Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнологическая карта урока по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД.

Технологическая карта урока по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД.

Скачать материал

 

Технологическая карта урока

 

ФИО учителя: Золотарева Ольга Васильевна

Класс: 4 класс

УМК: "Школа России"

Предмет: литературное чтение

Тема: "Конек- горбунок" П.П. Ершов

Тип урока: изучение нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель: научить сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события

 

Предметные знания, предметные действия

Планируемые УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

научатся: сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события, пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения

самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке с помощью шкал, значков «+» и «–», «?».

 

ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом.

 

соблюдать правила взаимодействия в паре и группе 
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

  Название

       этапа урока

 

 

 

 

 

 

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

 

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Актуализация опорных знаний.

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

 

– Что вы узнали о П. П. Ершове? Где он родился? Где учился?

– Какое произведение сделало его известным писателем?

– В каком году впервые напечатана сказка «Конек-горбунок»?

– Почему П. П. Ершова называют «автором одного произведения»?

 

– Подумайте, можно ли сказку «Конек-горбунок» назвать народной? Почему? Значит, какая это сказка?

– Назовите героев этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома.

– Почему героев сказки я разделила на две 
группы?

 

 

 

 

 

 

– П. П. Ершов написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказочником.

 

 

 

– Это авторская, литературная сказка

 

– Герои сказки отрицательные и положительные

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

 

Коммуникативные

- умение совместно

договариваться о правилах

поведения и общения в школе  и

следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-умение чувствовать необходимость  учения.

2

Сообщение темы урока.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

 

– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

 

– Каков жанр этого произведения?

– С какой целью была написана эта сказка? Какова ее основная мысль?

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня мы продолжим работать с произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок».

– Это сказка.

 

 

 

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Регулятивные:

- умение высказывать свое предположение.

 

Коммуникативные

- умение точно и полно выражать свои мысли

-выслушивать ответы других детей и оценивать их.

 

3

Беседа по теме урока

Проводит беседу по теме урока.

 

– Какие бывают сказки?

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки?

 

 

– Какие приемы народной сказки использованы в сказке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какие виды народных сказок вам знакомы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– К какому виду отнесем сказку П. П. Ершова «Конек-горбунок»?

 

 

 

 

– Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

– Что же происходит в сказке? О чем она повествует?

 

– Конек-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– А каких героев сказки мы еще знаем?

– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, конек-горбунок, царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение доказывайте словами из текста

 

 

 

 

 

 

– Сказки бывают народные и авторские.

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. В такой сказке очень яркие персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной речью, которая дает представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приемы народной сказки.

– В этой сказке автор использует устаревшую 
лексику.

– В этой сказке, так же как и в народных сказках, присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число 3 является магическим: третий сын, на третий день.

– Главными героями являются Иван – простой русский парень и конек-горбунок – его верный друг и помощник (подобный персонаж всегда присутствует в русских народных сказках).

– Народные сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нем фантастические. Задача жанра – показать, что добро побеждает зло. В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек (иногда человек и животное). События в сказке – из реальной жизни, Задача жанра – высмеять недостатки героев. В сказках о животных главные герои – животные. События взяты из реальной жизни. Задача жанра – высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер.

– По типу сказка «Конек-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приемы, применяемые в народной сказке.

– Чтобы понять смысл сказки, нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

 

 

 

– Конек-горбунок – верный друг, без его помощи Иван не смог бы выполнить задания.

 

 

 

 

Выступление групп по алгоритму.

1. Место героя в произведении.

2. Характеристика героя.

3. Внешний облик.

4. Социальное и материальное положение героя.

5. Интересы героя: занятия, цель в жизни, уровень развития героя.

6. Мир чувств героя: отношения с окружающими людьми, внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

7. Какие черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета, в речевой характеристике, через поступки героя/героев, с помощью предыстории и биографии героя.

8. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коротко пересказывают сюжет.

 

Работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

4

Анализ смысловых частей произведения

Проводит беседу по построению сюжетной линии произведения.

 

– Как построена сказка? На какие части можно ее поделить? О чем мы узнаем из каждой 
части?

 

 

 

– Какую роль играет присказка в сказке?

– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении.

 

– Какие перипетии начинаются в сказке с Иваном и его другом – коньком-горбунком?

 

– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем, а прежний царь «сварился в молоке»

– Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки. Присказка представлена в сказке восемью первыми строками.

– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание..

 

 

 

 

 

 

 

– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– Братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни.

– Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Царь-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком

Пересказывают смысловые части текста. Находят (интуитивно) «сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

 

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

5

Викторина по содержанию сказки

Задает вопросы викторины.

 

– Чем вам понравился конек-горбунок? Иван?

– Чем кобылица отблагодарила Ивана?

 

– По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?

 

– Какого роста был конек-горбунок? Длина его ушей?

 

– Что за чудо-огонек увидели братья в поле?

 

– Как звали братьев Ивана? Их отца?

– Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?

– За что была наказана рыба-кит?

– Кто из персонажей был родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли?

 

– Что было в трех котлах, в которых купались Иван и царь?

 

– Что произошло с царем и Иваном после
этого?

– Кобылица родила ему двух златогривых коней и конька-горбунка.

– Никто кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых он продал царю.

– 3 вершка (около 13 см), аршин (71 см).

 

– Перо Жар-птицы.

– Данила и Гаврила. Отца – Петр.

– Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место.

– Рыба-кит наказана за то, что проглотила 3 десятка кораблей.

– Царь-девица была родственницей Месяца и Солнца: «Месяц – мать мне, Солнце – брат».

– В котлах была вода студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом.

– Царь умер, а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице

Отвечают на вопросы викторины.

 

Регулятивные: выразительно читать, понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию

6

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

 

Подготовить выразительное чтение одного из отрывков по выбору.

Выполнить задание в рабочей тетради (с. 25)

 

Внимательно слушают, задают уточняющие 
вопросы

Регулятивные: принимать, сохранять учебные 
задачи

7

Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

 

– Понравилась ли вам сказка?

– Чему учит эта сказка? Какова основная мысль сказки?

 

– Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?

 

 

– Какие герои сказки «Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок?

 

– А нет ли сходства с другими литературными сказками?

- А. С. Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?

– Эта сказка действительно стала классикой, ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки

 

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.

– Эта волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Из русских народных сказок пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя.

– Многое взял П. П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян.

– Эта сказка похожа на литературные сказки 
А. С. Пушкина. Простой, звучный, легкий стих сказки «Конек-горбунок» похож на стихотворную форму сказок А. С. Пушкина

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

 

Личностные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 101 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.11.2020 4320
    • DOCX 47.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Толпекина Мария Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Толпекина Мария Сергеевна
    Толпекина Мария Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77282
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 33 человека