Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Средняя
общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова
г.
Семикаракорска Ростовской области
Типичные ошибки ВПР в начальной школе
. Причины затруднений и предложения по устранению ошибок.
Выступление
на районном семинаре
МО учителей начальных классов
подготовил:
учитель начальных классов
Шах Е.П.
Цель: рассказать
о типичных ошибках, причинах затруднений и предложениях по устранению ошибок.
Слайд 2.
ВПР в 4 классах пишется по трем предметам
: русский язык, математика и окружающий мир.
Слайд 3.
Рособрнадзор в своём письме от 2 февраля
2017 года № 05-41 «Всероссийские проверочные работы» дал подробные
разъяснения:
Ø ВПР
— это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся;
Ø ВПР
не являются государственной итоговой аттестацией;
Ø ВПР
проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской
Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС;
Слайд 4.
Ø Рособрнадзор
не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся;
Ø результаты
ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих
детей;
Ø результаты
ВПР могут быть использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по
итогам окончания начального этапа обучения;
При проведении ВПР
планировалась проверка не только предметных знаний по русскому языку,
математике и окружающему миру, но и предусмотрена оценка сформированности следующих
УУД.
Личностные
действия: знание моральных норм и норм этикета,
умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях.
Регулятивные
действия: целеполагание, планирование, контроль и
коррекция, саморегуляция.
Общеучебные
универсальные учебные действия: поиск и выделение
необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов
и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости
от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование,
преобразование модели.
Логические
универсальные действия: анализ объектов в целях
выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение
под понятие, выведение следствий; установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные
действия: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Анализ результатов
выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в
подготовке выпускников начальной школы по русскому языку.
Слайд 5.
Русский язык .
При выполнении
первой части учащимся нужно было записать текст под
диктовку и выполнить два грамматических задания.
Помимо этого
проверялось соблюдение пунктуационных норм.
Анализ
грамматических ошибок показал, что большинство ошибок было на правописание
падежных окончаний существительных , правописание безударных личных окончаний
глаголов , и правописание суффиксов в именах существительных.
Помимо этих
ошибок, были пропуски и замена букв, правописание предлогов с
существительными, правописание разделительного мягкого знака.
При выполнении
грамматического задания на нахождение однородных членов допустили больше всего
ошибок, допустили ошибки в определении частей речи. Все ребята справились с
заданием на нахождение главных членов предложения .
Слайд 6-11.
Анализ проверки
выполнения 2 части показал, что хорошо ребята
справились с заданием на определение ударения в слове, выполнение
звуко-буквенного анализа слова, составление плана к данному рассказу, подбор
синонимов и антонимов, разбор по составу, разбор имени существительного как
часть речи, нахождение в данном предложении глаголов. Трудным оказалось
задание по определению основной мысли текста, определить и записать значение
слова из данного предложения, достаточно много ошибок было допущено в разборе
имени прилагательного как часть речи. Трудным задание для учащихся оказалось
задание на соответствие данного выражения к определённой жизненной ситуации.
В содержательной
линии «Система языка» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по
заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку
следующих планируемых результатов:
- умение
давать характеристику (указывать грамматические признаки) имени
прилагательного, глагола;
- умение
проводить морфемный разбора слова;
В содержательной
линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по
заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих
планируемых результатов:
- умение
самостоятельно подбирать слова на изученные орфограммы;
В содержательной
линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по
заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку
следующих планируемых результатов:
- умение
определять основную мысль текста ;
- умение
составлять план текста ;
- анализировать
текст, использовать информацию для практического применения;
Отметка по
пятибальной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
качество
|
Первичные баллы
|
0-13
|
14-32
|
24-32
|
33-38
|
|
|
|
8
|
7
|
6
|
61,9%
|
Слайд
12.
Предложения
по устранению недостатков
В рамках
реализации междисциплинарных программ ФГОС НОО «Формирование универсальных
учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом» необходима организация работы с
текстом и другими источниками информации на каждом уроке по любому предмету.
Следует включить в работу некоторые
пункты:
§ отбирать
тексты разных стилей, родов и жанров
§ продумать
работу с различными источниками информации.
§ обратить
внимание на работу с информационными и найчными текстами.
§ методика
работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными
частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста,
иллюстрацией, репродукцией картины.
§ формировать
умения находить, обрабатывать и оценивать информацию текста.
§ организовать
работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных
целей.
§ продолжить
работу над классификацией слов по составу.
§ выстроить
работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных
на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных
правил русского языка.
§ продумать
перечень творческих домашних заданий.
§ работать
над определением главной мысли текста
Слайд 13- 20.
Математика.
Учащиеся
достаточно легко справились с заданиями, где проверялось умение выполнять
арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умение вычислять
значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий, умения
выполнять письменно действия с многозначными числами, умение решать
арифметическим способом (в одно, два действия) учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью. Дети умеют читать, записывать и сравнивать
величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между
ними.
При
решении текстовых задач в три, четыре действия учащиеся испытывали затруднения.
Особую сложность для учащихся составило задание, связанное с расчётом времени.
Большинство
детей умеют исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
вычислять площадь прямоугольника и строить фигуру по заданным параметрам.
Многие
учащиеся умеют работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами,
анализировать и интепретировать данные.
С
последним заданием на логику справилось небольшое количество учащихся, что
говорит о том, что учащиеся не в совершенстве овладели основами логического и
алгоритмического мышления. Нестандартная задача на логическое мышление вызвала
у них затруднение.
Отметка по
пятибальной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
качество
|
Первичные баллы
|
0-5
|
6-9
|
10-12
|
13-18
|
|
|
0
|
7
|
6
|
8
|
66,6%
|
Слайд 21-22.
Полученные
результаты позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса
преподавания предмета.
1.
Усилить работу , направленную
на формирование умений анализировать текстовые задачи, используя схемы, таблицы
2.
Взять на особый контроль
формирование умений решать задачи, связанные с сравнением величин
3.
Обратить особое внимание на
формирование по решению задач с основами логического и алгоритмического
мышления.
4.
Включить в планирование
внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического
мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями.
Слайд 23-33.
Окружающий
мир.
Анализ
работ по окружающему миру показал, что учащиеся 4 класса показали хорошие
знания и умения узнавать по изображениям объекты живой и неживой природы, а
также объекты созданные человеком; умение находить информацию на печатных
носителях, сравнивать её, делать выводы; умение определять территорию,
континент на географической карте, распознавать объекты живой природы в разных
климатических зонах; умения использовать знания о строении функционировании
организма человека в целом.
У
многих учащихся вызвало затруднение задание, где необходимо было показать
умение различать действия в описании опыта, его цель, ход, выводы.
Не
развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в письменной форме.
Если
название региона и главный город назвали все учащиеся правильно, то культурные
центры, музеи, исторические места в своём регионе дети знают не достаточно
хорошо, т. е. вопросу краеведения нужно уделять больше времени.
Слайд 34-35.
Выводы
Наибольшую
сложность вызвали задания на умение создавать и преобразовывать модели и схемы
для решения задач при моделировании экспериментов, опытов, составление
логического рассказа о пользе конкретной профессии для общества, работа с
природными зонами, преобразование ответов в таблицу и схему. Не хватило времени
некоторым ученикам на развернутый рассказ о достопримечательностях края.
Отметка по
пятибальной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5» «5»
|
качество
|
Первичные баллы
|
0-7
|
8-17
|
18-25
|
26-31
|
|
|
-
|
10
|
11
|
0
|
52, 3%
|
Слайд
36.
Предложения по устранению недостатков.
1.Усилить
внимание формированию следующих умений обучающихся: использовать различные
способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения
природы, использование знаковосимволических средств для решения задач;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы.
2.В
системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений
в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное
оборудование, а так же выполнение заданий, побуждающих создавать и
преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.
3.Четко
спланировать в рабочих программах по учебным предметам формирование таких УУД
как «Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер
взаимоотношений людей в различных социальных группах, осознавать «Я» как члена
семьи, представителя народа, гражданина России, своей неразрывной связи с
разнообразными окружающими социальными группами».
4.Предусмотреть:
проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД
как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах,
раскрывать роль семьи в жизни человека, указывать достопримечательности
региона, животный и растительный мир региона.
5.Предусмотреть
в рабочей программе по окружающему миру или во внеурочной деятельности
заблаговременную подготовку к впр: проведение контрольных работ, тестов ,
близких к текстам ВПР, с целью определения направлений коррекционной работы с
обучающимися по освоению программы по окружающему миру.
6.Повторять
знания о природных зонах, как самую сложную тему, которая изучается только в
1четверти,впр проводится в 4четверти.
Слайд 37
Общие рекомендации
· При
составлении календарно-тематического планирования усилить краеведческую
направленность курса.
· Усилить
работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и выделения необходимой
информации, способность анализировать, рассуждать.
· Свести
до минимума репродуктивную деятельность , в ходе которой теоретические сведения
детям предлагаются в готовом виде. Шире использовать активные методы обучения,
исследовательскую деятельность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.