Типажи
заданий по математике с целью формирования мыслительных операций, учебной
мотивации, развития умения удерживать инструкцию
Составила учитель
начальных классов
высшей квалификационной категории
Дементьева Ольга Жановна
МБОУ СШ № 10
г. Павлово
Нижегородской области
«Найди похожий предмет»
Цель: учить сравнивать предметы.
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое
красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг
маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Ход: «Найди среди своих фигур похожую на яблоко». Взрослый по очереди
предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую
фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно
назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой»).
Разложить геометрические фигуры в
заданном порядке: Задания легко видоизменяются.
«Выбери лишний предмет»
Цель: развивать умение обобщать, выделять лишнее.
Материал: рисунок фигурок – человечков.
Ход: Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему
она лишняя?
«На какой час назначен сбор?»
Цель: развивать операцию анализа и синтеза, умение
удерживать инструкцию.
Оборудование: Рисунок ромашки, на которой записаны числа.
Ход: Командир одной команды решил назначить время ее сбора с помощью
игры. Он засекретил его, записав на цветке ромашки числа, и предложил самим
догадаться о времени сбора и записать его в середине рисунка. С этой целью они
должны проследить за изменением чисел, записанных на лепестках ромашки. Начиная
с числа 5 пo часовой стрелке, найти число, с помощью которого изменяются все
числа. Оно и будет обозначать время сбора команды. Дети из соседнего класса
догадались. А вы сможете узнать время сбора этой команды?
5
41
14
32 23
«Расставь числа в порядке
возрастания»
Цель: развивать операции анализа и синтеза.
- 34, 12, 7, 43, 10, 59,
80.
«Расставь числа в порядке
убывания»
Цель: развивать операции анализа и синтеза.
93, 66, 81, 4, 25, 38, 40, 55.
«Найди один из трех ответов
правильный»
Цель: формирование мыслительных операций.
Ход: Проведи к нему стрелку.
«Расшифруй слово»
Цель: формирование мыслительных операций, учебной
мотивации.
Ход: реши примеры, из букв составь слово. «Узнай, что написано»
Цель: развитие логического мышления, через анализ и
синтез.
Материал: таблица, в которой написаны буквы алфавита по
порядку, причем каждая буква имеет свой номер.
Ход: Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому
ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву из таблицы.
Должно получиться предложение.
а-1
|
6-2
|
в-3
|
г-4
|
Д-5
|
е-6
|
ё-7
|
ж-8
|
з-9
|
и-10
|
й-11
|
к-12
|
л-13
|
м-15
|
н-14
|
0-16
|
п-17
|
р- 18
|
с- 19
|
т-20
|
у-21
|
ф-22
|
х-23
|
ц-24
|
ч-25
|
ш -26
|
щ-27
|
ъ-28
|
ы-29
|
ь-30
|
э-31
|
ю-32
|
я-33
|
|
|
«Попади в мишень»
Цель: развитие мышления, через вычислительные умения
и навыки.
Поставь знаки « . » , « : »
Цель: развитие операций анализа и синтеза, зрительного
внимания и зрительной памяти.
Ход: Поставь знаки « . » , « : », чтобы
равенство было верным.
2 * 9 * 3= 6
40 * 8 * 5=1
16 * 4 * 5=20
12 * 2 * 3=8
3 * 3* 3 = 3
9 * 9 * 9=9
24 * 6 * 3= 12
15 * 3 * 5=25
5 * 6 * 1=30
10 * 10=100
«Найди закономерность и
напиши недостающие цифры»
Цель: развитие внимания и логического мышления.
10, 20, 30, 40
90, 80, 70, 60, 50
50, * , 30, 20
50, 60, *, 80, *
16, 20, 33, 16, 20, 33
20, 22,
24, 26, 28
18, 40, 10, *, 40, 10
31, 33,
*, 37, 39
Ход: Найди закономерность и напиши недостающие цифры.
«Цепочка»
Цель: развитие мыслительных операций.
54 : 9 * 7 + 58 – 75 = 25
72 : 8 * 4 : 6 = 6
66 : 33 * 48 : 32 * 17 =
18 * 4 : 9 * 12 : 3 =
Ход: Вставь пропущенный знак, чтобы ответ был
верным.
«Ребусы»
Цель: развитие логического мышления.
3 * : *= 9
* .* =*3
5 * : *=6
7 . * =*1
*8 :*=7
* . 6 = *8
*2 : 8=*
* . * = *7
Тема: Числа от 1 до 1000
«Расставь числа в порядке
возрастания»
Цель: развивать операции анализа и синтеза.
400, 200, 700, 100, 300, 500, 800,
600.
343, 125, 765, 208, 470, 102, 99,
999.
«Расставь числа в порядке
убывания»
Цель: развивать операции анализа и синтеза.
400, 200, 700, 100, 300, 500, 800,
600.
343, 125, 765, 208, 470, 102, 99,
999.
«Продолжи ряд чисел»
Цель: развитие внимания и логического мышления.
110, 120, 130…
200.
155, 256, 357…
660.
201, 203, 205…
213.
1000, 950, 900…
500.
«Допиши цифру»
Цель: развитие внимания и логического мышления.
?54 ?2?
5?6 4?6
??3
1?4 2?3
?5? ?7?
1?6
468 997
690 862
379
4 класс
Тема: «Сложение и вычитание»
«Числа»
Цель: развитие аналитико – синтетической деятельности.
Ход: из данных цифр составьте такие многозначные числа, где:
а) 9 – будет указывать на количество
сотен в числе;
б) 9 – будет указывать на количество
тысяч в числе;
«Следопыт»
Цель: развитие аналитико – синтетической деятельности.
Ход: прочитайте числа 865, 468, 8.009, 880.008, 8.998.800 .
Найдите числа, в которых цифра 8
указывает на десятки.
«Продолжи ряд чисел»
Цель: Развитие логического мышления, умения находить
закономерности.
а) 120, 190, 260, 330, 400….
б) 405, 419, 433, 447, 461….
в) 900, 700, 500, , 300, …..
г) 1.001, 5.002, 10.003, 15.004…..
д) 12, 36, 108, 324,…….
«Самый внимательный»
Цель: Развитие аналитико – синтетической
деятельности.
а) Найдите лишнее число 5.700, 708,
70.906, 104, 72, 7
б) Раздели числа на две группы: 150,
244, 72.406, 305, 4.000, 37
в) Расскажите все об этом числе: 689,
907,490
«Продолжи ряд чисел»
Цель: Развитие логического мышления, умения находить
закономерности.
а) 120, 190, 260, 330, 400….
б) 405, 419, 433, 447, 461….
в) 900, 700, 500, , 300, …..
г) 1.001, 5.002, 10.003, 15.004…..
д) 12, 100, 112, 200, 212….
«Выбери верную запись»
Цель: Развитие логического мышления.
а) Представь число 3.402 в виде суммы
разрядных слагаемых:
1) 3 + 4 + 2
2) 3000 + 400 + 2
3) 3000 + 40 + 2
4) 3000 + 400 + 20
б) Число девятьсот восемьдесят пять
записывается так:
1) 90805
2) 9850
3) 9805
4) 98005
в) В записи числа 75601 цифра 5
обозначает
1) сотни
2) десятки тысяч
3) единицы тысяч
4) сотни тысяч
«Найди пару»
Цель: Развитие логического мышления.
67 х 1
770
89 : 89
0
10 х 77
1
55 : 0
67
Игра «Найди число»
Цель: Развитие логического мышления.
Ход: Закрась число, которое является ответом для всех уравнений.
х + 65 = 48 : 6
66 – х = 81 : 9 х – 42 =
75 : 5
45
15
150
57
«Составьте пример по схеме»
Цель: Развитие логического мышления.
* + * =1.000
*
+ * + * = 1.000
* - * =50
500 - * = * и т. д.
«Сравни. Найди лишнюю»
Цель: Развитие аналитико – синтетической
деятельности, восприятия.
Ход: Сравни фигуры. Найди лишнюю геометрическую фигуру.
«Прямой и обратный счет»
Цель: Развитие концентрации внимания, его объема.
а) Прямой и обратный счет по таблице
Шульте на скорость от 400 до 416
400
|
406
|
416
|
402
|
410
|
403
|
409
|
413
|
404
|
412
|
401
|
415
|
411
|
405
|
407
|
408
|
б) Прямой и обратный счет от 1.003 до
1.018
1009
|
1012
|
1008
|
1005
|
1003
|
1016
|
1017
|
1014
|
1011
|
1007
|
1004
|
1018
|
1006
|
1013
|
1015
|
1010
|
в) Вставь пропущенные числа
2000
|
1017
|
99
|
10.000
|
3000
|
1016
|
|
9.990
|
|
1018
|
9.999
|
9.080
|
5000
|
|
99.999
|
|
Тема: «Умножение»
«Сравни значения а и в не решая
уравнений»
Цель: Развитие логического мышления.
а х 15 = 60
48 : а = 16
а : 8 = 7
в х 15 = 90
48 : в = 12
в : 8 = 8
а * в
а * в
а * в
«Вставь пропущенные цифры»
Цель: Развитие логического мышления.
а) 56 __ : 10 < 560
847 х 1.000 > 847 х 1__
70.000 > 7__ Х 100
64.800 : 1__ < 648 х 1__
б) __3 : __ = 7
__6 : __ = 4
__4 : 9 = ___
«Запиши в таблице, какими могут
быть длины сторон прямоугольника»
Цель: Развитие логического мышления.
а) Площадь которого равна 36
см 2
Длина первой стороны (см)
|
|
|
|
|
|
|
Длина второй стороны (см)
|
|
|
|
|
|
|
б) Периметр которого равен 20
см
Длина первой стороны (см)
|
|
|
|
|
|
|
Длина второй стороны (см)
|
|
|
|
|
|
|
«Используя слова, составь и
запиши всевозможные четырехзначные числа»
Цель: Развитие аналитико – синтетической
деятельности.
восемь тысяч три
девяносто пятьсот
три тысячи сорок сто
восемь
«Разбей на две группы»
Цель: Развитие логического мышления.
а) Разбей все треугольники на 2
группы:
Разносторонние и равнобедренные
б) Разбей прямоугольники на две (три)
группы: прямоугольники, четырехугольники, (квадраты).
«Соотнеси величины с рисунками»
Цель: Развитие словесно – логического мышления.
5 м/мин
черепаха
2.000 км/ч
пакет с конфетами
150 гр
самолет
55 км
дорога
«Догадайся и вставь нужную
единицу массы»
Цель: Развитие словесно – логического мышления.
1) 5 грецких орехов – 10….
2) 1 пакет с сахаром – 1 …..
3) 4 больших мешка с мукой – 2…
4) самосвал, груженный кирпичом – 3…
«Сравни фигуры. Найди лишнюю
геометрическую фигуру»
Цель: Развитие операций абстрагирования, обобщения.
«Расшифруй слово»
Цель: Развитие логического мышления младших
школьников.
р
|
80 х 5
|
|
и
|
8 х 900
|
|
ш
|
6 х 1000
|
|
н
|
403 х 2
|
|
а
|
16 х 0
|
|
и
|
720 х 100
|
|
Каждой букве соответствует результат
арифметического действия.
6.000
|
72.000
|
400
|
72.000
|
806
|
0
|
|
|
|
|
|
|
«Поставь скобки, чтобы равенства
были верными»
Цель: Развитие логического мышления.
1.000 – 990 : 10 – 1= 902
960 : 2 + 6 = 120
96 – 12 х 6 : 3 =8
24 : 56 – 8 х 4 = 1
48 – 16 : 8 х 2 =8
48 – 16 : 8 х 2 =47
«Подчеркни уравнения с одинаковым
значением Х»
Цель: Развитие логического мышления.
х х 32 =0
32 + х = 33
32 х х =32 32 :
«Расшифруй и прочитай пословицу»
Цель: Развитие логического мышления.
Ход: Чтобы прочитать пословицу необходимо решить примеры, а ответы
поставить в порядке убывания.
|
|
|
|
|
800 х 40
|
|
|
вре
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55.999 х 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
де
|
|
|
|
|
|
156 х 4
|
|
|
час
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
333 х 20
|
по
|
|
|
160 х 20
|
те
|
|
|
|
|
7.090 х 20
|
|
|
|
|
мя
|
|
|
|
|
«Составим поезд»
Цель: Развитие логического мышления.
Ход: Даны карточки (вагоны) с примерами на изученные математические
действия учащимся необходимо вычислить значения выражения и распределить
карточки в порядке
а) возрастания
б) убывания
«Футбол»
Цель: Развитие операций логического мышления.
Ход: На доске изображены 2 ворот. Рядом карточки с примерами на
изученные математические действия. Подойдя к доске, ученик берет карточку,
решает пример и «забивает гол» в нужные ворота:
а) четные нечетные числа
б) числа, которые делятся на 100,
которые делятся на 10 без остатка
в) числа, в которых, есть десятки
тысяч и в которых, нет десятков тысяч
г) числа, которые меньше 99.999 и
которые, больше.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.