№
|
Название
этапа урока
|
Формы организации деятельности учащихся
|
Действия учителя по организации деятельности
учащихся
|
Действия учащихся (предметные, познавательные,
регулятивные)
|
Результат взаимодействия учителя и учащихся по
достижению планируемых результатов урока
|
Диагностика
достижения
планируемых результатов урока
|
1
|
Актуализация
опорных знаний.
|
Проверяет
домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
|
– Что вы
узнали о П. П. Ершове? Где он родился? Где учился?
– Какое
произведение сделало его известным писателем?
– В каком
году впервые напечатана сказка «Конек-горбунок»?
– Почему П.
П. Ершова называют «автором одного произведения»?
– Подумайте,
можно ли сказку «Конек-горбунок» назвать народной? Почему? Значит, какая это
сказка?
– Назовите
героев этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома.
– Почему
героев сказки я разделила на две
группы?
|
– П. П. Ершов
написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым
сказочником.
– Это
авторская, литературная сказка
– Герои
сказки отрицательные и положительные
|
Отвечают на
вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.
|
Коммуникативные
- умение
совместно
договариваться о
правилах
поведения и
общения в школе и
следовать им;
- умение
оформлять свои мысли в устной форме;
- умение
слушать и понимать речь других.
Личностные:
-умение
чувствовать необходимость учения.
|
2
|
Сообщение
темы урока.
|
Задает
вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
|
– С каким
произведением мы знакомились на прошлом уроке?
– Каков жанр
этого произведения?
– С какой
целью была написана эта сказка? Какова ее основная мысль?
– Прочитайте
тему урока.
– Сегодня мы
продолжим работать с произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе
работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их
характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную
мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?
|
– На прошлом
уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова
«Конек-горбунок».
– Это сказка.
– Перед нами
возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль
|
Обсуждают
тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
|
Регулятивные:
-
умение высказывать свое предположение.
Коммуникативные
- умение
точно и полно выражать свои мысли
-выслушивать
ответы других детей и оценивать их.
|
3
|
Беседа по
теме урока
|
Проводит
беседу по теме урока.
|
– Какие
бывают сказки?
– Чем же
отличается авторская сказка от народной сказки?
– Какие
приемы народной сказки использованы в сказке?
– Какие виды
народных сказок вам знакомы?
– К какому
виду отнесем сказку П. П. Ершова «Конек-горбунок»?
– Нам сегодня
нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять
на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?
– Что же
происходит в сказке? О чем она повествует?
– Конек-горбунок
выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем
охарактеризовать?
– А каких
героев сказки мы еще знаем?
– Давайте
выясним, каким характером обладают Иван, конек-горбунок, царь. Для этого
каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод
сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки,
свое утверждение доказывайте словами из текста
|
– Сказки
бывают народные и авторские.
– В авторской
сказке чаще описываются случаи из жизни. В такой сказке очень яркие
персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.
– Автор в
сказке использует свои замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной
речью, которая дает представление о них.
– При
построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов
использовал приемы народной сказки.
– В этой
сказке автор использует устаревшую
лексику.
– В этой
сказке, так же как и в народных сказках, присутствует зачин.
– Как и в
народных сказках, число 3 является магическим: третий сын, на третий день.
– Главными
героями являются Иван – простой русский парень и конек-горбунок – его верный
друг и помощник (подобный персонаж всегда присутствует в русских народных
сказках).
– Народные
сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. В волшебных сказках главными
героями выступают человек и несуществующие герои, события в нем
фантастические. Задача жанра – показать, что добро побеждает зло. В бытовых
сказках главным героем выступают несколько человек (иногда человек и
животное). События в сказке – из реальной жизни, Задача жанра – высмеять
недостатки героев. В сказках о животных главные герои – животные. События
взяты из реальной жизни. Задача жанра – высмеять поведение героев, за
которыми стоит человеческий характер.
– По типу
сказка «Конек-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов
умело использовал в своей сказке приемы, применяемые в народной сказке.
– Чтобы
понять смысл сказки, нам необходима работа над сюжетной организацией и
композицией.
–
Конек-горбунок – верный друг, без его помощи Иван не смог бы выполнить
задания.
Выступление
групп по алгоритму.
1. Место
героя в произведении.
2.
Характеристика героя.
3. Внешний
облик.
4. Социальное
и материальное положение героя.
5. Интересы
героя: занятия, цель в жизни, уровень развития героя.
6. Мир чувств
героя: отношения с окружающими людьми, внутренние переживания, чувства,
эмоции героя.
7. Какие
черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета, в речевой
характеристике, через поступки героя/героев, с помощью предыстории и
биографии героя.
8. Зачем
создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в
произведении
|
Отвечают на
вопросы учителя.
Коротко
пересказывают сюжет.
Работают в
группах.
|
Регулятивные: осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия
по решению учебной задачи. Коммуникативные: договариваться и приходить к
общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника
высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью
нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с
целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять,
уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
|
4
|
Анализ
смысловых частей произведения
|
Проводит
беседу по построению сюжетной линии произведения.
|
– Как
построена сказка? На какие части можно ее поделить? О чем мы узнаем из
каждой
части?
– Какую роль играет
присказка в сказке?
– Обратите
внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка
рассказывается обычным разговорным тоном.
– Далее в
сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая
завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и
взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.
– Назовите
животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении.
– Какие
перипетии начинаются в сказке с Иваном и его другом – коньком-горбунком?
– Развязка в
этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке
Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и
был избран царем, а прежний царь «сварился в молоке»
|
– Сначала мы
выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного
события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки.
Присказка представлена в сказке восемью первыми строками.
– Присказка
представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на
восприятие сказки, привлекает его внимание..
– Появление
кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с
того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и
конька-горбунка.
– Братья
украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке.
Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется
враг, который начинает строить Ивану козни.
– Кульминация
для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти
Жар-птицу, Царь-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван
вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком
|
Пересказывают
смысловые части текста. Находят (интуитивно) «сюжетные вехи» – экспозицию,
завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.
|
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять
последовательность развития сюжета. Коммуникативные: адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы,
извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию
|
5
|
Викторина по
содержанию сказки
|
Задает
вопросы викторины.
|
– Чем вам
понравился конек-горбунок? Иван?
– Чем
кобылица отблагодарила Ивана?
– По какой
причине царь взял Ивана на службу во дворец?
– Какого
роста был конек-горбунок? Длина его ушей?
– Что за
чудо-огонек увидели братья в поле?
– Как звали
братьев Ивана? Их отца?
– Кто стал
врагом Ивана во дворце? По какой причине?
– За что была
наказана рыба-кит?
– Кто из
персонажей был родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли?
– Что было в
трех котлах, в которых купались Иван и царь?
– Что
произошло с царем и Иваном после
этого?
|
– Кобылица
родила ему двух златогривых коней и конька-горбунка.
– Никто кроме
Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых он продал царю.
– 3 вершка
(около 13 см), аршин (71 см).
– Перо
Жар-птицы.
– Данила и
Гаврила. Отца – Петр.
– Царский
спальник, из зависти, так как Иван занял его место.
– Рыба-кит
наказана за то, что проглотила 3 десятка кораблей.
– Царь-девица
была родственницей Месяца и Солнца: «Месяц – мать мне, Солнце – брат».
– В котлах
была вода студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом.
– Царь умер,
а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице
|
Отвечают на
вопросы викторины.
|
Регулятивные: выразительно читать, понимать на слух ответы
обучающихся. Слушать собеседника. Коммуникативные: формулировать свое мнение
и позицию
|
6
|
Домашнее
задание
|
Объясняет
домашнее задание.
|
Подготовить
выразительное чтение одного из отрывков по выбору.
Выполнить
задание в рабочей тетради (с. 25)
|
|
Внимательно
слушают, задают уточняющие
вопросы
|
Регулятивные: принимать, сохранять учебные
задачи
|
7
|
Итог урока.
Рефлексия
|
Организует
оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения,
подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:
|
– Понравилась
ли вам сказка?
– Чему учит
эта сказка? Какова основная мысль сказки?
– Подумайте, похожа
ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?
– Какие герои
сказки «Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок?
– А нет ли
сходства с другими литературными сказками?
- А. С.
Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род
сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?
– Эта сказка
действительно стала классикой, ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы,
а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и
характеристики героев вы начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и
высмеивая их недостатки
|
– Сказка учит
нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.
– Эта
волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные
ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все
трудности и получает заслуженную награду.
– Из русских
народных сказок пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица,
Иван, друг-помощник главного героя.
– Многое взял
П. П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от
рассказчиков-крестьян.
– Эта сказка
похожа на литературные сказки
А. С. Пушкина. Простой, звучный, легкий стих сказки «Конек-горбунок» похож на
стихотворную форму сказок А. С. Пушкина
|
Отвечают на
вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию.
|
Личностные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.