Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнологическая карта урока русского языка по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков» для 2 класса детей с ОВЗ (ТНР И ЗПР) по УМК «Школа России»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков» для 2 класса детей с ОВЗ (ТНР И ЗПР) по УМК «Школа России»

Скачать материал

Технологическая карта урока русского языка

по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков»

для 2 класса детей с ОВЗ (ТНР И ЗПР)

по УМК «Школа России»

Учитель первой квалификационной категории Алехина О.А.

МОУ «Средняя школа № 9 имени Фрадкова»



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 2

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков»

Тип урока:

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках;

- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, силу воли, речь детей;

- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;

- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;

- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах;

- воспитывать интерес к русскому языку, уважительное отношение друг к другу.

Демонстрационный материал: карточки, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

 

- Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

- Проверьте готовность к уроку.

 

Валеологический массаж

- Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей.

- Опустите свободно.

- Поднимите правое плечо. Опустите.

- Разотрите шейный отдел позвоночника.

 

Откройте тетрадь. Напишите число. Классная работа. Но перед этим вспомним про правильную посадку при письме.

Улыбка, взгляд.

 

 

 

 

 

 

Поднимают плечи

 

 

Зеркальное изображение

 

 

Пишут число, классная работа.

 

2. Актуализация опорных знаний

Слайд 1 (Скороговорка)

Прочитайте скороговорку про себя.

На дворе галка,

На берегу галька.

Есть слова, которые вам не понятны?

Тогда скажите мне, кто такая галка? галька?

 

Слайд 2 (Изображение галки и гальки)

Помимо значения слова, ГАЛКА И ГАЛЬКА чем отличаются?

Какой звук изменился, когда появился Ь?

Давайте их произнесём (Произносим по рядам: 1 ряд Л, 2 ряд ЛЬ).

 

Какая буква пришла к нам на урок?

Слайд 3. (мягкий знак)

Читаем скороговорку вслух

По отдельности. Выборочно.

Медленно, потом быстрее.

 

 

Галка – это птица. Галька – мелкие камушки.

 

Лексическим значением

 

 

[Л], [Ль]

 

 

 

ь

3. Сообщение темы урока

Постановка проблемы

Слайд 4 (мешочек с ь знаком)

- Ребята, прочитайте слова на доске. «Банка полка, шест».

Посмотрите на выделенные согласные. Что общего в словах?

 

Давайте поработаем волшебниками! Наша задача превратить данные слова в слова с другим лексическим значением, применив к этим словам всего одно действие. Примените силу волшебства. Я убираю эти слова в волшебный мешочек, а достанем мы уже превращенные слова.

1)   Какие слова получились?

2)   Уточняем лексическое значение слова.

 

 

 

 

 

 

- Какая буква помогла превращению?

 

Сделаем вывод, продолжите предложение «Мягкий знак обозначает

 

Слайд 5 (тема и задачи)

- Определите тему сегодняшнего урока?

 

Какие перед собой поставим задачи?

Продолжите предложения:

Уметь находить

Узнавать, где находится

Научиться правильно писать слова

 

 

 

 

Все согласные твердые

 

 

 

 

 

 

 

 

«банька, полька, шесть».

Банка – стеклянный сосуд

Банька - место, где моются.

Полка - место для хранения вещей.

Полька – танец.

Шест – длинная палка

Шесть –цифра и число.

 

 

«Ь»

 

 

- мягкость предшествующего согласного звука

 

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

 

 

Ь знак в словах

Ь знак в словах

с ь знаком.

4. Минутка чистописания

Давайте с вами приготовим руку к письму. Для этого сделаем с вами пальчиковую гимнастику.

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

Потянули…

Покрутили…

Постучали…

И открыли!

 

- Написание какой буквы мы сегодня вспомним?

- Из каких элементов она состоит?

Слайд 6. (Эталон написания ь)

 Мы напишем ь

Нежно капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит,

Слово мягко прозвучит.

- Сядьте правильно, как при письме.

 

Пропишите мягкий знак столь раз сколько я хлопну в ладоши.

Сколько раз вы прописали букву ь знак

Подчеркните букву, которая у вас лучше всех получилась

- Мы прописали строчную букву.

- Почему нет заглавной буквы Ь?

 

 

 

Быстрое соединение пальцев в замок.

Тянем кисти в стороны.

Волнообразные движения.

Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.

Пальцы расцепились.

 

ь

 

 

Наклонной и полуовала.

 

 

 

 

 

 

Пишут ь

 

 

Подчеркивают букву.

 

- С этой буквы не начинаются слова, т.к. она не обозначает звука.

5. Работа над темой урока.

Возьмите в руки карточку №1.

Прочитайте слова

 

Конь, лень, коньки, больно, зверь, лось, серьга, пеньки.

Распределите и запишите в тетрадь слова в 2 столбика. В первый столбик слова с ь знаком на конце, а во второй с ь знаком в середине слова.

Подчеркните карандашом ь знак.

- Проверка.

Поднимите руку у кого так же получилось.

 

- Где может находиться мягкий знак для обозначения мягкости согласных?

- Какой вывод можно сделать?

 

 

 

 

физкультминутка

Если услышите слово, в котором нужно писать «Ь», хлопните в ладоши.

Семь, пальто, ел, ель, угол, уголь, мел, мель, работа, вечер, снегирь, мороз.

 

 

 

-------ь ------ь------

Конь         коньки

лень          больно

зверь         серьга

лось          пеньки

 

 

Один ученик читает слова 1 столбика, другой второго.

 

в середине слова между двух согласных и на конце слова.

- Мягкость согласных может обозначаться мягким знаком на конце и в середине слов (если он находится между двумя согласными

 

Выполняют действия

6. Работа в парах.

Давайте с вами вспомним правила работы в парах.

Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом

Говорить тихим голосом

Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

Отвечать за успехи каждого

Умей слушать других. 

 

Возьмите в руки карточку № 2.

В первом столбике записаны слова признаки, во втором слова – предметы. Вам нужно посовещаться и соединить слова первого столбика со вторым, чтоб они подходили по своему лексическому значению.

Образец: Сильная метель

Проверка.

Поднимите руку у кого получилось также.

Запишите в тетрадь полученные словосочетания через запятую.

Составьте и запишите словосочетания используя слова.

 

Физминутка для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильная метель, белая скатерть, высокие ступеньки, новый будильник, трухлявые пеньки.

 

 

 

 

 

7. «Корректурная проба» 

Возьмите карточку № 3.

Давайте вместе прочитаем текст.

На берегу большой реки растут топольки. За ними стоит большая мельница. Плакучая ива печально смотрит в воду. В толще воды мелькают мальки. Упали мелкие капельки дождя. По воде кольцами бегут волны. Хлынул сильный ливень. Он прибил стебельки к земле.

Найдите в тексте все слова с мягким знаком и подчерните его.

Сколько букв вы подчеркнули?

Слайд 7. (текст)

 

8. Подведение итогов урока.

Вспомните, какая была цель нашего урока?

- Достигли мы её?

- Справились с поставленной задачей?

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились.

 

9. Рефлексия учебной деятельности.

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Кто может похвалить своего товарища, соседа за работу на уроке?

- Кто может похвалить себя? А за что?

- Покажите мне с каким настроением вы уходите с урока русского языка? (светофоры)

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока русского языка по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков» для 2 класса детей с ОВЗ (ТНР И ЗПР) по УМК «Школа России»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта урока была составлена для детей ОВЗ (ТНР И ЗПР) по УМК «Школа России.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.08.2020 666
    • DOCX 24.7 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новикова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Новикова Ирина Николаевна
    Новикова Ирина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83785
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 20 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 268 человек из 55 регионов

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 41 региона

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 17 регионов