Тьюторство в начальной школе
«Тьюторство в начальной школе в рамках реализации ФГОС».
Введение ФГОС НОО сегодня требует от педагогов знания тенденций
инновационных изменений в системе современного образования, отличий
традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения;
понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и
методов обучения; критериев технологичности; умения анализировать и оценивать
свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых
педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
С внедрением ФГОС меняется деятельность учителей начальных
классов.
Главной целью учителя на уроке стала организация деятельности
обучающихся:
- По
поиску и обработке информации;
- Обобщению
способов действия;
- Постановке
учебной задачи;
- Включение
учащихся в информационно-образовательную среду.
Принятие новых стандартов начального общего образования и введение
их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений требует
перестройки профессиональной подготовки будущих учителей и процесса повышения
квалификации уже работающего педагога.
В связи с этим возникла необходимость овладения педагогами всеми
компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых
образовательных стандартов, организации тьюторского сопровождения в начальной
школе.
В современной школе тьюторство можно представить как ключевую
педагогическую технологию индивидуализации образования.
«Тьютор» - означает «домашний учитель, репетитор(школьный),
наставник, опекун.
«Тьюторство» как одна из форм наставничества возникло в первых
британских университетах – в Оксфордском (12 в.), Кембриджском (13 в.). В 1115
году Оксфордский университет сделал первый выпуск тьюторов.
Пребывание в университете не считалось формальным приобретением
знаний. Основным процессом получения университетского образования был процесс
самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения
самообразования.
Что касается нашей системы образования, то с 17 века и до
недавнего времени в её основе лежало учение Яна Амоса Каменского – «научить
всех и всему, используя индивидуальный подход», суть которого сводилась к
следующему. Предположим в нашем классе имеются три абстрактных ученика.
Используя индивидуальный подход каждого из этих учеников мы должны привести к
определённым унифицированным знаниям.
Европейское образование строится не на индивидуальном подходе, а
на индивидуализации образования. Что здесь главное? Предположим, что мы имеем
тех же самых учеников, но по данной технологии мы каждого ученика приводим к
знаниям, актуальным для данного конкретного ученика.
Таким образом, индивидуальный подход в образовании и
индивидуализация образования – это две разные технологии.
Необходимость перехода школ на технологии, ориентированные на
индивидуализацию обучения, и !самореализацию! обучающихся определено
Правительством РФ в «Концепции модернизации российского образования на период
до 2010 года».
Хотим мы того или нет, мы вынуждены перейти от авторитарной школы
с индивидуальным подходом, когда каждого ученика мы должны привести к
одинаковым, унифицированным знаниям, к индивидуализации образования, когда
каждого ученика мы должны будем привести к знаниям, актуальным именно для него.
Тьюторство рассматривается как ключевая педагогическая технология
индивидуализации образования.
В настоящее время еще не разработана нормативно-правовая база
введения тьюторства в массовые школы, в штатном расписании нет такой должности
– тьютор. Однако учитель, классный руководитель, психолог, социальный педагог –
каждый на своем уровне – может осуществлять тьюторское сопровождение
обучающихся.
На уровне начальной школы, первое, что может сделать учитель, -
это добиться того, чтобы ребёнок захотел быть рядом с вами.
Профессор, доктор педагогических наук Ковалева Татьяна Михайловна,
одна из инициаторов тьюторского движения в России, предлагает пять шагов
тьюторского сопровождения в начальной школе.
1 шаг – выявление и фиксация познавательного интереса (при этом
можно использовать анкетирование, собеседование, наблюдение. Следует помнить:
каким бы не сообразным ни был бы этот интерес, нельзя им пренебрегать, чтобы не
оттолкнуть ребёнка.)
2 шаг – карта познавательного интереса. (Если учитель «работает»
ответами, то тьютор – вопросами. Например, ребёнку интересно: «Как спит
жираф?». Учитель ему просто ответит: «Стоя», а тьютор спросит: «Где мы можем
получить информацию о том, как спит жираф?» и, создавая вместе с учеником карту
познавательного интереса посоветует ему обратиться в библиотеку, сходить в
зоопарк, поискать сведения об этом в Интернете).
3 шаг – сбор материала (портфолио). (На этом этапе выявляются так
называемые дети – «подорожники», которые отстают от других, и дети – «менялы»,
у которых нет постоянного интереса, он у них каждый день меняется. Суть
тьюторского сопровождения – «подорожников» подтянуть к темпу остальных учащихся
класса, «менял» суметь убедить остановиться на одном определённом интересе).
4 шаг – подготовка к презентации (здесь можно подключить и
родителей. Сама презентация может быть в компьютерном варианте или бумажном,
т.е. это может быть плакат. Газета. Альбом и т.д.).
5 шаг – рефлексивный анализ. (Это тоже важный этап, на котором
учитель садится рядом с ребенком и обсуждает презентацию: что получилось
удачно, а что не удалось. Выявляются возможные причины неудачи: мало собрано
материала, неинтересно представлена информация или, может быть, его тема
неинтересна другим детям.
Можно сказать, что обеспечение сопровождения означает:
1.
Обеспечение адаптации ребёнка к учебной деятельности в совместной
с родителями, детьми и предметниками событийности.
2.
Организация ситуаций, направленных на освоение
коллективно-распределенной деятельности в классе.
3.
Обсуждение с предметниками и фиксирование в картах развития
ребёнка сложных для ребенка ситуаций освоения предмета или социального навыка.
4.
Консультация родителей относительно психологической ситуации
развития ребёнка и в случае неблагоприятного прогноза направление ребёнка и
родителей к узким специалистам.
5.
Сопровождение детей в освоении социальных норм.
6.
Организация ситуации самооценки деятельности детей в социальной
жизни класса.
7.
Направление ребёнка по наиболее эффективному для него пути
формирования способностей.
8.
Оказание помощи ребёнку в освоении новых способностей.
9.
Организация участия ребёнка в олимпиадах, конференциях и других
внеурочных учебных формах.
10. Организация
исследовательской деятельности ребёнка и помощь ему в случае затруднения.
11. Обустраивание
развивающего пространства для ребёнка.
Таким образом, основная задача тьютора в начальной школе –
привести каждого ребёнка от стихийных познавательных интересов к познавательным
интересам в устойчивой форме.
Инструментом деятельности тьютора является карта развития
конкретного ребёнка.
Тьютор — сопровождающий процесс индивидуализации. Учитель —
передающий знания, умения, навыки и использующий индивидуальный подход.
Конечно, сразу каждый учитель не станет тьютором, но он должен иметь тьюторскую
культуру, обладать технологией тьюторского сопровождения.
В заключении можно сделать вывод, что если в сегодняшней системе
образования учитель продвигает предмет, то в образовании будущего — тьютор
сопровождает интерес ребёнка в предмете.
Я понимаю, что тьюторство — это
технология, без которой в образовании не обойтись. Поэтому изучила концепцию
данной технологии и осваиваю ее.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.