I. Самоопределение к деятельности (1 мин.)
Цели:
Формирование
умения оценить свою готовность.
|
-Здравствуйте
дорогие исследователи. Да, да, именно исследователями вы сегодня и будете.
-Проверьте,
все ли готовы к уроку?
-
Посмотрите на свои парты, ничего не забыли?
-
Закройте глаза и представьте, как вы хорошо можете работать. И скажите про
себя «Я хочу много знать». Поднимите руку, кто хорошо себя чувствует и готов
к работе.
-
А теперь на своих карточках раскрасьте тучку карандашом такого цвета, с
которым вы ассоциируете свое настроение.
|
РегулятивныеУУД
(формирование умения планировать, контролировать свою деятельность.)
Личностные УУД (социальные
компетенции, личностные качества)
|
II. Мотивация к учебной деятельности (2
мин)
Цели:
-
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-
создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения
в учебную деятельность;
-
уточнить тематические рамки.
|
-
Вы ведь любите отгадывать загадки? Тогда это испытание для вас.
Я
и туча, и туман,
Я
ручей и океан, я летаю и бегу,
И
стеклянной быть могу. (Вода)
- Отгадка –
вода, значит сегодня на уроке мы будем исследовать воду. Узнаем о ней что-то
новое.
-
Ребята, а как мы должны относится к воде?
-
Бережно, ведь пресной, чистой воды на земле меньше чем соленой.
-
Верно, молодцы.
|
Коммуникативные
УУД(излагать свое мнение, аргументировать его)
Личностные УУД
(сформированность мотивации к обучению)
|
III. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели
( 2 мин)
Цели:
-
организовать формулировку темы урока детьми;
-
организовать постановку цели урока детьми.
|
-
Вспомните загадку. Скажите, а почему автор говорит, что вода – это и туча, и
туман, и ручей, и стекло?
-
Автор так говорит про воду, потому что она бывает в разных состояниях. Вода,
пар, лед. Это превращения воды.
-
Это верно, молодцы. Исследуем превращения воды поподробнее?
-
Да.
-
Какова будет наша цель на уроке?
-
Наша цель – узнать о превращениях воды в природе.
|
Регулятивные(принимать и сохранять цель)
|
IV. Решение учебной задачи. Изучение нового ( 10 мин)
Цель:
-
Актуализировать знания детей о состояниях воды.
- Формировать умение классифицировать объекты.
V.Решение учебной задачи, опыт. ( 10 мин)
Цель:
формирование
умения обобщать, делать вывод.
Физминутка
|
-Как
вы думаете, от чего зависит различное состояние воды?
-
От температуры.
-
При какой температуре вода превращается в лед? (выслушиваются версии обучающихся,
заостряется внимание на правильном ответе)
-
0 градусов
-
Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?
-
Зимой на реке, лед в холодильнике, лужи осенью замерзают и покрываются льдом,
на окнах появляются узоры зимой, град, снег, сосульки и др.
-
Какие вы внимательные, молодцы. Где мы можем наблюдать воду в газообразном
состоянии?
-Когда
кипит чайник. Туман.
(Подготовленный
обучающийся рассказывает о тумане)
-
Сможем ли мы увидеть прямо сейчас как испаряется вода? Проведем мокрой
тряпкой по доске. И где же наша вода? Испарилась прямо у нас на глазах! Вот
это чудеса…
Ребята,
как настоящие исследователи, порассуждайте, что же такое водяной пар.
-
Вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ.
Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы.
Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
-
Как расположены частицы воды в жидком, твердом и газообразном состоянии?
(зарисуйте в таблице).
-
В твердом состоянии частицы расположены очень близко, в жидком – подальше, а
в газообразном – совсем далеко.
-
А теперь вы предстанете в роли знатоков состояний воды, я буду загадывать
загадки, а отгадки мы распределим в таблице.
-Молоко
над рекою плыло,
Ничего
не видно было.
Растворилось
молоко –
Стало
видно далеко. (Туман)
-Не
пешеход, а идёт.
Мокнут
люди у ворот.
Ловит
дворник его в кадку.
Очень
трудная загадка? (Дождь)
-На
дворе переполох,
С
неба сыплется горох. (Град)
-Рыбам
зиму жить тепло:
Крыша
– толстое стекло. (Лёд)
-Бел,
как мел, с неба прилетел.
Зиму
пролежал, в землю убежал. (Снег)
-Вечером
родится,
Ночь
живёт,
Утром
умирает. (Роса)
-И
не снег, и не лёд,
А
серебром деревья убирает. (Иней)
Состояния воды
Состояния воды
|
Твердое
|
Жидкое
|
Газообразное
|
Расположение
частиц
|
|
|
|
Примеры
|
Град, лед,
снег, иней.
|
Дождь, роса.
|
Туман
|
-
Дополните таблицу своими примерами, проверьте работы в парах.
-
А теперь пришло время настоящих исследований. Готовы? Нагреваем воду до
кипения, над ней подставляем стекло со льдом и мы видим на ней капли, которые
падают вниз. Как это объяснить? (Выслушиваются предположения обучающихся,
подводится итог.)
-
Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх.
Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде
капель падает вниз.
-
Это мы посмотрели опыт в классе, а скажите, как эти процессы происходят в
жизни?
-
Солнышко греет воду, она испаряется, поднимается в облака, потом идет дождь и
вода снова попадает на землю.
-
Это называется круговорот воды в природе.
-
Проверим свои предположения, посмотрим фильм о круговороте воды (2 мин.).
-
А теперь расскажите о круговороте по схеме в учебнике соседу по
парте.(Обучающиеся объясняют схему круговорота воды в природе)
-Пришло
время отдохнуть. Повторяйте движения.
Звучит песня «Дождя не боимся» из
к/ф «Незнайка с нашего двора». Обучающиеся повторяют движения за учителем.
|
Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог;
признавать существование различных точек зрения)
Познавательные (анализ информации, систематизация, классификация;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях природных явлений)
Личностные УУД(готовность к саморазвитию)
Регулятивные УУД(работа с
таблицей)
Познавательные УУД (связи и отношения между объектами и предметами;
Использование схемы)
Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог;
признавать существование различных точек зрения)
|
VI. Решение учебной задачи.
Практическая работа
( 10 мин)
Цели:
- организовать выполнение
учащимися самостоятельной работы в группах;
- организовать творческую
деятельность;
- умение действовать по плану.
|
-
Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. В каждой группе вам предстоит
создать макет круговорота воды в природе. В помощь вам схема из учебника и
образец работы, но оформлять вы можете так, как захотите.
Составим
план нашей работы:
1.Подготовить
рабочее место.
2.
Поставить цель работы.
3.Рассмотреть
схему.
4.
Выбрать материалы для работы.
5.
Распределить обязанности в группе.
6.
Выполнить работу.
7.
Подготовить презентацию работы.
|
Регулятивные (формирование умения планировать свою деятельность.
Умение ставить цель.)
Познавательные УУД(создание моделей изучаемых объектов и процессов)
Коммуникативные(умение договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности).
|
VII. Обобщение усвоенного. Оценка. (5 мин)
Цель:
формирование
умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу группы.
|
Дети презентуют работу. После чего оценивают себя. – Мы научились объяснять как происходит круговорот воды в природе,
таким образом цель достигнута.
-В природе
путешествует вода,
Она не исчезает
никогда:
То в снег
превратится, то в лед,
Растает, и снова
в поход!
-
Изменяется ли количество воды на планете? (Нет, оно остается прежним)
-
О каких трех состояниях воды вы узнали? (жидкое, твердое и газообразное)
-
Что вам показалось наиболее интересным? (Превращения воды, опыт, изготовление
макета).
|
Коммуникативные УУД(умение презентовать работу,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)
Регулятивные (оценка своей деятельности)
|
VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)
Цели:
-
зафиксировать новое содержание урока;
-
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной
деятельности.
|
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Вы довольны
собой, мои юные исследователи?
-На капельке отразить
свои ощущения от урока.(слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.
(у каждого ученика бумажная «капелька»)
- Как вы себя чувствуете? А теперь на своих
карточках раскрасьте облачко таким карандашом, с которым вы ассоциируете свое
настроение на конец урока. У кого цвет изменился? С чем это связано?
-
Спасибо вам за прекрасную работу.
|
Регулятивные (освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.