МБОУ
НККК им.Атамана Ермака п.Новоильинский
Учитель
начальных классов Лузина Любовь Валерьевна
«Развитие
творческих способностей младших школьников через проекты в рамках ФГОС»
Успех
обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от
характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно
поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как
инновационная педагогическая технология предполагающая организацию
самостоятельной исследовательской деятельности учащихся направленной на
развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Моя
цель:
-развитие
творческих способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
через проектную технологию.
Задачи:
-замечать
любые творческие проявления учеников;
-помогать
детскому творчеству.
-создавать
условия для развития творческих способностей
Творчество – это
созидание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, банальности, оно
наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит
человека в атмосферу вечного поиска…
Творческие
способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые
не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии,
воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую
действительность.
Все дети
без исключения — талантливы. Пробудить заложенное в каждом ребёнке
созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из
лёгких.
Период
начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития
творческих способностей младших школьников.Задача школы – создать такую обстановку,
в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребёнка.
Работа
над проектами – способ формирования УУД:
Регулятивных
-планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль
по результату;
-преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве
Познавательных
-развивать навык решения творческих задач
и навык поиска
-учиться основам смыслового чтения художественных
и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов;
-осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
-осуществлять расширенный поиск информации
с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Коммуникативных
-учиться выполнять различные роли в группе
-учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию.
Личностных
-формировать у детей мотивации к обучению
Работа над проектами ведётся с 1
класса. Предварительно на собрании, я разъяснила родителям значение проектной
деятельности для развития личности детей. Познакомила родителей с этапами
работы над проектом. Объяснила, чтобы родители не брали на себя выполнение
работы над проектом, а только консультировали и оказывали помощь в
сборе информации.
С детьми провели информационный
классный час « Что такое проект? И как с ним работать? Все учащиеся
моего класса вовлечены в проектную деятельность. Вначале учащимся предлагается
выполнить доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим
интересом выполняют довольно сложные проекты в разных областях знаний.
Результатами выполненных проектов
являются
• Поделки
• Рисунки
• Листовки
• Газеты
• Презентации
• Викторины
• Сообщения
• Праздники
Проектная деятельность- это метод обучения, который
может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках,
во внеурочной и внеклассной работе.
Хочется представить вашему вниманию некоторые наши
проекты.
1.Семейный проект
«Энциклопедия одного слова»
Цель проекта: составить
своеобразную энциклопедию одного слова.
Задачи:
-развивать речь ребёнка,
воспитывать у него любовь к родному языку ;
-развивать познавательные
интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся;
-организовать совместную
продуктивную деятельность детей, родителей.
-вовлечь каждого
участника в активный творческий процесс;
Ребенок выбирает 1
слово и исследует как оно "живет" в произведениях фольклора, в
сказках, рассказах, в произведениях изобразительного искусства и т.п.
Для успешного выполнения задания- исследования был предложен примерный план,
своеобразные «шаги».
Самые интересные
проекты представили, исследуя слова: «Вода», «Лето», «Свеча» ,«Машина»,
«Кот»,« Доброта», «Друг» «Любовь».
2.Общеклассный проект «Чудо напиток-чай»
Цель: Знакомство с историей появления
чая, с его целебными свойствами. Воспитание интереса к народной культуре.
Задачи:
1. Дать представление о том, как выращивают и изготавливают чай.
2. Познакомить детей с самоваром.
3. Познакомить с национальными традициями употребления чая некоторых народов
(Китая, России, Англии).
4. Прививать навыки этикета во время чаепития.
5. Развивать творческие способности детей.
В ходе проекта
выполнен комплекс мероприятий: рисование «Чайный сервиз», « Самовар»,
поделка «Любимая кружка» ,сделали буклеты для родителей «Как правильно заваривать
чай», разучили песню « Пых-пых самовар», сделали постановку по
стихотворению Д.Хармса «Иван Иванович самовар».
Ребята узнали и
рассказали присутствующим родителям историю появления чая, разновидности чая.
Выяснили влияние чая на организм человека. Представили рекламу чая, который
пьют в семье.
Работа над учебными творческими проектами предлагается в
учебниках программы «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир»,
В.П.Канакина «Русский язык», Л.Ф.Климанова «Литературное чтение», Моро «
Математика».
3.Групповой проект « Разнообразие природы
родного края»
Цель проекта: познакомиться с
разнообразием растительного и животного мира Пермского края.
Дети разделились на 6 групп и
проводили исследование по темам:
Рыбы водоёмов Пермского
края.
Растения Пермского
края.
Животный мир Пермского
края.
Птицы Пермского края.
Реки Пермского края.
Лекарственные растения
Пермского края.
Работы над этим проектом получились
очень интересные и содержательные, а полученные знания пригодятся (
например, при выполнении ВПР в 4 классе).
4. После изучения темы
«Экономика» класс работал над проектом «Экономика родного края»
Цель : Узнать, какие отрасли
промышленности есть в нашем крае и что они производят.
Проекты по этой теме были
выполнены в форме рисунков и схем, реклам и мультимедийных презентаций.
Ребята рассказывали о предприятиях Нытвы, Краснокамска, Перми, Березников.
5.Очень
интересным был для ребят проект «Школа кулинаров».
Цель проекта:
- формирование у детей ясных
представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации
правильного здорового питания.
Проект был семейный. Дети с
родителями готовили блюдо, делали фотографии и представляли свою работу .
6.Проект по математике( 2 кл)
«Узоры и орнаменты на посуде»
Цель:научиться рисовать
геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг
за другом.
Тип проекта-семейный и
индивидуальный. Дети делали образцы посуды и украшали их орнаментом.
Работы были изготовлены из ткани, пластилина, технология
папье-маше,оригами. Проект был очень увлекательным, каждый рёбёнок показал
свою индивидуалность.
7. По русскому языку работали над
многими проектами, например « Имена прилагательные в загадках», « Семья
слов».
Дети принимали участие
в создании «семьи» слов (однокоренных слов). Создавая свою «семью», дети
самостоятельно выбирали слово, с которым предстояло работать: подбирали к нему
как можно больше однокоренных слов, творчески представляли свой проект.
8. По литературному чтению самым
интересным был индивидуальный проект
« По страницам детских журналов». Ребята
работали по плану. Выступления были содержательные и интересные.
9. По внеклассной работе расскажу о
последнем проекте «Мы помним. Мы гордимся»
Цель проекта:
1. Формирование нравственных
ценностей (толерантность, уважение к защитникам Родины, гордость за свой
народ).
2. Воспитание нравственно -
патриотических чувств .
Комплекс мероприятий:
Чтение художественных книг о войне.
Конкурс рисунков « Дети рисуют войну».
Конкурс сочинений «Что я знаю о
войне»
Изготовление открыток для ветеранов.
Участие в шествии «Бессмертный полк».
Выступление с песней на митинге.
Практика показала, что
проектно-исследовательская деятельность способна научить детей творчески
мыслить, стремиться к саморазвитию и самореализации. Занятия с использованием
проектных технологий помогают развивать познавательную и творческую активность
учащихся, усиливают мотивацию обучения. В.А.Сухомлинский говорил: «В душе
каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они
красиво зазвучат»
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.