Коллективно-творческая
деятельность, как средство формирования коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников.
Коммуникативные
умения помогают развивать коммуникативную способность и достичь коммуникативной
компетентности.
Как
средство формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте
рассмотрим коллективно - творческую деятельность.
Коллективная
творческая деятельность (далее КТД) как форма учебного сотрудничества
предполагает, что процесс взаимодействия строится на основе групповой,
коллективной работы.
В
процессе КТД школьники получают возможность открытого общения и узнают друг о
друге много нового, делить успех, ответственность с другими, совместно
работать. Таким образом, одновременно идут два важных процесса - развитие тех
или иных качеств личности школьника и сплочение классного коллектива.
Организовывая и планируя процесс КТД обучающиеся, приобретают возможность
получения организаторского опыта, в котором учитывается идея, новый способ действия
каждого, а так же реализация определенного этапа творческого дела.
В КТД
любой младший школьник может заявить о себе, демонстрируя свои лидерские
качества: ответственность, исполнительность, инициативность, общительность,
организованность, авторитет.
Методика
использования КТД предполагает широкое участие каждого в разработке, выборе,
проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность
определить для себя роль, характер своего участия и ответственности.
Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое
творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится
в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то
нового.
Основные
виды КТД:
Художественные
КТД. Цель: развивать художественно - эстетические вкусы младших школьников;
побуждать желания испробовать себя в творчестве; укреплять стремление к
искусству, воспитывать восприимчивость; обогащать внутренний мир человека.
Спортивные
КТД. Цель: развивать положительное отношение к спортивно-оздоровительной
стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным;
вырабатывание ловкости, быстроты выносливости, находчивости, настойчивости,
смелости, мужество, коллективизма и дисциплинированности.
Организаторские
КТД. Практически любое дело становится коллективным, творческим в совместной -
организаторской деятельности.
Экологические
КТД. Природа - наилучший учитель школьника. Задача учителя приобщить к миру
природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы.
Приобретая
определенный опыт общения в коллективе во время учебного сотрудничества или
дружеских отношений, младшие школьники учатся не только учитывать, но и
предвидеть возможные мнения других людей в совместной деятельности. Сравнивая
свое мнение с мнением партнера, младшие школьники овладевают умением
обосновывать и доказывать его.
В
младшем школьном возрасте интерес к сверстникам становится очень высоким. В
этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Поэтому
одна из важных задач развития школьника на этом этапе - приобретение навыков
социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей.
Коллективная
творческая деятельность (далее КТД) как форма учебного сотрудничества
предполагает, что процесс взаимодействия строится на основе групповой,
коллективной работы. В процессе КТД школьники получают возможность открытого
общения и узнают друг о друге много нового, делить успех, ответственность с
другими, совместно работать.
Таким
образом, одновременно идут два важных процесса - развитие тех или иных качеств
личности школьника и сплочение классного коллектива. Организовывая и планируя
процесс КТД обучающиеся, приобретают возможность получения организаторского
опыта, в котором учитывается идея, новый способ действия каждого.
Становление
коммуникативных умений у младших школьников формируется через разнообразность
методов и форм:
1.
Работа в группах и мини - группах.
Групповая
работа является одной из наиболее эффективных форм, направленных на
формирование коммуникативных УУД. Обучающиеся, объединившись в одну группу,
привыкают сотрудничать вместе, учатся находить совместный язык и превозмочь
сложности общения. Самая распространенная форма групповой работы, является
работа в парах, она дает возможность участвовать в работе и практиковать навыки
межличностного общения, сотрудничества. Школьники учатся:
защищать своё мнение,
отображать работу всей группы,
вступать в дискуссии,
слушать внимательно друг друга,
задавать сформулированные вопросы,
выслушивать.
У
обучающихся формируется самооценка, повышается ответственность за свои успехи,
за результаты общего труда, фиксируется адекватная оценка своих возможностей и
способностей.
2.
Игровые технологии.
Еще
одной формой работы на развитие коммуникативных способностей является игра. Так
как игра - выступает важнейшей формой организации жизни, а так же как средство
воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. В игре младший
школьник развивается личностью, у него формируется те стороны психики, от
которых впоследствии будет зависеть ценность его социальной практики, его
отношения с окружающими людьми и с самим собой.
3.
Использование элементов личностно - ориентированного развивающего обучения.
Элементы
личностно - ориентированного развивающего обучения позволяет не доносить до
школьников материал в готовом виде, а дает возможность подвести их к тому,
чтобы они самостоятельно делали открытия, смогли рассказать о них, что работает
на формирование у школьников коммуникативной компетенции. Например:
использовать ролевое чтение, инсценировку произведений, проигрывать ролевые
диалоги, решать проблемные ситуации, проигрывание ситуаций.
4.
Проектная деятельность.
Метод
проектов помогает научить ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно,
усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит
учиться, а главное, учит умению общаться, сотрудничать с разными людьми в
различных видах деятельности, развитию коммуникативных УУД.
Однако,
одной урочной деятельности не достаточно для формирования коммуникативных УУД.
Младший школьник развивается в творчестве, общении при неформальной обстановке,
как бы ни был насыщен и интересен урок. Система внеклассных мероприятий даёт
возможность развития личности. Кроме того, деятельность вне урока расширяет
рамки школьной программы, повышая эрудицию школьников, формируя
любознательность, создавая ситуации успешности для учеников.
5.
Внеклассная деятельность.
Деятельность
вне урока позволяет проявить и развивать у школьников творческие и
организаторские способности. При работе в кружках используются такие формы
работы, как парная, групповая, индивидуальная, и при этом состав групп меняется
в зависимости от общих интересов, желаний. В процессе взаимодействия
обучающийся раскрывается, при этом позволяет увидеть его личностные качества,
как они развиваются, изменяются и формируются.
В
процессе внеурочной работы можно обеспечить условия для развития
коммуникативных УУД младших школьников через КТД. Организует эту деятельность с
младшими школьниками педагог начальных классов.
Формы КТД от
других форм отличаются характером поставленных воспитательных задач и освоения
опыта младшими школьниками. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит
задачу перед ними, и передает им уже готовый опыт. В процессе КТД педагог тоже
ставит задачи, но делает это скрыто. Школьники как бы сами «открывают» перед
собой эти воспитательные задачи, вместе с взрослыми и под их руководством
создают новый опыт.
Деятельность
педагога во время организации и проведения КТД включает в себя:
1.
Организация разнообразной эмоциональной творческой и общественно значимой
деятельности в классе и использование модели будущей достойной жизни,
включающей в себя развитие и благополучие социализации младших школьников.
2. Создание
условий для самореализации, самоутверждения, каждого в коллективе.
3.Организация
благоприятной эмоциональной обстановки в коллективе и обеспечение условий
защищенности каждого обучающегося.
4.
Формирование оптимистического мировосприятия для эмоционального воспитания, где
на собственном примере научить радости проживания каждой минуты, каждого дня
пребывания в школе.
Структура
каждого КТД содержит шесть стадий коллективной деятельности. В содержании этих
стадий определяются действия педагога и младших школьников, которые необходимы
для целенаправленного развития у обучающихся коммуникативных умений.
Первая
стадия - начальная деятельность. Стадия, где руководитель и участники
коллектива сразу стараются ставить конкретные задачи данного КТД. Намечают свои
начальные действия, нужные для выполнения этих задач и подготавливают их к
коллективному планированию, проводят беседу о том какие дела можно провести,
для кого, вместе с кем.
Все
это характеризует стартовую беседу, во время которой педагог старается увлечь
обучающихся перспективами полезного дела, творческим поиском оптимального
решения для нескольких важных задач с вопросов: Как бы лучше нам сделать? Кто
может быть организатором? Кто станет участвовать в нем? Когда будем участвовать
и где? С кем вместе участвовать?
Вторая
стадия - стадия коллективного планирования. Деятельность данной стадии
начинается в мини - коллективах, которые могут быть постоянными или временными.
Каждый может высказывать свое мнение, которое подвергается обсуждению, в
конечном результате вырабатывается мнение коллектива.
Третья
стадия - стадия коллективной подготовки КТД. Для организации и проведения
коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят
представители мини - коллектива. На своих заседаниях совет дела выбирает
председателя.
Данные
объединения действуют на время организации и проведения данного КТД. Для
следующего дела создаются объединения уже в новом составе. При этом обучающиеся
применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и
те умения, что были усвоены ими ранее во внеурочное время. В этой ситуации
возникает необходимость в действиях для развития положительных качеств и
преодоления отрицательных.
Можно
применить различные средства, побуждающих школьников к целенаправленному и
самостоятельному участию в осуществлении общих идей. Среди этих средств
выделяют: доверие ответственным поручением, помощь советом, обращение за
помощью с просьбой показать и научить. Коллективное поощрение в виде одобрения,
похвалы и награды морального характера возможно за преодоление трудностей, за
самоотверженную заботу о товарищах, в период подготовки КТД это наиболее
значимо для младших школьников.
Четвертая
стадия - стадия проведения КТД. Руководитель, опираясь на коллективный опыт
подготовки КТД, увлеченно и убежденно говорит о самом главном, нужном. В этих
действиях проявляется опыт, накопленный в процессе планирования и подготовки
данного дела.
На
этой стадии педагог использует направляющие действия, которые уже не носят
длительного, систематического характера, а совершаются быстро, по возможности
не так заметно для остальных участников КТД. Это увлечение школьников личным
примером веселого настроя, доброй шуткой.
Пятая
стадия - стадия совместного подведения итогов КТД. Подведение итогов происходит
на общем сборе. Перед сбором можно провести письменный опрос, в котором
содержатся первичные вопросы на размышление: Что у нас было хорошо? Почему? Что
не совсем удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
Шестая
стадия ближайшего последействия КТД. В ходе этой стадии педагог реализует
выводы и предложения, которые были выдвинуты при подведении итогов проделанной
работы. Руководитель коллектива организует использование опыта, накопленного
при планировании, организации, проведении и обсуждении результатов КТД как в
учебной работе, так и во внеурочной жизни младших школьников.
Таковы
внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания
нужных развивающих действий.
Таким
образом, КТД играет ведущую роль в развитии коммуникативных УУД в деятельности
социальных объединений.
Каждый
вид КТД определенным видом общественно-ценного опыта обогащает личность, это
доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.
Дидактические
и методические аспекты организации КТД по формированию коммуникативных УУД
младших школьников определены принципами учета возрастных особенностей и
творческой активности обучающихся.
Таким
образом, коллективное дело в наибольшей степени влияет на личность каждого
школьника, и является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой,
творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, является
средством формирования коммуникативных УУД. В процессе КТД обучающиеся
приобретают коммуникативные навыки, узнают много нового друг о друге, учатся
делить успех, и работать с другими.
В
процессе общей работы происходит тесное сотрудничество людей разных возрастов.
Во время планирования и организации КТД взрослые и обучающиеся приобретают
организаторский опыт, возможность каждому предложить новый способ действия,
подать идею, взяться за реализацию определенного этапа коллективного
творческого дела.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.