Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
"Многопрофильная гимназия № 38" г.
Махачкала
Урок по окружающему миру. 1 класс
Семинар- практикум
на тему: «Радуга педагогических идей.
Новые подходы в преподавании окружающего мира в
начальных классах».
2019
Цель: Показать значение
семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это
самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
Предметные знать, что такое семья, значимость семьи в
обществе.
Метапредметные:
Регулятивные: Содействовать формированию умения принимать и
сохранять учебную задачу. Формировать умения высказывать свои предположения на
основе изученного материала.
Познавательные: Формировать умения на основе анализа объектов
делать выводы. Знать о значении
семьи в жизни людей, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
на уроке.
Личностные: Формировать умение определять общие для всех правила поведения на
уроке. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. Осознавать
необходимость бережного отношения к членам семьи; понимать значение семьи в
нашей жизни.
Коммуникативные: принимать активное участие в ходе урока,
уметь договариваться, принимать общее решение.
Оборудование: м/м
оборудование, презентация, рисунки о семье, ромашки.
Ход урока:
I.
Организационный
момент
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Дети: Глазки всё видят, ушки всё
слышат. Прежде, чем ответить – я подумаю. Я помню, что на уроке я не
один.
II.Мотивация учебной деятельности
- Ребята,
сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого
человека. Я предлагаю вам
послушать одну очень интересную сказку. Она – то и подскажет вам тему нашего
сегодняшнего урока (учитель читает сказку).
Давным-давно на
далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не
наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику
очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел
седой старик, очень старый и очень мудрый. «Куда ты идёшь?» - спросил старик.
«Я иду искать место, где мне не будет так одиноко», - ответил мальчик. «Я знаю,
как тебе помочь. Идём со мной», предложил старик. Он привёл мальчика в свой
дом, где жили его дети и внуки. «Посмотри! – сказал старик.
– Все мы живём в
одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам
природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена
станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами».
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился
радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у
него появилась семья.
- У каждого из вас,
ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы
только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (мама, папа, бабушка,
дедушка)
- Назовите их одним
словом. (Семья.)
III
Сообщение темы урока
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
(О семье)
- Используя наши слова- помощники и слово «семья»,
придумайте вопрос сами. (Ученики придумывают: узнаем, что такое семья, как
живет семья, что объединяет всех членов семьи?)
- Тема урока: Как живет семья?
IV. Работа над новой темой.
1. Совместное
целеполагание.
( Вступительное слово
учителя.)
- Сегодня мы будем
говорить о семье. Но вы сегодня не просто зрители. Все вы мои помощники. Вместе
мы будем искать ответ на один вопрос: что нужно, чтобы у каждого из вас была
дружная, крепкая семья?
- Прежде, чем начать
искать ответ на этот вопрос мне хотелось бы выяснить, как вы понимаете значение
слова «семья»? Что такое – «семья»? (Дети высказывают своё мнение)
Семья – группа людей, других близких родственников,
живущих вместе.
2. Работа с
учебником стр. 56 – 57 (работа в парах по иллюстрациям учебника)
- Работать сегодня на
уроке мы будем в парах. (Дети называют правила работы в группах).
- Знакомьтесь: это
семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши. Обе семьи очень
дружные. В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они и в
семьях Даши и Алёши.
Задания парам : 1)подготовить рассказ по плану (на доске) по первому
рисунку о семье Даши, 2)подготовить рассказ по плану по второму рисунку о
семье Алёши
ПЛАН
1. В семье ___ … человек.
2.Маму зовут … Ей нравится…
3. Папу зовут … Он любит...
4. Бабушку зовут ….Она занимается…..
5. Дедушку зовут …..
6. Имя брата …
7. Сестру зовут …
(Даётся время для
подготовки рассказов. Выслушиваются выступления).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - А сейчас, чтобы
узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами. Ваша задача
правильно выполнять действия, и знать членов своей семьи.
У кого есть младшая сестра -
потопайте, кого есть бабушка - покружитесь,
у кого есть младший братик
поморгайте глазами,
у кого есть старшая сестра?
попрыгайте как зайчик
у кого есть дедушка
присели и встали
кто любит всех своих родных повращаем плечами, встанем на
носочки, потянемся вверх. Садимся.
3. Законы дружной
семьи
- Как вы понимаете,
что значит отвечать в семье друг за друга? (Ответы детей.)
Издавна
русский
народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в
делах, беде и горе, и радость была одна на всех. Тем и крепка была русская
семья.
В семье
очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает
удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что
от труда всех членов семьи зависит ее благополучие. У каждого члена семьи есть
свои обязанности.
У наших
родителей очень много дел и забот.
- А вы
помогаете своим близким? Что вы можете сделать полезного для семьи? Для того, чтобы
сохранить настоящую дружную семью, нужно друг другу помогать.
И мы с
вами определили одно из правил дружной семьи. А что еще нужно делать, чтобы
семья была крепкой, дружной? (ответы детей)
В семье нужно:
Любить друг друга.
Прощать друг друга.
Помогать друг другу, заботиться о близких.
Строго
запрещается:
Обижать
друг друга. Плохо себя вести. Обзываться, ругаться, драться
4.
Творческая работа в рабочих тетрадях. С.35№1
ФИЗМИНУТКА
музыкальная
5. Игра. –У
каждого человека в семье несколько функций, ролей… Вот, я, например, для своей
семьи - мама, жена, дочь, сестра, внучка, тётя, племянница
– Полина
Л., ты кто для мамы? (дочь)
– Никита
П., кто называет тебя сыном? (папа)
– Ваня
П., ты кто для бабушки? (внук)
– Андрей
Ч., у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Маша,
у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Лиза,
у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и
сестры)
V Продолжеие работы над темой урока.
Учитель: - Я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в
одну семью. Посмотрите на экран. (Фото нашего класса) - Правильно ли я
сказала, называя наш класс семьей? ( Ответы детей)
Вы
молодцы, совершенно верно, наш класс это тоже огромная семья со своими
традициями. И чтобы наша семья была дружной, счастливой, трудолюбивой, что мы
должны делать?
(Ответы
детей)
Как в любой семье, в нашей
классной семье, нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы будем
заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит, есть и законы класса.
Давайте их повторим.
Учитель: (повторяют дети хором за
учителем) Мы будем называть друг друга по именам. Дружить с каждым учеником класса. Помогать друг другу в учебе.
Мы не будем грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки. Говорить друзьям обидные слова.
VI. Итог
урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Можем ли мы в конце
урока ответить на вопрос: «Как живёт семья?», «Что такое семья?», «Что
объединяет членов семьи?», «Как должны относиться друг к другу члены семьи?»
- А знаете ли вы,
какой цветок в России символизирует семью, любовь, верность? У вас на партах
ромашки. В центре цветка напишите свое имя. И если вам понравился наш урок, и
вы хотите, чтобы ваша семья была дружной и счастливой, прикрепите ромашку в
наше символическое сердце на доске.
VII Рекомендации
для занятий дома. С.36-37 (семейный альбом)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.