Ребенок
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Из опыта работы
учителя начальных классов высшей категории
Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ.
С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с
категорией детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой
категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы с
ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1-ом классе. Первое время она была замкнута,
отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать
учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год она училась, как
обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме
простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. Девочка помимо всего
еще имела проблемы со зрением. С мамой девочки мы быстро нашли общий язык и
работали сообща.
Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а
вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко.
Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности.
В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв
непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв,
перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом
усваивала правила выделения границ предложения.
Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Анны,
аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и
мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как
учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за
чрезмерного внимания со стороны учителя.
В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления
утомляемости;
3. активизация познавательной
деятельности;
4. проведение подготовительных
занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем
мире;
6. коррекция всех видов высших
психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые
направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов
предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной
сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение
самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Сейчас Анна в 5-ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь,
иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она
использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет.
При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при
выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её
познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё на уроках
музыки , и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не посещает. В
начальных классах любила участвовать во всех классных и школьных мероприятиях.
И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной
деятельности все равны.
В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к
творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического
сопровождения:
·
выявить интересы,
склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам
деятельности;
·
оказать помощь в поисках
«себя»;
·
создать условия для
индивидуального развития ребенка в избранной сфере;
·
развить опыт творческой
деятельности, творческих способностей;
·
создать условия для реализации
приобретенных знаний, умений и навыков;
·
развить опыт неформального
общения, взаимодействия, сотрудничества;
·
расширить рамки общения с
социумом;
·
разработать план мероприятий для развития творческих способностей
детей;
·
создать благоприятную
предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
·
создать условия для развития
положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру,
коммуникативной и социальной компетентности детей;
·развития новых способов образования, педагогических технологий,
нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку
навыка самостоятельной навигации в информационных полях;
·
формирование у учащихся
универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в
жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной
жизни;
·
предложить учащемуся спектр
возможностей и помочь ему сделать выбор;
·
обеспечение каждому ребенку
равных стартовых возможностей в реализации интересов;
·
увеличение числа детей,
активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
·
владение комплексом
диагностических методик;
·
выстраивание программы
сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования,
родителей родителям к ее реализации;
·
осуществление мониторинга
действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае
неэффективности первой программы;
·
любовь к ребенку и, как
следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение,
умение прощать;
·
ожидание успеха в решении
затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении
затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
·
признание права ребенка на
свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на
хочу и не хочу);
·
поощрение и одобрение
самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование
самоанализа, рефлексии;
·
признание личностного
равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
·
умение быть товарищем,
партнером, символическим защитником для ребенка;
·
систематическое осуществление
педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его
проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и
другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи
ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого
ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть
полноценным членом общества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.