Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по литературному чтению "Цветок на земле "А.П.Платонов

Урок по литературному чтению "Цветок на земле "А.П.Платонов

Скачать материал

Тема:  А. П. Платонов «Цветок на земле».

 

Цель:: начать знакомить учащихся с творчеством Андрея Платонова; воспитывать доброе, бережное отношение к близким; развивать познавательный интерес у учеников, мышление, речь.

Формировать коммуникативные качества, культуру общения.

 

Оборудование:

рассказ "Цветок на земле"; портрет А. Платонова

импровизированная мастерская,  музыка П.И.Чайковского («Вальс цветов»).

 

                                        Х О Д  У Р О К А

 

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке прозвучала глубокая мысль о том, что "книга - немой учитель"?

А чему книга может нас научить?

- Хорошо. Тогда скажите, всегда ли книга может нас чему-то учить? (только в том случае, если мы читаем внимательно, вдумываемся в каждое слово, всматриваемся в каждую букву и извлекаем для себя полезное и прекрасное).

Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. Ведь уроки литературы - это диалог. Помните, что такое ДИАЛОГ? (разговор между двумя или несколькими лицами)

 

II. Речевая разминка.

 

Работа над пословицами и поговорками

-Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

- Как вы думаете, почему именно эти пословицы я подобрала к нашему уроку?

III. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор произведения?

- К какому литературному жанру это произведение относится?

- Дайте определение, что такое рассказ?  (1. Словесное изложение каких- н событий. 2) Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.)

- Какое задание вы выполняли дома?

1. Выразительное чтение, чтение по ролям.

- Перед уроком вы сдали свои творческие работы. Я посмотрела их. Все работы заслуживают внимания.

- Сколько лет внуку по тексту? Найдите и прочитайте.

-  Сколько лет деду?

- Почему дедушка все время спит? Прочитайте

- (Без трех девяносто это сколько?)

- Где родители Афони? Найдите и прочитайте

 IV. Изучение нового материала.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить,  и чему мы будем учиться? (прогнозирование)

-  Будем учиться анализировать прочитанное, давать характеристику героям, находить основную мысль произведения, формировать навыки осознанного чтения.

V. Словарная работа.

      Объяснение и значения устаревших слов. Соедини стрелками.

      (Самостоятельная работа уч-ся по карточкам.)       нынче                    устали

      глаза смежать      теперь, сейчас

      уморились            закрывать

      испить                    рассердился

      осерчал                  попить, выпить

VI. Физминутка

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Пальцы сделали замок

И продолжили урок.

VII.  Работа с текстом.

1. На доске план:

- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

( работа в парах).

I. На печи рядом с дедом.

II. Скучно Афоне жить на свете.

III. Дед Тит.

IV. Опять скучно жить на свете.

V. Пошли “белый свет пытать”.

VI. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

VII. Проснулся ненадолго.

VIII. Гребешок для деда.

Сравните

 

Скучно Афоне жить на свете.

На печи рядом с дедом.

Дед Тит.

Опять скучно жить на свете.

Проснулся ненадолго.

Пошли “белый свет пытать”.

Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

Гребешок для деда.

 

2. – Как вы думаете, кто главный герой этого рассказа?

Кто считает что Афоня, в первую группу

Кто считает что дед, во вторую  группу

Кто считает что цветок, в третью группу

- Докажите, что ваш герой главный.

-  Какими  показал Платонов своих  героев?

- Опишите своих героев.

 

3. Работа по тексту в группах(1-описание внука; 2- описание дедушки;  3-описание цветов)

 

  Внук                                                                   дедушка Тит

Добрый                                                               старый

Отзывчивый                                                       большие руки

Наблюдательный                                               добрая грудь,                       

 

Любознательный                                                пахнувшая теплой  Землей

Трудолюбивый                                                    пахарь

 как цветок                                                         много земли испахал

                                                                             святой труженик

                                                                             советчик

                                                                             учитель

 

 

  Цветок

Терпеливо растущий

Жалконький

Живой

Тело сделал из мертвого праха (то, что осталось от умершего тела; пыль)

Самый святой труженик

Счастливые

С добрыми лицами

Дышащие чистым духом в белый свет

VIII. Физминутка

 

-Кто повествует в произведении? (Автор)

- Что нам известно о нем?

( Много трудился, труженик, помогает нам понять людей, жизнь)

-Найдите общую черту в характеристиках

Труженики, трудолюбивые

 -Мы видим, что понятие труд – одно из ключевых в рассказе;

значит, что помогает преодолевать препятствия, выжить в этом мире?

IX. Итог урока.

-Труд помогает преодолевать препятствия, выжить в этом мире:

и цветку и людям, труд превращает мертвое в живое.

-Кто помог понять эту истину Афоне? Дед.

А, нам, читателям? Автор.

 

-Значит, старшее поколение передает новому поколению свои знания, свой опыт, свою мудрость - взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости. А чтобы семена  дали крепкие ростки необходим труд. 

 

 -Какую же главную мысль хочет донести до читателей автор?

Жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.

- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

-  Скажите, какие бывают цветы? (Комнатные, полевые, лечебные.)

- Какова роль цветов в жизни человека? (Они украшают нашу жизнь, приносят радость людям, сопровождают нас всю жизнь.)

Самое удивительное чудо на земле – это жизнь.

Цветок – символ жизни.

Цветы, как люди, на добро щедры,

     И, щедро нежность людям отдавая,

     Они цветут, сердца отогревая,

     Как маленькие тёплые костры.

 

А цветком мы можем назвать кого-нибудь? ( Дети-цветы жизни.)

Эпиграф: «Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые- хлебными колосьями, некоторые- злым чертополохом.                                          (В. Солоухин)

X.  Оценим  свою работу на уроке.

Мы сейчас прослушаем музыкальное произведение великого композитора Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов»;

(При прослушивании нарисуйте, как цветы вырастают из земли, кружатся в вальсе, как танцующие люди.)

 

- Это будет ваша оценка нашему уроку

- Свои рисунки мы подарим нашим гостям.

XII. Домашнее задание

             Напишите сочинение «Мой дедушка»         

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературному чтению "Цветок на земле "А.П.Платонов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.04.2020 452
    • DOCX 18.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Липатова Олеся Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Липатова Олеся Сергеевна
    Липатова Олеся Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90961
    • Всего материалов: 250

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 954 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 675 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе