+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаСтатья на тему: " Становление личности младшего школьника посредством развития духовности и нравственности "

Статья на тему: " Становление личности младшего школьника посредством развития духовности и нравственности "

Становление личности младшего школьника посредством развития духовности и нравственности

Учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ ЕСОШ №1,

станицы Егорлыкской,

Ростовской области

Маренко Е.В.

Говоря о развитии человека, необходимо знать культуру возникновения, становления качеств, делающих его субъектом. Совершенно очевидно, что эти качества формируются не сразу, человек рождается ни личностью, ни субъектом. Субъектом он, так или иначе, становится в той или иной степени, той или иной форме. Причем, этот процесс совсем не обязательно носит осознанный характер. Сфера субъектности может быть разной. Где человек творец, там он и субъект. В учебной деятельности человек впервые открывается себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Этот процесс развития, становления человека как субъекта приобретает осознанный и целенаправленный характер, учебная деятельность посредствам введения младшего школьника в мир культуры, в этом смысле — очень существенный момент становления человека и как личности.

Стать личностью культуры — это жизненная задача. Если субъектом человек становится непроизвольно, то личностью можно стать только сознательно, направляя свою жизнь. Как говорят философы, личность должна выделяться. Она должна быть сделана собой, ее нужно сформировать.

Взаимосвязь языка и культуры традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, грамматика и связная речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры. Основные параметры его развития определялись идеологией. Образованию предписывалось формирование личности с заданными свойствами. Освободившись от идеологического диктата, образование обратилось к культуре, как среде, где происходит рождение и становление самобытного образа человека. Однако возвращение образования в культуру осложняется многими обстоятельствами, среди которых нельзя не учитывать общее снижение культурного уровня населения, разрушение культурной среды, утрату культурных смыслов образования.

Синтез языка и искусства в нашем понимании – это видение формирования у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности сквозь призму понятия культуры, то есть понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат помощником ребенку в овладении письменной речью.

Таким образом, взаимосвязь культуры и языка уже в младшем школьном возрасте выполняет важные задачи эстетического воспитания и воспитания в целом. Она углубляет познания действительности, расширяя жизненный опыт детей, выводя его за границы личных наблюдений, обогащает новыми представлениями. Культура учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, приобщает детей к активной художественно-речевой деятельности, развивает художественно-речевые и творческие способности, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных детям произведений детской литературы, явлений действительности.

Эти общие задачи обучения младших школьников письменной речи определяют содержание культуры в языке, репертуар произведений детской литературы и фольклора, уровни художественно-речевого развития и конкретные задачи на данном возрастном этапе.

Этнокультурологическая направленность материала на уроках русского языка при изучении каждой темы помогает формированию этнического самосознания учащихся начальных классов. В качестве содержательных критериев отбора и адаптации текстов следует учитывать информативную и этнокультурологическую ценность текстов, а в качестве лингвометодических критериев отбора – доступность, методическую познавательную ценность. Опыт использования текстов о народной культуре на уроках русского языка в начальной школе показал, что тематика текстов вызывает интерес, содержание доступно и понятно школьникам, а системная и целенаправленная работа способствует формированию этнокультурологической и языковой компетентности младшего школьника.

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
6
Номер материала
9439
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.