Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУчебная программа по сенсорному развитию (1 класс)

Учебная программа по сенсорному развитию (1 класс)

Скачать материал

 

 

Министерство общего и профессионального

образования Ростовской области

государственное казенное общеобразовательное

учреждение Ростовской области  «Каменская специальная школа № 15»  

 

 

 

«Утверждаю»

                                                                                              Директор ГКОУ РО

                                                                                    «Каменская специальная

                                                                                                     школа № 15»  

 

________________Т. А. Лещинская

М.П.

Приказ от _________ № _______

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по  сенсорному развитию

                                                    

Уровень общего образования:   начальное,   класс:  1-б, первый год обучения

                                            

Количество часов в неделю:    1,    за год:    34;

 

Учитель: Рудакова Светлана Николаевна

                                 

Программа разработана на основе:

Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями утверждённого ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития; на основе требований федерального государственного образовательного стандарта образования.

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

 

Оглавление

1.Планируемые предметные результаты освоения курса………………….с. 3

2.Содержание и структура  учебного предмета, курса.

2.1.Содержание учебного предмета……………………………………с. 4

2.2.Структура курса……………………………………………………..с. 5

3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета.

3.1.Календарно-тематическое планирование…………………………с.6-7

3.2. График и виды контроля освоения учебного предмета………..…с.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые предметные результаты освоения обучающейся

программы

 

 

         Достаточный уровень:

достаточно определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;  различать основные цвета и их оттенки;  конструировать предметы из геометрических фигур;  узнавать предмет по части;  определять на ощупь разные свойства предметов;  находить различия у двух сходных сюжетных картинок;  различать «наложенные» изображения предметов;   различать вкусовые качества; сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;  различать характер мелодии;  ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; ориентироваться  на плоскости листа бумаги и на собственном теле.

 

 

         Сниженный уровень: 

Определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;   различать основные цвета;  узнавать предмет по части;    ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;  целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; правильно пользоваться письменными принадлежностями; ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле.

 

         

 

 

Личностные результаты:

 

       выработанное положительное отношение к учению, к учителю, чувство необходимости обучения; осознание социальной роли ученика;

коммуникабельность во взаимодействии с учителем; стремление выполнить задание учителя,  как можно лучше;

      умение слушать собеседника; потребность в общении.

 

 

 

 

Содержание программы:

          

         Рабочая программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, их потенциальных возможностей. Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.

         Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям, имеющим сложные дефекты развития, недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

         Сенсорное развитие направлено на формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности. Развитие тактильно-двигательного восприятия; пространственной ориентации; восприятие формы, различие величины, цвета; восприятие особых свойств  предметов.

          В свою очередь, развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Она включает в себя следующие занятия по: 

-развитию крупной и мелкой моторики графомоторных навыков;

-тактильно-двигательного восприятия;

-кинестетическому и кинетическому развитию;

-восприятию формы, величины, цвета; конструированию предметов;

-развитию зрительного восприятия и зрительной памяти;

-восприятию особых свойств  предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

-развитию слухового восприятия и слуховой памяти;

-восприятию пространства;

-восприятию времени.

 

 

 

 

 

Структура учебного предмета, курса

 

Раздел

Кол-во часов

Цель

Задачи

I

Диагностика развития

 

Выявление проблемных мест  в сенсорном развитии детей.

Выявлять проблемные места в развитии обучающихся.  Развивать мелкую и крупную моторику рук, работать над развитием артикуляционного и двигательного аппарата; Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

 

II

Развитие моторики, графомоторных навыков; тактильно-двигательное восприятие; пространственную ориентацию; восприятие формы, различие величины, цвета; восприятие особых свойств  предметов.

 

Выработка графомоторных навыков, навыков пространственной ориентации, восприятия формы, цвета, особых свойств предметов.

Вырабатывать точность движений. Формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

Учить слушать учителя:

 

III

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

 

Формирование и развитие  восприятия звуков и слуховой памяти.

Проводить подстановочные упражнения на развитие восприятия звуков..  Вырабатывать привычку внимательного слушания. Учить слушать, запоминать и сравнивать звуки.

 

IV

Итоговая диагностика

 

 

Выявление проблемных мест  в усвоении программы.

Изучить  пробелы  и наметить проблемные задачи на 2 класс.

 

 

Итого:

Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Темы

для группы детей сниженного уровня предметных результатов

Кол-во час

Дата

Планир.

Фактич.

 

Диагностическое обследование

 

 

 

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Диагностика развития.

 

 

 

 

2

Диагностическое обследование cенсорного развития. Штриховка в разных направлениях.

 

 

 

 

3

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие слухового и зрительного внимания.

 

 

 

 

4

Заучивание дыхательных упражнений, пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Игра “Букет цветов”

 

 

 

 

5

Рисование по трафарету. Штриховка. Заучивание пальчиковой и логоритмической гимнастики.

 

 

 

 

6

Обводка трафаретов геометрических фигур.

 

 

 

 

7

Обводка трафаретов геометрических фигур.

 

 

 

 

8

«Точечные рисунки»

 

 

 

 

9

«Точечные рисунки»

 

 

 

 

12

Работа в технике  «объемной» аппликации. 

 

 

 

 

13

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

 

 

 

 

14

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

 

 

 

 

15

Работа в технике  «объемной» аппликации. 

 

 

 

 

16

Игры с мозаикой

 

 

 

 

17

 

Игры с мозаикой

 

 

 

 

18

Движения и позы по инструкции учителя.

Имитация движений и поз.

 

 

 

19

. Движения и позы по инструкции учителя.

Имитация движений и поз. Ориентировка в помещении.

 

 

 

 

20

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)

 

 

 

 

21

  Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) Расположение предметов.

 

 

 

 

22

 Cравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

 

 

 

 

23

Группировка предметов по форме и величине

 

 

 

 

24

Выделение различных частей знакомых предметов. Расположение предметов.

 

 

 

 

25

Нахождение отличий на «наложенном» материале.

 

 

 

 

26

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение2-х картинок)

 

 

 

 

27

Различия «наложенных» изображений

 

 

 

 

Текущий контроль развития

 

 

 

 

28

Сравнение изображений. Текущий контроль развития

 

 

 

 

29

Дифференциация звуков шума и музыкальных инструментов.

 

 

 

 

30

Дифференциация звуков шума и музыкальных инструментов.

 

 

 

 

31

Альтернативная речь: слово с интонацией в сочетании с жестом и мимикой. Ориентировка в помещении.

 

 

 

 

32

Различение мелодий по характеру

 

 

 

 

33

Прослушивание и различение мелодий по характеру

 

 

 

 

34

Итоговая диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

График и виды контроля учебного предмета, курса

                                                                                                 

№ урока

Тема

Вид контроля

Дата

1-2

Диагностическое обследование

предваряющий

 

27-28

Текущий контроль развития

текущий

 

34

Итоговая диагностика.

 

итоговый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендована к утверждению                           Согласовано

протокол заседания                                               заместитель  директора по УР

                                                                                                                методического объединения                                 ___________________подпись

учителей _______________                                    М.Ф. Мухаева             

от ________ № ____________

_________________________                                                   дата ___________

Подпись руководителя   МО

_________________________

В.И.Надежина

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учебная программа по сенсорному развитию (1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.03.2020 76
    • DOCX 37.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Иллона Иосифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Иллона Иосифовна
    Иванова Иллона Иосифовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80857
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 274 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 593 человека

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе