Министерство общего и профессионального
образования Ростовской области
государственное казенное общеобразовательное
учреждение Ростовской области «Каменская специальная школа № 15»
«Утверждаю»
Директор ГКОУ
РО
«Каменская специальная
школа
№ 15»
________________Т. А. Лещинская
М.П.
Приказ от _________ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по сенсорному развитию
Уровень общего образования: начальное, класс: 1-б, первый год обучения
Количество часов в
неделю: 1, за год: 34;
Учитель: Рудакова Светлана
Николаевна
Программа
разработана на основе:
Положения
о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями
утверждённого ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); на основе примерной адаптированной основной образовательной
программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития; на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта образования.
2017-2018 учебный год
Оглавление
1.Планируемые предметные результаты освоения курса………………….с.
3
2.Содержание и структура учебного предмета, курса.
2.1.Содержание учебного предмета……………………………………с.
4
2.2.Структура курса……………………………………………………..с.
5
3. Тематическое планирование, график и виды контроля
освоения учебного предмета.
3.1.Календарно-тематическое
планирование…………………………с.6-7
3.2. График и виды контроля освоения
учебного предмета………..…с.8
Планируемые предметные
результаты освоения обучающейся
программы
Достаточный уровень:
достаточно
определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; различать основные
цвета и их оттенки; конструировать предметы из геометрических фигур; узнавать
предмет по части; определять на ощупь разные свойства предметов; находить
различия у двух сходных сюжетных картинок; различать «наложенные» изображения
предметов; различать вкусовые качества; сравнивать музыкальные звуки по
громкости и длительности звучания; различать характер мелодии; ориентироваться
в помещении, двигаться в заданном направлении;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле.
Сниженный уровень:
Определять
разницу между предметами по форме, величине, цвету; различать основные
цвета; узнавать предмет по части; ориентироваться в помещении, двигаться в
заданном направлении; целенаправленно выполнять действия по
инструкции педагога; правильно пользоваться письменными принадлежностями;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле.
Личностные результаты:
выработанное
положительное отношение к учению, к учителю, чувство необходимости обучения;
осознание социальной роли ученика;
коммуникабельность во
взаимодействии с учителем; стремление выполнить задание учителя, как можно
лучше;
умение слушать
собеседника; потребность в общении.
Содержание
программы:
Рабочая программа построена с учетом
специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы
деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, их
потенциальных возможностей. Занятия имеют коррекционную направленность, которая
реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической,
изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и
игры.
Данный курс является
коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается
исправление присущих детям, имеющим сложные дефекты развития, недостатков
психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов
психической деятельности.
Сенсорное развитие направлено на
формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах,
объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности. Развитие тактильно-двигательного
восприятия; пространственной ориентации; восприятие формы, различие величины,
цвета; восприятие особых свойств предметов.
В свою очередь, развитие сенсорной системы
тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи
совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости,
развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений
Программа предусматривает развитие и
воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение,
изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной
деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и
чувства, способствуют овладению различными способами управления собственным
поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к
учению.
Она включает в себя следующие
занятия по:
-развитию крупной и мелкой
моторики графомоторных навыков;
-тактильно-двигательного восприятия;
-кинестетическому и кинетическому развитию;
-восприятию формы, величины, цвета; конструированию
предметов;
-развитию зрительного восприятия и зрительной
памяти;
-восприятию особых свойств предметов через
развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
-развитию слухового восприятия и слуховой
памяти;
-восприятию пространства;
-восприятию времени.
Структура учебного предмета, курса
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
Цель
|
Задачи
|
I
|
Диагностика развития
|
|
Выявление проблемных мест в сенсорном развитии детей.
|
Выявлять проблемные места в развитии обучающихся. Развивать мелкую и крупную моторику рук, работать над развитием
артикуляционного и двигательного аппарата; Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
|
II
|
Развитие моторики, графомоторных навыков;
тактильно-двигательное восприятие; пространственную ориентацию; восприятие
формы, различие величины, цвета; восприятие особых свойств предметов.
|
|
Выработка графомоторных навыков, навыков пространственной
ориентации, восприятия формы, цвета, особых свойств предметов.
|
Вырабатывать точность движений. Формировать способности эстетически воспринимать
окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов,
вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Исправлять недостатки
моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию.
Учить слушать учителя:
|
III
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
|
|
Формирование и развитие восприятия звуков и слуховой памяти.
|
Проводить подстановочные упражнения на развитие
восприятия звуков.. Вырабатывать привычку внимательного слушания. Учить слушать, запоминать и сравнивать звуки.
|
IV
|
Итоговая диагностика
|
|
Выявление проблемных мест в усвоении программы.
|
Изучить пробелы и наметить
проблемные задачи на 2 класс.
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
Календарно-тематическое планирование
№ урока
|
Темы
для группы детей
сниженного уровня предметных результатов
|
Кол-во час
|
Дата
|
Планир.
|
Фактич.
|
|
Диагностическое обследование
|
|
|
|
1
|
Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением. Диагностика развития.
|
|
|
|
2
|
Диагностическое обследование cенсорного
развития. Штриховка в разных направлениях.
|
|
|
|
3
|
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие слухового и зрительного внимания.
|
|
|
|
4
|
Заучивание дыхательных упражнений,
пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Игра “Букет цветов”
|
|
|
|
5
|
Рисование по трафарету. Штриховка. Заучивание
пальчиковой и логоритмической гимнастики.
|
|
|
|
6
|
Обводка трафаретов геометрических фигур.
|
|
|
|
7
|
Обводка трафаретов геометрических фигур.
|
|
|
|
8
|
«Точечные рисунки»
|
|
|
|
9
|
«Точечные рисунки»
|
|
|
|
12
|
Работа в технике «объемной» аппликации.
|
|
|
|
13
|
Определение на ощупь формы предметов.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
|
|
|
|
14
|
Определение на ощупь формы предметов.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
|
|
|
|
15
|
Работа в технике «объемной» аппликации.
|
|
|
|
16
|
Игры с мозаикой
|
|
|
|
17
|
Игры с мозаикой
|
|
|
|
18
|
Движения и позы по инструкции учителя.
Имитация движений и поз.
|
|
|
|
19
|
. Движения и позы по инструкции учителя.
Имитация движений и поз. Ориентировка в
помещении.
|
|
|
|
20
|
Формирование эталонов объемных
геометрических фигур (шар, куб)
|
|
|
|
21
|
Формирование эталонов
объемных геометрических фигур (шар, куб) Расположение предметов.
|
|
|
|
22
|
Cравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.
|
|
|
|
23
|
Группировка предметов по форме и величине
|
|
|
|
24
|
Выделение различных частей знакомых
предметов. Расположение предметов.
|
|
|
|
25
|
Нахождение отличий на «наложенном» материале.
|
|
|
|
26
|
Нахождение отличий на наглядном материале
(сравнение2-х картинок)
|
|
|
|
27
|
Различия «наложенных» изображений
|
|
|
|
|
Текущий контроль развития
|
|
|
|
28
|
Сравнение изображений. Текущий контроль
развития
|
|
|
|
29
|
Дифференциация звуков шума и музыкальных
инструментов.
|
|
|
|
30
|
Дифференциация звуков шума и музыкальных
инструментов.
|
|
|
|
31
|
Альтернативная речь: слово с интонацией в
сочетании с жестом и мимикой. Ориентировка в помещении.
|
|
|
|
32
|
Различение мелодий по характеру
|
|
|
|
33
|
Прослушивание и различение мелодий по
характеру
|
|
|
|
34
|
Итоговая диагностика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
График и виды контроля учебного предмета, курса
№ урока
|
Тема
|
Вид контроля
|
Дата
|
1-2
|
Диагностическое
обследование
|
предваряющий
|
|
27-28
|
Текущий контроль развития
|
текущий
|
|
34
|
Итоговая
диагностика.
|
итоговый
|
|
Рекомендована к
утверждению Согласовано
протокол
заседания заместитель директора
по УР
методического объединения
___________________подпись
учителей
_______________ М.Ф. Мухаева
от ________ №
____________
_________________________
дата ___________
Подпись руководителя
МО
_________________________
В.И.Надежина
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.