Экскурсия «В гости к зиме».
Цели:
1. Воспитательные:
- Воспитывать нравственно-эстетические
чувства в общении с
природой.
2. Образовательные:
- Познакомить
дошкольников с зимними явлениями природы, с
жизнью растительного и
животного мира зимой.
- Систематизировать и
обогатить знания школьников о природных
связях.
3. Развивающие:
- Совершенствовать
грамматический строй речи. Развивать
диалектическую речь.
- Совершенствовать
слуховое восприятие, внимание.
Оборудование:
1. Карточки – названия привалов.
2. Лупа для
рассматривания снежинок.
3. Лопатки, линейки.
4. Иллюстрации «Зима в
лесу», «Кто как зимует».
5. Картинки «Следы на
снегу».
I. Организационный момент.
- Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое
это время
года, вы скажите сами.
Всё кругом бело-синее,
Всё в тонком кружеве
теней.
А лес укрыт
пушистым инеем,
Уснул до первых
вешних дней.
(Зима)
- Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем
лесу?
- Правильно в лесу нельзя шуметь – птицы
разлетятся, и мы их не увидим.
Нельзя сходить с тропы, можно
провалиться глубоко в снег.
I I. Первый привал «Неживая природа
зимой».
- Как вы думаете, когда наступает
зима? По каким признакам мы узнаём приход зимы?
По календарю зима начинается 1
декабря, Температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают
водоёмы, земля покрывается
снегом. Дни становятся короткими и
холодными.
- Посмотрите вокруг. Что лежит на
земле, ветках деревьев и кустарников?
- Что такое снег? Из чего он состоит?
Снег – это множество красивых
снежинок.
Предложить дошкольникам рассмотреть
снежинки под лупой.
- Что вы можете сказать о снежном
покрове в настоящее время?
- Правильно, снег в настоящее время
плотный, очень сложно увидеть снежинки, они сломали все свои лучики.
- А где снега больше? На открытой
местности или под деревьями?
Проводится практическая работа по
измерению глубины снега.
- Снега больше под деревьями.
- Какую роль выполняет снег для
растений?
- Правильно, снег для травянистых растений – тёплое
пуховое одеяло. Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов.
III. Привал «Секреты животного мира».
1. – Оказывается снег, не только
защищает растения, но и согревает животных. Лось в глубоком снегу не зарывается
полностью, на поверхности всегда остаётся голова и спина с густой шерстью. (см.
картинка).
- Как встречают зиму другие
животные?
- Лесные мыши и мыши – полёвки
живут под снегом, они роют себе ходы и свободно передвигаются. Мы с вами не
можем услышать их, но ласки и лисицы очень хорошо слышат шуршание мышей и
охотятся на них. (см. картинка).
2. – Каких зимующих птиц вы
знаете?
- Как вы думаете, что для птиц
самое страшное зимой?
- Страшнее голода для птиц ничего
нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. И птиц греют их перья – их бывает
несколько слоёв.
- Птицы нуждаются в нашей помощи.
Как мы можем помочь птицам?
- Давайте повесим кормушки для
птиц, которые мы с вами сделали и сегодня принесли, насыпаем корм.
- Сейчас мы с вами сделали доброе
дело, но не забывайте взять с собой корм для птиц, когда отправимся на
прогулку.
3. - Как вы думаете, можно ли
увидеть зимой насекомых?
- Оказывается можно!
Леднички, зимние комарики, снежные
паучки и ногохватики прогуливаются
по снегу, если температура воздуха не
ниже -10◦С.
Если внимательно приглядеться к
старой лыжне, то можно увидеть, что она шевелится словно живая. Оказывается, по
снегу передвигаются тысячи «снежных блошек».
4. - Давайте внимательно
посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?
- Следы, каких животных вам
знакомы?
Показать следы зайца, лисы, мыши,
лося, кабана на специальных карточках.
IV. Привал «Игровой».
Выбрать небольшую поляну для
зимних забав.
Игра «Снежный брейн – ринг».
Группа делится на две команды.
Каждый участник игры имеет право
бросить снежок перед этим назвав:
1. Зимние природные явления.
2. Зимующих птиц.
3. Зверей впадающих в спячку на
зиму.
4. Побеждает та команда, игрок
которой был последним.
V. Итог работы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.