Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок ОРКСЭ "Совесть и раскаяние" 4 класс

Урок ОРКСЭ "Совесть и раскаяние" 4 класс

Скачать материал

 

 

Предмет:

ОРКСЭ . Модуль «Основы православной культуры».

Класс:

4

Тип урока:

Урок - откровение.

Тема урока:

«Совесть и раскаяние» 

Формы работы на уроке:

Индивидуальная, работа в группе, самостоятельная  работа.

Цели урока:

Познакомить с понятиями «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; создать условия для осмысления понятий совесть и раскаяние; помочь учащимся осмыслить христианское представление о действиях при раскаянии.

Планируемые результаты:

 

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со  сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности,  оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Место урока в системе уроков:

Урок № 10

Основные понятия и термины:

Совесть, раскаяние

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Ресурсы урока:

Компьютер, презентация, учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразовательных  учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся.

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение

Игровые технологии                                                                                                 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель:  создание положительного и эмоционального настроя на усвоение     учебного материала;

 

-Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно

На ладони появилось

Ярко-жёлтое пятно

Это солнце заглянуло

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной! (Слайд 2)

-Ребята, посмотрите на наше солнышко, оно у нас необычное, каждый его лучик дарит нам своё тепло, нежность, любовь. Давайте улыбнёмся друг другу  и подарим тепло своих сердец. Мне хочется, чтобы сегодняшний  урок принёс нам  только радость общения. А урок  у нас с вами будет необычный и очень интересный. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души, а каким, вы скоро определите сами.

Слушают, смотрят, воспринимают, настраиваются на работу. 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные  УУД:

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу

II. Актуализация  знаний и пробное учебное действие.

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.Подготовка к активному сознательному восприятию нового материала.

- Послушайте, пожалуйста, притчу. (Слайд 3)

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?

- Да, ребята, познавать новое – это интересно и приятно! Учась, вы тренируете свой интеллект, свою память, свои способности. И к тому же узнаёте много нового. Это гарантирует вам удачу и успех на вашем жизненном пути.

- Святитель Феофан Затворник говорил, что стремящийся к глубокому знанию человек, как правило, осознаёт своё несовершенство, незнание, и у него появляется стимул к преображению своей жизни. (Слайд 4, 5)

- Желаю работать на уроке активно и найти путь к новому секрету основ православной культуры.

Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Правильно, на прошлом уроке мы беседовали о душе человека.

- Какие же свойства человеческой души вы можете назвать? А какие качества человеческой души приближают человека к Богу?

-А объясните мне, пожалуйста, как вы понимаете выражение «внутренний мир человека»? А каким он должен быть? Как Библия рассказывает о происхождении души? Как вы думаете, какие именно мысли надо отгонять от себя и почему?

А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? (ответы детей)

2.Работа по карточкам.

-Перед вами карточки. Отметьте, какие свойства души вы хотели бы иметь, и от каких хотели бы избавиться.

Зависть Верность Великодушие Милосердие Уважение

Отвага Высокомерие Сострадание Правдивость

Смелость Доброта Щедрость Равнодушие Раскаяние

Добродушие Общительность Трусость Скромность

Стойкость Жадность Хамство Мужество Совесть

- Давайте проверим, как вы справились с заданием! (Слайд 6, 7)

-  Молодцы, ребята, это очень хорошо, что многие из вас хотели бы обладать такими свойства души как совесть, доброта, сострадание, скромность.

 

 

Работают над притчей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно работают по карточкам

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других.

 Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

Подвести детей к формулированию темы и постановки задач урока

1.Формирование новых знаний.

-  Дети, а как вы понимаете смысл слова «добро»?  Как в  православии объясняется смысл этого слова? Да, совершенно верно, «добро» - это то, что помогает росту души человека, помогает другим людям и радует Бога.

- А какой антоним вы можете подобрать к  слову «добро». (Зло)  Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий). Назовите синоним слова «зло» в православии. (Грех) (Слайд 8)

 - В православии грех – это: недобрые чувства, недобрые мысли, недобрые дела.

- Какие чувства испытывает человек, если он совершил грех, если у него тяжелое, подавленное состояние от осуждения окружающих за неправильное поведение,  за плохой поступок, за  невыполненный долг перед самим собой. Это ... (Совесть) (Слайд 9).Правильно, это человеческая совесть. Человеку на его грех указывает его собственная совесть, ведь у любого недоброго поступка, совершённого человеком, всегда есть свидетель – его собственная душа.

 (На доску  вывешиваю  слово на цветной карточке)

-Да,  ребята, стыд и вина формируют СОВЕСТЬ человека. Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал, что "Честь есть внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". (Слайд 10)

Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Вы узнаете, так ли это, прочитав пословицы на слайде.

Угрызение … сильнее кнута.

… проснулась.

Без зазрения … .

Работать – так на … .

Без рук, без ног – калека, без … – полчеловека.

Нечистая … спать не даёт.

- Правильно, тема нашего урока СОВЕСТЬ. Эпиграфом нашего урока будет пословица "Счастлив тот, у кого совесть спокойна!". (Слайд 11) А как вы понимаете  выражение «совесть спокойна»?

 - Ребята, а что вы хотели бы узнать на этом уроке? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах вместе.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Регулятивные УУД:

Осуществлять взаимоконтроль

IV.  Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания )

Цель: организовать поиск решения учебной проблемы

1.Работа с понятием «Совесть»

- Так вот сегодня на уроке мы поговорим о том, что же  такое совесть и что такое раскаяние, узнаем о подсказках совести и как исправлять  свои ошибки. Мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки людей, и постараемся понять, что же такое совесть и почему раскаяние имеет такое важное значение в человеческой жизни?

- А как вы думаете, зачем человеку нужна совесть? Где мы можем узнать значение слова «Совесть».

Давайте посмотрим, что означает слово «совесть» в толковом словаре

Ожегова С.И. (толковый словарь русского языка, с.605). (Слайд 12, 13)

«Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, перед обществом».

Давайте сделаем общий вывод, что  же такое совесть?

Совесть – это наше внутреннее состояние, которое регулирует наши поступки, которое не дает нам успокоиться, если мы поступили неправильно, которое вызывает у нас чувство уважения и одобрения к себе, если мы поступаем честно, по совести. (Слайд 14)

Приставка «со» в слове совесть означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане).

С чем или кем происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

- Да, конечно, с Богом.

- Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с самим Богом, пребывающим в человеческой душе своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. В православии совесть означает совместную весть, то есть знание, понимание того, что есть добро, а что есть зло. Совесть изначально заложена в душу каждого человека Богом – это голос Божий, звучащий в каждом.

Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнём.

Работают  со словарём С.И Ожегова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают со словарём В.И Даля

Личностные УУД: формулировать цель, проблему, тему урока.

Метапредметные УУД:

умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль

 

V.Физкультминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Игра на внимание.

- Я буду называть вам черты характера свойственные нравственному и безнравственному человеку. Если я называю черты, свойственные нравственному человеку, то вы хлопаете, а  если я называю черты, свойственные безнравственному человеку - топаете.

 Пример: зависть, уважение, жадность, щедрость, трусость, жестокость, смелость, справедливость, ненависть, гордыня, правдивость, совестливость.

Выполняют действия

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

VI. Реализация построенного проекта

Цель: развитие познавательных УУД через проверку знаний учащихся об антонимах; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении антонимов.

 

  1.Прослушивание  притчи монаха Варнавы ( Санина) «Совесть»  ( Слайд 15)

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий...

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал...

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда...

Зарыдал человек:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:

- Здесь я...

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

2.Беседа после прослушивания притчи.

- Что же тревожит душу человека, когда он совершает грех? О каком новом качестве души вы узнали из притчи? ( Совести) Почему человек решил избавиться от совести? - Какие грехи совершал человек? Где нашел человек свою совесть?

- В Священном Писании совесть еще называется сердцем. Как вы думаете, почему?

- Так чему  же радовалась совесть вместе с человеком?

3. Работа по учебнику. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра»

- Откройте учебники на 36 странице. Сейчас мы будем с вами читать библейскую историю «Отречение Петра». При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания  Петра.

- Кто такой апостол Пётр?  ( Слайд 16)

- Посмотрите на его портрет.

- Какое выражение лица у него? - Какой грех он совершил? - Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)

- Обоснуйте свой ответ.

- Какое внутреннее состояние обрекло  апостола Петра на мучения? - Когда человека мучает совесть, он часто ходит с поникшей головой. Почему?

- Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда. Даже пословица существует: «Есть совесть - есть стыд, а стыда нет - и совести нет».

- «Стыд» - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.

- Прочитаем, как объясняет связь совести и греха православие.

 

 

 

 

 

Прослушивают притчу и отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседуют после прослушивания притчи

 

 

- Она указывала на его грехи, требовала жить по нравственным законам

 

-Если совершил что-то плохое, чувствуешь это сердцем, внутри ноет, не дает покоя.

 

Читают по цепочке

 

 

 

 

 

Работают по учебнику с.36

 

 

 

 

 

- Самый близкий ученик Христа.

-Мученическое, так как он совершил грех.

-Трижды отрёкся от своего учителя, предал его.

 

-Совесть

Регулятивные УУД:

применение собственных знаний в данной ситуации и их оценивание; нахождение и анализ собственных ошибок; осуществление самоконтроля.

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре;

выслушивать мнения товарищей; корректно высказывать собственную точку зрения; умение полно и ясно выражать свои мысли.

VII.Самостоятельная работа с  фронтальной проверкой

Цель: применение нового способа действия, создание ситуации успеха.

1.       Работа по учебнику.

- Для того, чтобы защитить человека от греха  совесть должна выполнить свою работу.

-  Найдите  раздел статьи учебника «Работа совести»   на стр. 37. и прочитайте самостоятельно.

2. Выборочное чтение.

-Найдите и прочитайте, какое первое дело поручил Творец совести. (Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.)

- Какое  второе  важное  дело поручил Творец совести? (После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!») ( Слайд №17)

- У православных христиан исправься, значит покайся, только раскаяние должно быть искренним.

Дети самостоятельно работают по учебнику.

 

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ.

Регулятивные УУД:

анализировать собственную работу, находить ошибки

VII. Продолжение работы по теме урока

1.Знакомство с понятием «раскаяние»

- Давайте вспомним, что делает человек, когда понимает, что он совершил плохой поступок? (Раскаивается). Правильно, человек понимает, что он поступил неправильно, то есть раскаивается в содеянном.

-Что такое раскаяние (покаяние)? Давайте прочитаем об этом на странице 38-39.

- Прочитайте определение понятия « раскаяние» (Слайд №18)

2.Знакомство с шагами в раскаянии.

- Назовите 3 шага в раскаянии.

Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести. Второй шаг в раскаянии – это переворот своих стремлений: т.е. вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправьте свою прошлую ошибку делом. Найдите дело, противоположное совершенному греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

- Не всегда делом можно исправить причинённое зло. У христиан есть и третий шаг в раскаянии: покаянные молитвы к Богу

-Куда идёт православный человек, чтобы очистить свою совесть и  принести покаяние в содеянных грехах (В храм на исповедь) (Слайд 19)

- Правильно, чтобы принести покаяние в содеянных грехах и очистить свою совесть, православные приходят на исповедь, которая совершается в храме.

Как дерево может

Укрыть от дождя

Так храм защищает

Пришедший народ

От жизненных бурь

И душевных невзгод.

- А когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее). Да, нужно  знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изображают  пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

- Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.

- Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью и  Богом  больше не будет постыдной тайны.

3.Просмотр видеоролика  на песню  С.Копытовой «Дар Богу» (Слайд 20)

 

 

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, формирование регулятивных УУД через самоконтроль.

1.Чтение учеником заранее подготовленного текста  из «Библии для детей» «Смерть Иуды».

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: «согрешил я, предав Кровь невинную» (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему; «что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебренники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

Какой грех совершил Иуда? Почему он покончил жизнь самоубийством? Что он понял?

-  Запомните, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране. Счастлив тот, у кого совесть спокойна. Жизнь дана на добрые дела.

 Читают текст из Библии для детей

Регулятивные УУД:

применение собственных знаний в данной ситуации и их оценивание.

Коммуникативные УУД:

умение полно и ясно выражать свои мысли.

IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Цель:  формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.

- Мы с вами сегодня обсуждали очень важные понятия, такие как совесть и раскаяние. Но разговор на эту тему ещё не закончен, впереди у вас целая жизнь, которая будет учить вас разбираться, «что такое хорошо и что такое плохо», как сказал  В.В. Маяковский.

Послушайте стихотворение Б.Окуджавы:

Совесть. Благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.                                                                                

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.

Прослушав это стихотворение, составьте  «синквейн»

1 строчка – написать существительное.

2 строчка - написать два прилагательных,

3 строчка - записать три глагола, описывающих действия,

4 строчка – разместить  целую фразу, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого выскажете  свое отношение к теме.  

 

Индивидуальная и фронтальная работа.

 

Составление синквейна.

Возможный вариант:

1.Совесть

2.Правдивая, поедающая

3.Грызёт, краснеет, убивает

4.Человека излечит от греха.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Регулятивные УУД:

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные УУД :

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Домашнее задание

Цель: организовать выполнение д/з;

- Дома вам нужно будет  написать мини – сочинение «Почему покаяние называют «лекарством для души»; учебник страница 36-39.

Звучит песня «Дорогою добра»

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок ОРКСЭ "Совесть и раскаяние" 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 016 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.11.2020 329
    • DOCX 34.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Королева Анна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Королева Анна Валерьевна
    Королева Анна Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75290
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек