Подборка
текстов для изложений для обучающихся 4 класса.
Кто
хозяин? (По
В. Осеевой.)
Примерный
план
1 . Мальчики и
Жук.
2. Овчарки и Жук.
3. Илья защищает
Жука.
4. Хозяин Жука.
Большой
черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была
больная лапа. Илья
и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел
быть хозяином
Жука.
Однажды осенью
мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай.
Из кустов
малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.
Ваня мгновенно
влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать
Жука. Прибежал
местный лесник и прогнал озверевших овчарок.
Лесник
поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал.
Вопросы
к тексту.
1. Почему
Илья и Ваня ухаживали за Жуком?
2. Чего
хотел каждый из мальчиков?
3. Что
случилось однажды в лесу?
4. Как
повели себя мальчики?
5. Почему
Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?
6. Кто
из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?
7. Как
вы теперь ответите на вопрос, который стоит в заглавии текста?
*************************************************************************
Дикая
яблонька. (По К. Ушинскому.)
Примерный
план:
1. Выросла
яблонька.
2. Садовник за
работой.
3. Сладкие яблоки.
Жила в лесу
старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко.
Лесные птицы
быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться
в траве. Через
несколько лет выросла из него стройная молодая яблонька.
Пришел в
лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал
садовник зеленую
верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.
Срослась
дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце
нежными душистыми
цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки.
Вопросы
и задания к тексту.
1. Расскажите,
как в лесу появилась стройная молодая яблонька.
2. Кто
обнаружил ее в лесу?
3. Что
в рассказе названо дичком?
4. Расскажите,
как садовник работал над дичком.
5. Что
получилось из дикой яблони?
**************************************************************************
Перед
соловушкой стыдно. (По В. Сухомлинскому)
Примерный
план.
1. Во время обеда.
2. После
соловьиной песни.
3. Стыдно.
Оля и Лида
пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули
из сумок яйца,
огурцы, хлеб с маслом.
Только
закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не
шевелилась,
слушали прекрасную песню.
Соловей
закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под
куст. Лида же
завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.
Оля спросила
Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не
видит.
- Стыдно… перед
соловушкой, - ответила Лида. (82 слова)
Вопросы
и задания к тексту:
1. Что
девочки делали в лесу?
2. Что
заставило их заслушаться?
3. Расскажите,
как поступила каждая девочка после обеда.
4. Кто
из девочек вам больше понравился? Почему?
5. К
словам аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу,
подберите
слова с противоположным значением.
6. Какие
из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?
7. В
чём проявилась нечестность, двуличие Оли?
*****************************************************************************
Северный
олень. (По И. Надеждиной.)
Примерный
план
1. Удивительное
животное.
2. Ягель.
3. Ягель под
снегом.
4. Стертые копыта.
По тундре
бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное -
северный олень;
крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по
тундре людей,
грузы. А распрягут - он сам себе еду добывает.
Олений корм -
кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под
лунным светом
кажется, что олени ходят по серебру.
Зимой
серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до
любимого ягеля,
северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть
глубокие ямы.
К
долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой
лопаты для
добывания необходимого корма у северного оленя нет. (91)
Вопросы
и задания к тексту.
1. Почему
автор называет северного оленя удивительным животным?
2. Чем
питается северный олень?
3. Опишите
ягель.
4. Какие
трудности испытывает олень зимой?
Задания:
Дополните:
животное (какое?)
________________, ______________; корм (какой?) ____________;
ягель (какой?)_______________;
растение (какое?)________________________; цвета
(какого?)__________________;
светом (каким?)_________________; пастбище (какое?)
__________________;
снегом (каким?) _________________; ягеля (какого?) ___________;
снег (какой?)________________;
приходу (какому?) ________________.; корма (какого?)
______________________;
оленя (какого?)______________________ .
*****************************************************************************
Кошкин
выкормыш. (По В. Бианки.)
Примерный
план:
1. Беда кошки.
2. Зайчонок-выкормыш.
3. Дружба зверей.
4. Гроза собак.
У нашей
кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как газ в этот день
мы поймали в лесу
маленького зайчонка.
Мы взяли и
подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она
охотно стала
кормить зайчонка.
Так
зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились я даже спали
всегда вместе.
Смешнее
всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как
только собака
забежит к нам во двор, кошка бросается на нее и яростно царапает. А
следом за ней
подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть
клочьями летит.
Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца.
Вопросы
к тексту.
1. Кого
подложили кошке?
2. Как
относилась кошка к зайчонку?
3. Чему
научила кошка своего приемыша?
*****************************************************************************
Картошка.
Примерный
план:
1. Картошка
взошла.
2. Урожай.
3. Пес
Куцик.
Летом мы
живём на даче. Моя мама очень любит цветы. Она посадила их около дома. Вдруг
среди цветов взошла обыкновенная картошка. Вот любительница прекрасного! Жалко
выдёргивать!
Мама стала
ухаживать за ней. Загадочная картошка росла. Она отцвела, пожелтела. Скоро папа
с этого куста картошки накопал целую корзину картофеля.
Полная
корзина картошки стояла на крыльце. Вдруг прибежал наш пёс Куцик. Я дал ему
самую большую картофелину. Он быстро её сгрыз. Я дал собаке вторую картошку.
Она отнесла её под куст и зарыла её глубоко в землю.
Я понял,
кто посадил картошку ранней весной! А вы догадались?
****************************************************************************
Летний
дождь.
Примерный
план:
1. Засуха.
2. Перемена
погоды.
3. Долгожданный
дождь.
Стояло жаркое
лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на
деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла и потрескалась. Реки и
озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли.
Но однажды
утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи.
Всё говорило о приближении дождя.
Вот ветер
стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный
дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно
вся природа радовалась концу засухи.
Вопросы
к тексту:
1. Как изменилась
погода жарким летом?
2. Как изменилась
погода?
3. Как природа
радовалась дождю?
*************************************************************************
Гости.
Примерный
план:
1. Кормушка для птиц.
2. Гости.
3. Угощение для синички.
4. Завтрак для птиц.
Серёжа
сделал под окном кормушку для птиц. В морозные дни по нескольку раз мальчик
кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.
Первое
время к кормушке прилетали только воробьи. Но вот однажды он заметил среди них
синичку. Зимняя стужа загнала её сюда.
Новая
гостья охотно посещала его столовую. Серёжа подвесил на ниточке кусочек сала.
Синичка мигом догадалась, что это угощение для неё. Она зацепилась за сало
лапками и стала клевать.
Кормил
Серёжа своих птиц всегда утром в одно и то же время. Воробьи это время уже
ждали. Но особенно ждала завтрака синичка.
Вопросы:
1. О
каком времени года говорится в тексте?
2. Зачем
Сережа кормил птиц?
3. Какие
птицы прилетали к кормушке?
4. Что
любит синичка?
**************************************************************************
.
Настоящий друг.
Примерный план:
1. Ребята пошли кататься на реку.
2. В полынье.
3. Витя помог другу.
4. Ребята побежали домой.
Стоял солнечный
зимний день. Витя и Саша взяли коньки, и пошли кататься на замёрзшую реку.
Ребята весело катались на коньках.
Вдруг Саша
поскользнулся и очутился в полынье. Он закричал. Саша хотел вылезти, но лёд
ломался у него под руками. Одежда намокла. Витя испугался за друга. Он понял,
что подходить к полынье было опасно.
Витя не растерялся.
Он нашел на берегу доску и осторожно подполз к полынье. Протянул Саше доску. Он
ухватился за край доски, и Витя вытащил мальчика из воды.
Саша сильно замёрз. У него
зубы стучали от холода. Витя снял свою куртку и надел на Сашу.
Чтобы не заболеть,
ребята быстро побежали домой. Саше надо было срочно переодеться и согреться.
Вопросы к тексту:
1. Куда пошли ребята?
2. Что случилось вдруг?
3. Что сделал Витя?
4. Какой Витя?
5. Как нужно вести себя на
реке зимой?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.