Мнемотехника
для развития речи детей дошкольного возраста
“Учите
ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он
будет долго и напрасно мучиться,
но
свяжите двадцать таких слов с картинками,
и
он их усвоит на лету”
К.
Д. Ушинский
Педагогическое
воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо
научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои
мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Мнемотехника
– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний
об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно,
развитие речи.
Содержание
мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей
сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных
смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную
схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы
использования мнемотаблиц:
1.
Рассматривание таблицы и разбор того, что
на ней изображено.
2.
Перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов в образы.
3.
Осуществляется пересказ информации
(сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода
запоминания
4.
Делается графическая зарисовка
мнемотаблицы.
5.
Каждая таблица может быть воспроизведена
ребенком при ее показе ему.
Как
любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать
работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам,
и позже - к мнемотаблицам.
В
процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством
планирования высказывания.
Прием
наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами
связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по
картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Учить
детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный
аспект их развития.
Опорные
схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они
выступают в роли плана – подсказки.
Этапы
работы со схемой-моделью:
1.
учить детей заменять ключевые слова в предложениях
значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только
символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети
умеют читать и писать;
2.
самостоятельно, с помощью знаков-символов,
заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
3.
закреплять изученный материал путем
неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-
модель.
Описательные
рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления
полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с
рассказами и рисунками детей. Дети способны придумать свои собственные
схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования
информации.
Мнемотаблицы
особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование
опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает
занятие в игру
Этапы
работы над стихотворением:
1.
Выразительное чтение стихотворения.
2.
Сообщение, что это стихотворение дети
будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на
мнемотаблицу.
3.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая
детям уяснить основную мысль.
4.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить
их значение в доступной для детей форме.
5.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения.
Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6.
Дети рассказывает стихотворение с опорой
на мнемотаблицу.
7.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Применять
модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника
многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические
игры.
Таким
образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих
результатов:
·
у детей увеличивается круг знаний об
окружающем мире;
·
появляется желание пересказывать тексты,
придумывать интересные истории;
·
появляется интерес к заучиванию стихов и
потешек;
·
словарный запас выходит на более высокий
уровень;
·
дети преодолевают робость, застенчивость,
учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем
раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод
мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является
важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному
обучению.
Список
использованной литературы:
• Барсуковой
Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
• Полянская
Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей
дошкольного возраста. СПб., 2009.
• Стукалина
В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через
моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.