Н.Е. Аблякимова,
г. Ульяновск,
Московский педагогический государственный университет
(филиал в г. Ульяновске)
Научный руководитель: О.А. Зотова,
кандидат педагогических наук
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО
В наше время, время преобразований в социальной и духовной
жизни
общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью
проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации
системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой
педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые,
словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий,
оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики.
Л.Н. Толстой
старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса,
определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее
догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь
экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как
науки.
Толстой создал
оригинальную систему дидактических взглядов,
обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания.
Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому
развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике,
Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к
пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне,
чем кто-либо из его современников, последователей и
предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка,
его желаний, интересов и устремлений. [1]
Большое место он
отводит принципу сознательности и активности. Это - процесс активного, сознательного
и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний
и навыков. Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи
обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая
была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем
богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей
успешно обучать детей в школе, тем легче повышение учебной мотивации. Из этого
принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть
сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. [2] Л.Н.
Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении,
наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и
приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени
прочности знаний, умений и навыков. [3]
Особое внимание в
вопросах дидактики Толстой уделял активизации
учебного процесса. Он разработал целую систему различных методов и приемов,
стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих
раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке. Могучим средством
достижения сознательных и прочных знаний
Толстой считал наглядность. Это средство, обеспечивающее ребенку
чувственно-образное восприятие действительности.
Среди методов
обучения, активизирующих учебный процесс, особое место занимает «рассказ-рассказывание».
Л. Н. Толстой строил рассказ по интересному сюжету, образно описывал
переживания и поступки героев, увлекая и заставляя детей сопереживать героям произведений.
[4] Иногда Толстой в процессе обучения создавал “ситуацию затруднения” как
средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Толстой был прав,
когда требовал гибкости применения методов обучения.
Известно, что в
активизации учебной работы большое значение
имеет индивидуальный подход к учащимся. Л.Н. Толстой постоянно изучал
особенности своих питомцев, различал каждую черту индивидуальности ученика. В
развитии творческих способностей учащихся, по мнению
Толстого, большое значение имеют детские сочинения. Творческие работы и
сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых ярких форм связи
обучения с жизнью. В своих педагогических статьях Л.Н. Толстой уделяет большое
внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе.
Толстой уделял
большое внимание раскрытию сущности принципа
свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы. Уже на
раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, что
необходимо изучить главный “критериум” педагогики – свободу. [3]
Сегодня школа,
отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди
общественного развития. Л.Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий,
учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. И
поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.
Литература:
1. Баланюк Г.И. Проблема
прочности знаний в дидактических взглядах Л.Н. Толстого // Толстой как педагог:
Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1969.
2. Бондаревский В.Б. Проблема
интереса в педагогической теории и
практике Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. труд. ТГПИ им. Л.Н. Толстого.-
Тула, 1969.
3. Ежов И. В. Введение в
психологию духовного развития личности
ребенка: Психологические основы духовной педагогики. - Тула: ТО ИРО, 1997.
4. Кудрявая Н. В. Педагогические
искания Л. Н. Толстого // Сов.
Педагогика.- 1987. - № 9.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.