Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

Статья ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

Скачать материал

Н.Е. Аблякимова,

г. Ульяновск,
Московский педагогический государственный университет

(филиал в г. Ульяновске)

Научный руководитель: О.А. Зотова,

кандидат педагогических наук

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

 

В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни
общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью
проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации
системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой
педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые,
словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий,
оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики.

 

Л.Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки.

Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов,
обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и
предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка,
его желаний, интересов и устремлений. [1]

Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче повышение учебной мотивации. Из этого принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. [2] Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. [3]

Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации
учебного процесса. Он разработал целую систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке.  Могучим средством достижения сознательных и прочных знаний
Толстой считал наглядность. Это средство, обеспечивающее ребенку чувственно-образное восприятие действительности.

Среди методов обучения, активизирующих учебный процесс, особое место занимает «рассказ-рассказывание». Л. Н. Толстой строил рассказ по интересному сюжету, образно описывал переживания и поступки героев, увлекая и заставляя детей сопереживать героям произведений. [4] Иногда Толстой в процессе обучения создавал “ситуацию затруднения” как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Толстой был прав, когда требовал гибкости применения методов обучения.

Известно, что в активизации учебной работы большое значение
имеет индивидуальный подход к учащимся. Л.Н. Толстой постоянно изучал
особенности своих питомцев, различал каждую черту индивидуальности ученика. В развитии творческих способностей учащихся, по мнению
Толстого, большое значение имеют детские сочинения. Творческие работы и
сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых ярких форм связи
обучения с жизнью.  В своих педагогических статьях Л.Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе.

Толстой уделял большое внимание раскрытию сущности принципа
свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы. Уже  на раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, что необходимо изучить главный “критериум” педагогики – свободу. [3]

Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Л.Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.

 

Литература:

1.     Баланюк Г.И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л.Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1969.

2.     Бондаревский В.Б. Проблема интереса в педагогической теории и
практике Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. труд. ТГПИ им. Л.Н. Толстого.- Тула, 1969.

3.     Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности
ребенка: Психологические основы духовной педагогики. - Тула: ТО ИРО, 1997.

4.     Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов.
Педагогика.- 1987. - № 9.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 556 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.11.2020 1476
    • DOCX 34.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мельникова Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85500
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе