна - большая вода»

Скачать материал

Тема: Сочинение по картине И.И. Левитана

                                «Весна - большая вода»

Цели:

Образовательные.

 Формировать умение определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте, учить описывать  картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.

Путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся. Обобщить знания о последовательности работы над сочинением.

Развивающие. 

Рассматривать значение природы  для человека.

Развивать устную и письменную речь учащихся. Развивать

способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Воспитательные.

 Показать учащимся картины пробуждающейся природы; прививать любовь к природе, учить видеть в ней прекрасное, понимать ее.

Воспитывать творческую активность,эстетическое

восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

 Задачи:

Формировать умения работать индивидуально. 
Формировать коммуникативные умения учащихся.

       Развивать воображение с опорой на картину. 
       Расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; аудиозапись цикла «Времена года» Вивальди.

Ход урока

I. Организационный момент.

 Речевая разминка

1.        - Прочитайте выразительно стихотворение и объясните

знакомые орфограммы. 

С.шли сн.га ,оковы л.дяные

Не тяготят св.ркающей в.лны,

И плуга ждут далёкие, немые

П.лей моей р.димой ст.роны.

2.        - Послушайте музыку Вивальди из цикла «Времена года»
(Прослушивание отрывка «Весна».)

·    С каким временем года ассоциируется эта музыка?

·    Какое настроение у вас возникло?

·    Нравится ли вам весна? Чем?

·    Какие чудеса происходят весной в природе?

·                     Какие стихи о весне вы знаете? Зачитайте четверостишия, которые вы приготовили к уроку.

П. Определение темы и главной мысли сочинения. Постановка учебной задачи.

·                     Ребята, сегодня на уроке мы слушали красивую музыку, читали стихи о весне. А кто еще, кроме композиторов и поэтов, может красиво изобразить природу?

·                     Конечно, художники. Познакомьтесь с картиной замечательного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». (слайд№1)

(Молчаливое рассматривание картины.)

·                     Мы уже писали сочинения по картинам. Вспомните, как нужно работать над сочинением.

(Ведется работа над памяткой работы над сочинением, которые раздаются всем ученикам или она написана на доске (плакате).) Памятка работы над сочинением: (приложение№1)

1. Определи, о чем ты будешь писать (тему).

2.Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать (главную мысль).

3. Наметь, какие части будут в сочинении (план текста).

4. Определи, о чем нужно сказать подробнее.

5.Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.

6. Напиши первый вариант текста.

7. Проверь сочинение. Исправь ошибки и недочеты.

8. Перепиши текст.

III. Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

1.      - Еще раз посмотрите на картину. Немного о художнике. (слайд№2)

«Весна. Большая вода» - лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях. О грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах. О весне света, как потом назовет это явление Пришвин, и еще об очень многом, что хотелось бы описать не прозой, а стихами или воссоздать музыкой. Удивительна эта музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в них, слышится, кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым...

Весна идет, весна идет!

                И тихих, теплых, майских дней

       Румяный, светлый хоровод

                    Толпится весело за ней .

(слайд№9)

Тот, кто знает этот романс Рахманинова на слова Тютчева, уловит в мажоре его победное шествие весны, так музыкально тонко переданное Левитаном в картине.(слайд№3)

2.      - Как вы думаете, какой месяц весны на ней изображен? (Апрель.)

·     Докажите, что это апрель. (Высказывания детей.)

3.      - Прочитайте высказывания, записанные на доске, объясните их смысл.

Апрель - пора большой воды.

 Ни холоднее марта, ни теплее мая апрель не бывает.

 Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

 Вода в апреле на лугу - сено в стогу.

IV.        Физкультминутка

V.        Продолжение работы над картиной

1.      - Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»? (Здесь показано половодье.)

·            Какие краски использовал художник? (Нежные, прозрачные -золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.)

·            Какое настроение передает ими художник? (Радостное, весеннее настроение.)

·            Какие предметы изобразил И. Левитан на картине? (Он изобразил воду, рощу, деревья, лодку .Небо, дома, воздух, лес, берег.)

·            Как автор показал, что на картине весна? (Мы ощущаем лучи искрящегося теплого солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.)

·            Какая вода в реке? (Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спокойная, светлая, сине-голубая.)

·            С чем можно сравнить воду? Почему? (Можно сравнить с зеркалом, так как в воде отражаются деревья, кусты.)

2.      Как изображено небо? Какое оно? (Оно бледно-голубое, лазурное, светлое, ясное, ласковое, бездонное.)

·            Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи? (Это кучевые облака. Они похожи на кусочки ваты, на белых барашков и т. п.)

3. - Что еще изобразил художник? (Деревья.)

·            Какие деревья на картине? (Березовая роща, листвы на ней еще ист. Старая осина и елочка. Елочка зеленая, стройная.)

·            Подберите прилагательные к слову березки. (Белоствольные, тоненькие, стройные, застенчиво-робкие, нежные и т. п.) (слайд№4)

4.      - Что вы видите на картине слева? (Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из осины. ) (слайд№5)

·            Людей на картине нет, но мы чувствуем их присутствие. Каким образом художник показывает это? (Мы видим старую лодочку, домики, сараи.)

·            5.Что вы видите на картине в центре? (Берёзки, осинки, ёлка) (слайд№6)

·            6.Что мы видим на заднем плане? (Серые домишки, затопленные баньки. )(слайд№7)

       7. - Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит?    ( Художник помогает нам увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.)

VI.        Лексико-орфографическая подготовка

1.        - Какие глаголы можно использовать в сочинении?
(Лучи: играют , улыбаются, скользят, пробиваются, радуют.
Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат.

Тени: ложатся , тянутся, ползут, отражаются.)

- Слова и словосочетания, которыми вы можете воспользоваться в своём сочинении:

вдаль,  в отстоявшейся воде, колеблющиеся отражения, почти, лишь недавно, прикосновение, песчаный, изгибающийся, застенчиво-робкие насквозь, голубизна, бездонное, темно-синие, фиолетовые, лодка--челнок, с обнаженным стволом, обволакивает пеленой, подсушенную студеная, синевато-лиловая роща, оставленная хозяином, преобладают, чувствуются, искрящимися лучами, озарено, лучезарный, изящные, утлая, долбленка, ненадежная, непрочная.

VII.        Составление плана

1.      - Какие части мы выделяем в любом тексте? (Вводную, основную, заключительную.)

·            О чем нужно сказать в водной части вашего сочинения? (О приходе весны.)

·            О чем будете рассказывать подробнее? (О разливе реки, о половодье.)

·     Какая это будет часть? (Основная.)

·            О чем еще нужно рассказать? (О весне через небо, солнце, во дух, деревья.)

·            Как закончить сочинение? (Выразить свое отношение к картине).

2. Примерный план.

1.    Весна пришла.

2.    Весенний разлив.

3.    Весна вступает в права (небо, солнце, воздух, деревья...).

4.    Мое отношение к картине. (слайд№8)

VIII.        Устные рассказы детей

1.      - К сочинению можно подобрать эпиграф.

       Эпиграф — изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части,      главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.

2.      - Попробуем описать картину. (Слушаем рассказы детей.)

IX.        Самостоятельная работа учащихся.

X.        Проверка работ.

XI.        Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему: Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна - большая вода»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 308 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.04.2020 300
    • DOCX 57.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Деркач Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Деркач Елена Ивановна
    Деркач Елена Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80291
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 628 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции