Министерство общего и
профессионального
образования Ростовской области
государственное казенное
общеобразовательное
учреждение Ростовской области «Каменская
специальная школа № 15»
«Утверждаю»
Директор ГКОУ РО
«Каменская специальная
школа № 15»
________________Т. А.
Лещинская
М.П.
Приказ от _________ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Предметные
действия»
Уровень общего образования: начальное, класс: 1-б, первый год обучения
Количество часов в неделю: 2 часа, из них: уроков 1 час, самостоятельной
работы 1 час; за год: 68 часов, из них уроков 34 часа, самостоятельной
работы 34 часа.
Учитель: Рудакова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе:
Положения о рабочей программе учебных
предметов в соответствии с требованиями утверждённого ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
на
основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития; на основе
требований федерального государственного образовательного
стандарта
образования; учебно-методического комплекса.
2017-2018 учебный год
Оглавление
1.Планируемые
предметные результаты освоения курса………………….с. 3
2.Содержание и
структура учебного предмета, курса.
2.1.Содержание
учебного предмета……………………………………с. 4-5
2.2.Структура
курса……………………………………………………..с. 6-7
3. Тематическое
планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета.
3.1.Календарно-тематическое
планирование……………………..….с. 8-9
3.2.
График и виды контроля освоения учебного предмета………….с. 10
Планируемые предметные
результаты освоения обучающейся
программы
Достаточный
уровень:
свободно,
без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая
при этом лист бумаги, ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой
геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
Знать применение картона и бумаги; применение других
материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, леска – поролон, обрезки
кожи, фольги и др.); основные приёмы лепки из пластилина.
Запомнить организацию рабочего места и
санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими
материалами;
выполнять анализ своего изделия и изделия образца; размечать
картон и бумагу по шаблонам, по линейке; сгибать картон и склеивать по стыкам,
оклеивать бумагой объемные изделия.
Cниженный уровень:
Освоить навык правильно сидеть за партой. Сформировать
умение правильно захватывать и удерживать ручку, карандаш. Слушать объяснения и
указания учителя, повторять действия учителя. Обученность выполнению действий по
словесной инструкции учителя. Пользоваться альбомом, тетрадью, ориентироваться на плоскости листа
бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
знать организацию рабочего места, правила работы с картоном, клеем и другими
материалами и инструментами.
Личностные результаты:
овладение умением адекватно применять доступные
технологии и освоенные трудовые навыки для социального взаимодействия. Обогащение
положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий
и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и внимательности
к близким. Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир. Интерес с творческой деятельности.
Содержание
учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует
содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и
предполагает собственный подход в структурировании учебного материала,
определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования
системы знаний, умений, навыков. В течение года возможны изменения в
количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися. Рабочая программа
предполагает формирование
умений выполнять практические задания в доступной форме.
С
учетом местных условий учебный план у обучающегося на дому включает 4
блока:
I.
Работа
с бумагой и картоном:
Развитие мелкой ручной моторики, изготовление поделок и аппликаций с помощью, умение
сравнивать поделки с образцом, находить и исправлять свои ошибки.
Работа с бумагой и картоном предполагает изучение свойств бумаги, видов
применения картона и бумаги, применение других материалов в сочетании с
картоном и бумагой (нитки, тесьма, поролон, обрезки кожи, фольги и др.) Необходимо
так же учить организовывать рабочее место и знакомить с санитарно-гигиеническими
требованиями при работе с бумагой, картоном и другими материалами, с правила
безопасной работы. Необходимо осваивать обводку по шаблону, сгибание
бумаги, правила приклеивания аппликации и склеивания деталей поделки.
II.
С
природным и другими материалами:
Изучать свойства разных материалов, правила работы с природными
материалами, правила изготовления гербария. Формировать
умения: Ориентироваться в задании, сравнивать поделки с образцом, находить и
исправлять свои ошибки, планировать ход работы над изделием. Освоить
такие материалы: жёлуди, шишки, каштаны, мох, веточки, хвою, семена растений,
засушенные плоды и растения, части растений, камешки, кожу, ткани, мех, проволоку,
нитки, пуговицы, леску, макаронные изделия, паралон и др. бросовые материалы. Сравнивать свойства различных
природных материалов. При изготовлении
поделки находить общее с реальным объектом. Соотносить форму и цвет природных
материалов с образцом, отбирать необходимые материалы для выполнения
изделия. Развивать творческие способности ребёнка.
III.
Конструирование
и моделирование:
Раздел включает работу с разными моделями для конструирования и конструктором
«Лего». Такая работа учит ориентироваться в современном мире техники,
развивает мышление и смекалку первоклассника. Освоить приемы работы с конструктором: знакомство с видами
деталей и способами их соединения. Конструировать изделие на основе
предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы
сборки. Применять «правило винта» при" сборке и разборке моделей
(завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки).
Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное). Необходимо
научить ребёнка самостоятельно собирать изделия конструирования по образцу, соотносить форму и цвет конструкции с реальными объектами и
находить общее. Развивать интерес к творчеству.
IV.
Работа
с пластическими материалами (пластилин):
Практическая деятельность на уроках лепки является средством
общего развития ребёнка, становления речи, социально значимых личностных
качеств, а также формирования системы специальных технологических и
универсальных учебных действий. Необходимо осваивать основные приёмы лепки.
Учить сочетанию пластилина с другими материалами. Определять по составленному с
учителем плану последовательность выполнения изделия. Определять и
использовать приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Научить
подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать
технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации и аккуратности в
деятельности. Научить делать рельефную мозаику, поделки. Применять в
изготовлении поделки каркас из проволоки, палочек и др. Развивать творческие
способности ребёнка и желание трудиться.
Структура учебного предмета, курса
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
Цель
|
Задачи
|
I.
|
Работа с
бумагой и картоном
|
|
Воспитание
трудолюбия,
настойчивости; обучение доступным приемам труда и работы с бумагой,
картоном, клеем и инструментами; развитие самостоятель-ности, интереса
к труду.
|
Обучить
простейшим безорудийным и орудийным приемам ( сгибание бумаги, скатывание,
резание ножницами по прямым и кривым линиям, склеивания деталей, приклеивания
аппликации на лист по образцу и т.д.). Научить организовать свое
место, правильно сидеть, правильно держать альбом, карандаш, ножницы;
обводить
карандашом шаблоны, соединять линиями точки, проводить линии от руки; закрашивать
цветным карандашом в контуре, вырезать по контуру; узнавать, различать,
показывать квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал; сравнивать по
величине, цвету, ориентироваться на плоскости листа, показывать и называть
верх, низ, правую, левую стороны листа, углы;
складывать
бумагу, пользовать клеем, ножницами;
определять
места приклеивания аппликации. Воспитывать потребность к поэтапному,
целенаправленному и аккуратному выполнению работы.
|
II.
|
Работа с
пластическими материалами (пластилин)
|
|
Обучение
приёмам
лепки. Развитие мелкой моторики рук, общетрудовых
умений.
творческих способностей ребёнка.
|
Обучить
простейшим безорудийным и орудийным приемам сплющивание и вытягивание,
раскатывания пластилина; учить работать стекой. Учить различать
основные цвета, форму и размеры поделки; развивать умение сравнивать с
образцом, с натуральными объектами; мелкую моторику. Воспитывать усидчивость,
трудолюбие; вырабатывать умения организовать рабочее место, аккуратно убрать
его.
|
III.
|
Работа с
природным и другими материалами.
|
|
Обучение
приёмам
работы с природным материалом. Привитие любви к природе родного края, развитие
общетрудовых умений, мелкой моторики рук .
|
Изучать с
ребёнком свойства разных материалов, учить работать с природным материалом,
инструментами и соединениями, знакомить с технологиями безопасного
труда. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, творческие способности,
эстетический вкус.
Воспитывать любовь
к природе и её материалам; аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость,
стремление доводить работу до конца, радоваться результату труда.
|
IV.
|
Конструирование
и моделирование.
|
|
Обучение
основным
приёмам конструирова-ния. Развитие технического мышления, смекалки, общетрудовых
умений.
|
Познакомить с видами деталей и способами их соединения. Учить
собирать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали
конструкции, выбирать способы сборки, применять «правило винта» при"
сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против
часовой стрелки). Учить осваивать разные виды соединений деталей
(подвижное и неподвижное), самостоятельно собирать изделия
конструирования по образцу
|
|
Итого:
|
|
|
|
Календарно-тематическое
планирование
№
п./п.
|
Тема
урока
(сниженный
уровень)
|
Кол-во
ур
|
Сам.
раб.
|
Дата
|
|
|
1
|
Вводное занятие. Изучение правил
безопасности при работе с инструментами и материалами.
|
1
|
|
|
|
|
Работа
с пластилином
|
|
|
|
|
2
|
Приём катания колбаски. Изготовление
лесенки, забора, домика, ёлки из палочек и столбиков различной длины и
толщины.
|
1
|
|
|
|
3
|
Приём катания шариков. Лепка по образцу
предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, мяч.
|
1
|
|
|
|
4
|
Лепка по образцу овощей и фруктов
(предметы овальной формы): слива, огурец, картофель. Составление композиций.
Лото “Овощи-фрукты”.
|
1
|
|
|
|
|
Работа
с природным материалом
|
|
|
|
|
5
|
Игры с песком.
|
1
|
|
|
|
6
|
Наклеивание на подложку из цветной
бумаги засушенных листьев.
|
1
|
|
|
|
|
Работа
с бумагой
|
|
|
|
|
7
|
Упражнения в сгибании и разрывании
бумаги по прямым линиям. Изготовление закладки.
|
1
|
|
|
|
8
|
Оригами. «Мышка».
|
1
|
|
|
|
|
Конструирование
|
|
|
|
|
9
|
Изготовление из конструктора «Лего» по
образцу «Дом», «Башня», «Машина», летающих игрушек «Самолёт», «Вертолёт».
|
3
|
|
|
|
10
|
Упражнения в резании ножницами по следам
сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники.
Конструирование из геометрических фигур. «Машина»
|
1
|
|
|
|
11
|
Вырезание квадратов, прямоугольников,
треугольников, размеченных по шаблону. Конструирование из геометрических
фигур. «Жираф»
|
1
|
|
|
|
12
|
Вырезание кругов, овалов, размеченных по
шаблону. Конструирование из геометрических фигур. «Зайчик», «Рыбка».
|
1
|
|
|
|
|
Работа
с пластилином
|
|
|
|
|
13
|
Лепка по образцу моркови, перца, груши,
грибов.
|
1
|
|
|
|
14
|
Лепка по образцу букв и цифр на
подложке.
|
1
|
|
|
|
15
|
Изготовление по образцу ежа из пластилина
и природного материала (шишки сосны)
|
1
|
|
|
|
16
|
Изготовление по образцу цветка из пластилина
и природного материала - семян тыквы.
|
1
|
|
|
|
17
|
Изготовление бабочки из пластилина и
листьев клёна, ясеня.
|
1
|
|
|
|
18
|
Изготовление по образцу рыбки из сосновой
или еловой шишки.
|
1
|
|
|
|
19
|
Изготовление из жёлудя и пластилина
мышки, гриба.
|
1
|
|
|
|
|
Работа
с бумагой и клеем
|
|
|
|
|
20
|
Изготовление ёлочных гирлянд из полос
цветной бумаги (цепочка).
|
.1
|
|
|
|
21
|
Изготовление по образцу флажков из
цветной бумаги.
|
1
|
|
|
|
22
|
Изготовление по образцу ёлочных игрушек.
|
2
|
|
|
|
|
Работа
с пластилином
|
|
|
|
|
23
|
Лепка по образцу рельефов букв А, О, С,
М, У.
|
1
|
|
|
|
24
|
Лепка по образцу рельефов цифр 1, 2, 3,
4, 5.
|
1
|
|
|
|
25
|
Лепка барельефа пирамидки по контуру.
|
1
|
|
|
|
|
Работа
с природным материалом
|
|
|
|
|
26
|
Составление по образцу сюжетной картины
из засушенных природных материалов.
|
1
|
|
|
|
27
|
Изготовление пингвина и пальмы из шишек
и пластилина.
|
1
|
|
|
|
28
|
Изготовление по образцу кораблика из
скорлупы грецкого ореха с парусом. Из каштанов «Гусеница»
|
2
|
|
|
|
29
|
Изготовление по образцу петушка из
еловой шишки, пёрышек и пластилина. Из шишек и желудей: «Старичок-Лесовичок»
. Изготовление птички из шишки ели, сосны, пластилина и веточек
|
2
|
|
|
|
|
Работа
с бумагой
|
|
|
|
|
30
|
Вырезание по длинной линии полосок и
конструирование.
Игрушка “Бумажный фонарик”.
|
.2
|
|
|
|
31
|
Итоговое конструирование: “Бумажный
цветок”.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
График и виды контроля учебного предмета, курса
№ урока
|
Тема
|
Вид контроля
|
Дата
|
2
|
Общие
умения. Наблюдение.
|
предваряющий
|
|
3
|
Лепка.
|
предваряющий
|
|
5
|
Работа с
природным материалом.
|
текущий
|
|
9
|
Конструирование.
|
текущий
|
|
20
|
Работа с
бумагой, клеем.
|
тематический
|
|
31
|
Аппликация.
|
итоговый
|
|
Рекомендована к
утверждению Согласовано
протокол
заседания заместитель директора
по УР
методического объединения
___________________подпись
учителей _______________
М.Ф. Мухаева
от ________ №
____________
_________________________
дата ___________
Подпись руководителя МО
_________________________
В.И.Надежина
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.