Павлова Валентина Вячеславовна
учитель начальных классов
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение
«Райгородская средняя школа»
Светлоярского района Волгоградской области
Статья «Организация
проектной деятельности на уроках и во внеурочное время в 1 классе как средство
повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС».
Федеральный
государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к
результатам начального образования. Теперь в начальной школе ребенка должны
научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно,
ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об
универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках
решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвития. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это
одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления. Я работаю по программе «Школа России». В учебниках
математики, литературного чтения, русского языка, окружающего мира с 1 по 4
класс предложена общая рубрика «Наши проекты» с указанием темы проекта,
соответствующих комментариев, советов, плана выполнения проектной работы».
Проектная деятельность
может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не
заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная
программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия
взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От
ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы
добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения
которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс
проблем. При работе по методу проектов необходимо учитывать
психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов
учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием.
Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и
закрепление изученного материала, может быть использована для организации
проектной деятельности. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в
самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность
выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в
режиме урочных и внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Однако, на
традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен
формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и
исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов,
рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и
так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.
Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы
презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Как подготовить детей
к проектно–исследовательской деятельности? Приступая к созданию
проекта, обучающийся должен владеть:
•
необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУ Нами) в
содержательной области проекта;
•
специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной
работы.
В связи с этим метод
проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание
уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской
деятельности, привитию интереса к
познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем
совершенствуются в последующих классах.
В рамках традиционных
учебных занятий и во внеурочной деятельности использую следующие этапы
работы над проектами:
1. Погружение в проект.
(Определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности
педагога и обучающихся.)
2.Планирование деятельности. (Определение
источников информации, форм презентации результатов, сроков выполнения,
распределение обязанностей.)
3.Осуществление деятельности по решению проблемы. (Самостоятельная
работа над проектом, промежуточные обсуждения полученных данных.)
4.Оформление результатов. (Анализ и синтез
данных, формулирование выводов.)
5.Презентация результатов. (Демонстрация
материалов, представление результатов.)
6.Оценка результатов и
процесса проектной деятельности. (Коллективное обсуждение результатов
проекта, самоанализ.)
Прежде
чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями
и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с
методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
-
подумать самостоятельно;
-
посмотреть книги;
-
спросить у взрослых;
-
обратиться к компьютеру;
-
понаблюдать;
-
проконсультироваться со специалистом;
-
провести эксперимент.
Из
предложенных тем дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают
свою, работа выполняется добровольно. Удачные находки во время работы над
проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес
и привлечь к работе над проектом других ребят. За семь месяцев мои
первоклассники защитили следующие проекты: «История моего
города», «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»,
«Моя семья», «Загадки вокруг нас или удивительные истории простых вещей»,
«Жизнь наших четвероногих друзей». В плане «Ассоциативная азбука» и
«Лекарственные растения нашего края». При подготовке и защите проектов ребята
используют ИКТ.
Каждый проект должен
быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за
полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно
предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них
получилось, т. е. показать свою презентацию и услышать похвалу в свой адрес.
Проектная деятельность, которой уделяется
много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования
умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего
постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно
включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её,
представления своих проектов. В результате у детей развиты речевые умения,
сформирована монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или
прочитанное, но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
Родители консультируют своих детей в процессе
поиска информации, оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации
собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности, наблюдают,
контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением
временных рамок этапов деятельности, оказывают помощь в сборе информации,
оформлении материалов. На родительских собраниях мы обсуждаем успехи и
проблемы детей, представляем результаты внеурочной деятельности – творческие
работы учеников. Вывод: проектная деятельность
способствует формированию ключевых компетенций учащихся, подготовке их к
реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из
стен школы в окружающий мир. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить,
углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития
детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно
планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Девизом
этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и
философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога,
размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.