Инфоурок Начальные классы СтатьиСтатья"Формирование нравственно-смысловых отношений к собственной образовательной деятельности у младших школьников"

Статья"Формирование нравственно-смысловых отношений к собственной образовательной деятельности у младших школьников"

Скачать материал

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА

400112  г. Волгоград,  ул. Пролетарская, 9

тел.: 67-51-34, 67-33-50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Формирование  нравственно-смысловых отношений к собственной образовательной деятельности у младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 у младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Леонова Нина Антоновна,

учитель высшей

квалификационной категории

МОУ СОШ № 75

Красноармейского района

г. Волгограда

        

 

 

 

 

 

 

Волгоград – 2009

 

     Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Именно поэтому сегодня как никогда ранее встает проблема формирования опыта нравственного поведения у школьников.

     Опыт нравственного поведения – это один из компонентов содержания воспитания, который включает в себя нравственные нормы, воспитание и развитие нравственных чувств, нравственное сознание, выработку привычек, умений и норм нравственного поведения.      

     Нравственными нормами являются общечеловеческие моральные свойства, а именно: совестливость, гуманность, честность, порядочность, обязательность, действенный патриотизм, интернационализм, гражданственность, доброжелательность, стремление к добросовестному социально-направленному труду, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие качества.

     Чтобы воспитать у детей определенные качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются и закрепляются. Это  закономерность воспитания.

      Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнять. Но знания и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они проявляются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками.

         Только при педагогически правильно организованной жизни и деятельности учащихся в школе и вне ее у них вырабатываются представления, понятия, убеждения и чувства, а следовательно, формируется опыт нравственного поведения.

         В процессе воспитания учащиеся должны овладеть целой системой нравственных убеждений, которые складываются на основе личного опыта. Но и свой личный опыт нравственного поведения учащиеся не всегда могут без помощи педагога правильно осмыслить, поэтому, естественно, нужно руководить формированием их убеждений.

        Сложные нравственные понятия и категории могут выводиться из переработки сознанием своего общественно - исторического опыта и являться результатом как личного опыта, так и овладения наукой о морали. Поэтому руководить формированием нравственного сознания — значит, и вооружать учащихся нравственным знанием.

          Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Моральные или нравственные чувства - это переживание человеком своего отношения к действительности, к людям, к своему собственному поведению. " Нравственные чувства возникают тогда, когда человек начинает исходить в своих действиях не из побуждений " своей воли", а из общественных требований "- отмечал П.М. Якобсон.  Побудительную силу нравственных чувств хорошо знали прогрессивные психологи и педагоги прошлого. И.М. Сеченов считал, что подлинный нравственный поступок " всегда есть результат моральных чувств и моральной привычки".

      Современные психологи и педагоги придают большое значение моральным чувствам, которые определяют  устойчивые отношения личности к окружающему миру. Чувства побуждают человека к активной деятельности, придают убеждениям силу страсти и устойчивости. Психологи различают простые чувства как временное состояние человека и сложные гражданские чувства, объектом которых является общество, государство и коллектив. Это чувства гуманизма, товарищества, коллективизма, долга и ответственности.

       Важнейшее значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких простых чувств, как, например, удовольствие, радость, негодование, стыд и другие. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение - все эти переживания включаются в нравственный опыт младшего школьника.

         Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются    в ежедневных  жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, необходимо создать соответствующие условия. Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Нравственные потребности личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в системе индивидуального сознания.

Такая сложная задача как воспитание нравственного поведения реализуется по двум основным направлениям:

-          организация нравственных поступков;

-          формирование нравственных привычек.

         Нравственный поступок или действие, в котором проявляется отношение    ребенка к окружающему миру, прежде всего надо вызвать. Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся.

         Сами по себе эти поступки еще не означают нравственной воспитанности. Их побудительные силы и мотивы могут быть диаметрально противоположны по своему характеру, поступкам и действиям, хорошее учение может быть результатом карьеристских устремлений. Полезные дела для коллектива могут совершаться ради удовлетворения тщеславия и даже ради личной выгоды. Вот почему в процессе формирования нравственного опыта необходимо не только вызывать нравственные поступки, но и формировать высоконравственную мотивацию этих поступков. В целом, нравственное поведение младшего школьника определяется его установкой, которая соответствует потребностям и ситуациям.

        Система поступков ведет к приобретению нравственной привычки - устойчивой потребности совершать нравственные поступки.  Организация нравственного опыта немыслима без выработки навыков и привычек поведения как упрочившихся способов осознанных действий, доведенных до автоматического исполнения.

       Привычка к поведению, определяемому глубоко усвоенными нравственными нормами, - показатель устойчивости морального мотива.  

        В отличие от автоматизированных навыков поведения, привычка включает в себя потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения.

        Воспитание нравственной привычки необходимо осуществлять на основе положительной мотивации поведения учащихся. Психологическими исследованиями установлено, что условием формирования устойчивых форм поведения является педагогически ценная организация мотивации поступка.

       Привычки вырабатываются последовательно – от простейших к более сложным, требующим самоконтроля и самоорганизации.       Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера, царящая в классном коллективе. На протяжении всех лет работы с детьми в начальной школе мы создаем собственные традиции, разрабатываем законы коллектива. Все праздники и внеклассные мероприятия  проводим совместно с родителями, детьми, приглашенными из других классов и т.д.; родительские собрания у нас иногда перестают быть только родительскими – это совместное с детьми обсуждение общих проблем и выстраивание системы коррекционных мероприятий и др.   Поэтому организация опыта поведения  моих учеников состоит главным образом в создании у них устойчивых положительных воздействий.

      Подрастающее поколение не формирует новый опыт нравственного поведения, а усваивает тот, который накоплен предшествующими поколениями. Однако усвоение опыта в работе с детьми должно осуществляться активным путем, в связи с чем, в него всегда привносится новое. С этой целью я использую различные формы коллективной и индивидуальной деятельности. При изучении темы «Как нам жить в дружбе с природой» обучающиеся составляют проекты «Сохраним красоту природы», «Правила друзей природы», проводят акцию «Наш чистый двор», рисуют плакаты «Экологическая тревога», «Давайте подумаем вместе», придумывают к ним тексты о важности охраны природы. В процессе подготовки коллективного творческого дела организую индивидуальную работу с детьми: сочинение «Природа – источник красоты», выпуск газеты «Природа – источник здоровья», выставку «Поделки из мусорной корзины»и т.д.

       Формирование личности младшего школьника, правильная организация его жизни и деятельности, опыт положительного нравственного, социального, общественного поведения, который ребенок приобретает под руководством воспитателей, должно происходить в единстве с формированием у учащихся системы знаний — естественных, моральных и идейных. Только при этом условии у школьников формируется мировоззрение как основное выражение личности и основной стимул ее поведения.

     В этом смысле особая роль отводится урокам чтения, во время которых дети получают знания о нашей стране, сведения о ее истории и развитии ее государственном и экономическом строе. Анализируя содержание книги для чтения, видишь, какие нравственные категории должны усвоить дети: «правдивость», «уважение к старшим» «дружба», «отношение к труду», «доброта», «честность», «справедливость», «отношение к маме, к природе, «скромность», «защита родины», «смелость», «выносливость», «благородство».  При этом следует обратить внимание на подборку текстов. Они должны быть подобраны авторами учебных книг с учетом их доступности для детей данного возраста. Работая с текстами, учитель большое внимание уделяет ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам (переживание радости по поводу того, что зло наказано, что герой победил; переживание возмущения от поступков отрицательных персонажей, которые причиняют неприятности и зло другим людям; гордость и восхищение смелостью, отвагой, мужеством героя и т.д.) является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, что один герой «положительный», а другой «отрицательный», но хорошо это чувствуют. Поэтому учитель, прежде чем начать обсуждение нравственной стороны поступков действующих лиц произведения, должен убедиться, что дети правильно и глубоко восприняли образы, пережили свое отношение к ним и описанным событиям.

       Чтобы усилить впечатления детей от восприятия художественного текста, помочь им лучше осознать свое отношение к прочитанному, я использую картины русских художников,  музыкальные произведения, которые соответствуют настроению детей, сути описанного события. При изучении стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает» обучающиеся учатся наблюдать за природой, понимать ее красоту, выраженную разными средствами: музыкальными, поэтическими, художественными.

В начале урока создается эмоциональный настрой. Учащимся предлагается прослушать фрагмент из музыкальной пьесы «Январь» П.Чайковского. В беседе обучающиеся дают оценку прослушанного произведения, вспоминают различные средства выражения людьми своих чувств. Совместно с учителем обучающиеся приходят к выводу, что стихи С.Есенина певучи, а композитор Г.Свиридов передал музыкальность стиха, ритм которого сочетается с музыкой снежной вьюги. Учащиеся рисуют словесные картины зимы. Работа с репродукцией картины «Зимний пейзаж» Грабаря создает зрительные образы, аналоги которых они находят в поэтическом произведении.

Совместно ставим проблемные вопросы: над чем заставляют нас задуматься эти произведения?

Сравнивая произведения искусства (музыка, живопись, поэзия), ученики знакомятся с различными средствами выразительности. Красота окружающего мира, переданная в произведениях талантливых людей, формирует гармоничное отношение к миру, побуждает восхищаться красотой этого мира. Очень важно остановиться на художественных деталях к каждому произведению. Это побуждает школьников пристально вглядываться в окружающий мир, видеть в обычном необычное. Так, работая над рассказом С. Аксакова «Первая весна в деревне», учащиеся задают вопросы, которые сами составили к тексту. Например:

- Что же и кто помог мальчику выздороветь? (Забота близких людей, пробуждение природы).

- Какие разнообразные явления природы наблюдал мальчик?

Дети пишут сочинение на тему:

«Взаимопонимание»

Я считаю, что взаимопонимание – это когда люди понимают друг друга.

Одним весенним днем мы поехали всей семьей на дачу. Мы все дружно работали и понимали друг друга.

Папа и мой старший брат копали землю под грядки, а мы с мамой сажали семена редиски.

Потом мы все ходили на канал за водой.

Папа с моим братом набирали воды, а мы с мамой собирали красивые веточки для букета.

А когда пришли на дачу, стали готовить обед.

Хорошо, когда есть взаимопонимание в семье и вообще между всеми людьми.

Аня Колмагорова

При обсуждении жизненных ситуаций в связи с прочитанным рассказом или стихотворением важно так строить беседу с детьми, чтобы о хороших поступках говорили, в основном, другие, а не сам ребенок, который совершил этот поступок.

          Опыт школьника определяется   также   и   его   наблюдениями   за   жизнью   и деятельностью окружающих его людей, за их поведением, поступками, взаимоотношениями друг с другом. Возникающие на основе личного опыта непосредственные чувства и суждения школьник постоянно соотносит с принятыми в обществе моральными нормами  и  требованиями,   которые  в  той  или  иной  форме предъявляются к нему самому. В зависимости от того, в какой мере этот личный опыт ребенка соответствует моральным требованиям общества,   будет   формироваться   личность   школьника.  

       При формировании морального облика ребенка в начальной школе необходимо так организовать его личный опыт, чтобы этот опыт мог служить благоприятной почвой для усвоения норм и правил общественной морали.

Я стремлюсь создать на уроках ситуацию, когда ребенок должен сделать выбор: оценить приемлемое или неприемлемое поведение художественного персонажа (В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово»), согласиться или поспорить с мнением автора (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»), раскрасить свои чувства в разные цвета (С. Аксаков «Первая весна в деревне»), попытаться объяснить причины «неправильных», с его точки зрения, поступков героя (В. Драгунский «Англичанин Павля»), проявить сочувствие, сопереживание, оправдать оступившегося героя (Н. Носов «Огурцы»).

При формировании нравственного поведения важны и формы самостоятельной работы, позволяющие продолжить обсуждение нравственных проблем в семье:

- семейная газета;

- сочинения;

- свод правил, законов;

- кодекс чести;

- стихи на нравственные темы;

- рисунки.

Эти формы работы заставляют школьников самостоятельно (или вместе с родителями) порассуждать над поднятой проблемой.

Школьник постоянно должен иметь впечатляющий положительный пример (непосредственный или «художественный» - кино, театр, литература или, наконец, словесно-наглядный - живое, яркое,  образное   и   эмоциональное   слово   педагога). Когда дети затрудняются в определении поступка героя, я предлагаю им вернуться к тексту и там найти те слова, которые помогают точнее выразить свое отношение, свою мысль. Так учитель помогает детям отыскать в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово» те слова, которые определяют главное, что нам нравится в герое: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты… и не испугается более страшных вещей. А когда он вырастет, неважно, кем он будет, это будет настоящий человек».

Стало традицией организовывать встречи с лучшими представителями различных профессий, знакомыми и родственниками: нашими мамами, папами, дедушками и бабушками.

      Положения морали превращаются в эмоционально окрашенные мотивы поступков лишь тогда, когда знание морали стало уже личным достоянием растущего человека, превратилось для него в своеобразный сплав нравственных знаний, оценок, переживаний и побуждений к действиям и поступкам.

       Дальнейший процесс формирования личности школьника заключается в том, что возникшая у него система нравственных убеждений и идеалов, то есть его моральное сознание, становится доминирующим фактором, определяющим его общественную активность. Теперь школьник уже стремится не только отстоять свои убеждения и идеалы и подчинить им собственное поведение и свою жизнь, но и активно воздействовать на окружающих, товарищей, взрослых, стремясь изменить жизнь согласно своим убеждениям и идеалам. Иначе говоря, личность школьника, сформировавшись под определенным воздействием среды, на этом этапе развития начинает, в свою очередь, сознательно, целенаправленно воздействовать на эту среду, оказывать на нее обратное влияние, школьник уже может активно бороться с чуждыми явлениями (эгоизмом, недисциплинированностью, упрямством, грубостью, нечестностью и т.п.). Поэтому в качестве центральной задачи воспитания на этом этапе я ставлю развитие общественной активности школьника, чтобы правильно использовать указанную возможность. 

              Очень интересной формой работы по формированию такого опыта у детей начальной школы является проведение занятий «Спор-клуба». Особенность таких форм работы заключается в том, что выбранная для обсуждения детьми нравственная проблема, обязательно должна быть противоречивой, носить неоднозначный характер.  Задача организованной дискуссии заключается в том, чтобы создать для детей условия, в которых они имеют возможность высказывать свои взгляды на существо проблемы, отстаивать свою точку зрения, оппонировать друг другу и т. д.

При проведении занятий «Спор-клуба» по теме «Нужны ли правила поведения школьнику?» моделируем разные ситуации (инсценировка А.Барто «Ку-ку», Ильин «Обиженная парта»). В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений) активизируется воображение ребёнка. Это имеет важное значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Проводим социальный опрос, защиту «правил школьника», анкетирование с обобщением итогов:

1. Нужны ли людям правила поведения или они усложняют жизнь?

2. Когда человек выполняет правила поведения, это говорит о его хорошем воспитании, внимательном отношении к людям, или о том, что он боится наказания?

3. Нужны ли правила поведения в школе?

4. Нарушаете ли вы правила поведения школьников:

а) никогда не нарушаю;

б) нарушаю, когда не видит учитель;

в) всегда нарушаю.

5. С какими пунктами ты согласен, что бы ты изменил, убрал или дополнил в этих правилах?

Такие заседания позволяют детям вырабатывать привычки, умения и нормы нравственного поведения, учиться правилам общения, вести диалог.

           Практика показывает, что усвоение нравственного опыта наиболее активно происходит в том случае, когда пред учеником поставлена четкая задача, когда она для него является лично значимой, а его действия и поступки побуждаются и стимулируются. Именно поэтому, начиная уже со второго класса, мои ученики вместе со мной и родителями активно формируют план воспитательной работы, являются его непосредственными авторами и исполнителями.

Нужно хорошо уяснить, что воспитание только в том случае носит действенный характер, если в его основе лежит не понуждение учащихся к развитию, а создаются внутренние стимулы к этому развитию и сами учащиеся проявляют активность и стремление к нравственному совершенствованию. Только при условии, если в основе этого процесса лежит принцип «самодвижения» и активности самих учащихся в работе над собой, он будет по - настоящему эффективным. Следовательно, возбудить у учащихся потребность в моральном развитии — значит создать действенные стимулы для проявления активности в работе над собой, для эффективного формирования нравственного сознания и поведения.

Чтобы обозначенная работа была успешной, педагог должен постоянно изучать психологические особенности школьников.

Учитывая трудности изучения учащихся и необходимость всестороннего выявления особенностей их характера и поведения  в процессе нравственного воспитания, я обстоятельно изучаю то, что сам учащийся говорит и думает о себе, каков уровень его притязаний и самооценки, что говорят и думают о нем его товарищи, учителя, родители и другие окружающие люди, а также как он проявляет себя в различных видах деятельности и общении. В соответствии с этим все разнообразие методов изучения учащихся, которые я использую в практике своей работы, условно подразделяется на три группы.

     К первой группе относятся методы, основанные на изучении высказываний и суждений самого ученика о себе, своих товарищах, а также по различным вопросам этики и морали.

     Во вторую группу относятся методы, направленные на изучение высказываний и суждений ученика о поведении и нравственности тех людей, с которыми он находится в непосредственном общении.

      Третью группу составляют методы, которые связаны с изучением поведения и деятельности, учащихся в различных жизненных ситуациях, а также с анализом результатов этой деятельности.(Приложение 3).

    Моя задача при  этом - помочь школьникам осознать свое поведение и научить их правильно оценивать свои поступки и действия. Эта помощь будет более эффективной, если первоисточником знаний станет опыт собственного поведения школьников, подкрепленный словесным объяснением норм и правил поведения. Лишь при условии тесной связи между правилом и конкретными поступками, в которых это правило реализуется, можно обеспечить выработку умения соотносить конкретный поступок с усвоенным правилом. Этому способствуют созданные школьниками

 

«Законы и правила школьной жизни».

Школа не может быть хорошей, если все её обитатели не любят её. Любить школу – это значит по доброму, уважительно относиться к детям и взрослым, быть готовым помочь родной школе и своим учителям, оставить о себе хорошую память.

1.     Каждый ученик должен быть готовым помочь в учебе своему товарищу.

2.     В школу нельзя приходить с кислым лицом. Помни: весёлый человек лучше помнит, больше знает, ярче живет.

3.     Стараться больше увидеть, услышать, расспросить, если ты не умеешь удивляться, значит ты юный старик.

4.     Умей и люби создавать тишину: она зарок мудрости, свежести, красоты мыслей и чувств.

5.     Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.

6.     Каждый день – хоть бы одно доброе дело, хотя бы одна новая мысль.

7.     Стараться меньше и реже дружить с глаголами «не знаю», «не умею», «не понимаю».

8.     Стараться развивать в себе 10 умений: думать, ставить цель, решать, делать, помогать, уважать, дружить, веселиться, творить, отвечать за все.

        Весьма существенным фактором нравственного воспитания является ученический коллектив. Если в коллективе создана атмосфера высокой организованности и взаимной требовательности, если он живет богатой интеллектуальной и духовной жизнью, школьники вовлекаются в решение общих проблем и задач, в активную общественно полезную деятельность, то в этих условиях приходится сопоставлять свои действия и поступки с поведением товарищей, анализировать свою нравственность, выявлять имеющиеся недостатки и стремиться к их преодолению.

       Трудно переоценить личное воспитательное воздействие педагога. В этом плане исключительно большое значение имеет его личное обаяние как человека, его общественная активность, высокая нравственная культура, любовь и уважительное отношение к детям. Немалую роль в воспитании играет также требовательность педагога к учащимся, его умение проявлять выдержку и волевые усилия в преодолении имеющихся недостатков.

     Особое место в системе приемов, которые я использую  в процессе нравственного развития учащихся, имеет контроль их поведения, осуществляемый как учителем, так и ученическим коллективом, а также семьей. Если моральное развитие школьника происходит нормально, если у него формируется здоровое нравственное сознание и поведение, в этих случаях контроль практически не нужен

       С психолого-педагогической точки зрения контроль поведения учащихся выполняет ту специфически регулятивную функцию, которая возбуждает у них внутренние противоречия, возникающие под влиянием различных отрицательных соблазнов, и побуждает их сопротивляться этим соблазнам, проявлять волевые качества и не допускать нарушения моральных требований, закалять здоровые нравственные побуждения.

     Решающую роль здесь играют моральное самосознание личности, самооценка и критическое отношение к своему поведению, что также должно занимать важное место в процессе нравственного воспитания.         Так, детьми моего класса вырабатываются совместно правила нравственного поведения, которые они совершенствуют, переходя из класса в класс, иначе говоря, по мере взросления и обогащения личного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

1.     Немов Р.С. Психология – кн.2. Психология образования. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004. стр. 214.

 

2.     Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, МГПУ, 2007.

 

 

3.     Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: «Просвещение», 1988.

 

4.     Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: «Педагогика» 1990.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья"Формирование нравственно-смысловых отношений к собственной образовательной деятельности у младших школьников""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 190 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.08.2019 279
    • DOCX 98 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Леонова Нина Антоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Леонова Нина Антоновна
    Леонова Нина Антоновна
    • На сайте: 6 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8903
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 22 регионов