МБОУ
«СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области»
Сохранение
и укрепление здоровья
младших
школьников
в свете реализации ФГОС
(из
опыта работы)
Сообщение
учителя
начальных классов
МБОУ
«СОШ №3 г. Красноармейска
Саратовской
области»
Л.Ф.
Дадоновой.
январь
2017 год.
Забота
о здоровье - это важнейший труд
воспитателя.
В. А. Сухомлинский
Я, учитель начальных классов, каждый день работаю над
тем, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих учеников. Эту работу провожу в
урочное и неурочное время.
1 С первых минут урока, с приветствия, стараюсь
создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
- Доброе утро, ребята!
2 О том, что «хороший смех дарит здоровье»
сказано немало. Поэтому в течение урока использую шутки. Улыбка,
искренний смех ученика на уроке - это обретения радости и здоровья.
3 Далеко не всем учащимся легко дается математика,
поэтому провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа
в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где более «слабый» ученик
чувствует поддержку товарища. На уроках применяю дифференцированный подход.
4 При
планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую от 4-7
смен видов деятельности: опрос, чтение, письмо, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, а их смену осуществляю
через 7-10 минут.
5 Для укрепления здоровья на уроках провожу
здоровьесберегающие минутки: игры, упражнения, физминутки. Например, игра «Ночь,
день»,
Например,
на уроке русского языка при изучении темы «Учимся
обозначать звук
[ы] после звука [ц]» использовала такую физминутку.
6 На уроках использую пальчиковую гимнастику, которая улучшает умственную деятельность,
способствует запоминанию, улучшает процесс письма. Например, упражнение «Засолка
капусты»
Мы
капусту рубим, (Движения прямыми кистями
вниз-вверх.
Мы морковку трем, Движения кулаков к себе и от
себя. Мы
капусту солим, Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.
Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)
После провожу беседу о том, что в капусте много витаминов. -
Кушайте свежую и солёную капусту, она полезна для здоровья.
7 В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, с первых
дней обучения воспитываю правильную рабочую позу обучающихся за школьной
партой. Для этого посвящаю специальный урок в первом классе.
Показываю детям таблицу «Сиди правильно», таблицу демонстрирующая дефект в
осанке, возникающий в результате неправильной посадки. На каждом уроке
контролирую осанку и расстояние от глаз до книги или тетради. У обучающихся 1-4 классов оно должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
Для
выработки правильной осанки использую упражнение – медленно ходить с
книгой на голове, упражнение «Цапля». Эти упражнения использую на уроке и
перемене.
8 Чтобы сохранить зрение детей я соблюдаю требования о продолжительности
непрерывного использования в образовательном процессе технических средств
обучения согласно таблице.
Классы
|
Непрерывная длительность (мин.), не более
|
|
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах
отраженного свечения
|
Просмотр телепередач
|
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах
отраженного свечения
|
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и
клавиатурой
|
Прослушивание аудиозаписи
|
Прослушивание аудиозаписи в наушниках
|
1-2
|
10
|
15
|
15
|
15
|
20
|
10
|
3-4
|
15
|
20
|
20
|
15
|
20
|
15
|
9 Чтобы сохранить хорошее зрение учеников провожу
упражнения для глаз. Но в начале провожу беседу о важности проведения
этих упражнений.
Упражнения для глаз не только служат
профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии,
повышенном внутричерепном давлении.
Иногда, на уроке, я использую музыкальные
физминутки для глаз. Например, Чунга-Чанга. После физминутки говорю детям:
- Если у вас плохое настроение, то надо
съесть банан и настроение улучшится.
10 На переменах
провожу подвижную игру «Паровозик», танцевальные минутки.
11 На протяжении многих лет я провожу для
детей кружок «Здоровье» На занятиях дети узнают правила как сохранить зрение,
узнают, что на ухе есть точка глаз, зубная точка и другие, которые
помогают улучшить здоровье.
На кружке «Здоровье» учимся делать массаж,
разучиваем комплекс упражнений, играем в игры на свежем воздухе.
12 Мои учащиеся участвуют
в исследовательской работе. Я помогаю им выбрать такую тему, работая над
которой получат знания по укреплению здоровья. Например «Школьник и спорт»,
«Какой мёд лучше купить?»
13 На классном
часе рассказываю детям о правильном питании, о пользе занятий спортом и
агитирую их записываться в спортивные секции.
14 В выходные дни организую экскурсию в
парк, в лес.
Я познакомила вас, какую провожу работу по
сохранению и укреплению здоровья младших школьников, но над этим должен
работать союз: союз учителя, врача и родителей.
Желаю
вам здоровых учеников!
Приложение
1
Математика. 2 класс.
1) В каком растении больше всего витамина С?
38
|
17
|
26
|
27
|
19
|
13
|
14
|
28
|
36
|
Лимон
- 58
Шиповник
– 79
Яблоко
- 86
- Выберите
из первой строчки таблицы наибольшее число, из
второй - наименьшее, из третьей - меньшее. Сумма этих трех чисел
поможет выбрать ответ:
38 +
13 + 28 = 79
- Шиповник удивительная ягода. В ней в 10 раз больше витамина С,
чем в лимоне, в 100 раз, чем в яблоках.
ФИЗМИНУТКА
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А
во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго
умывался, («умываемся»)
А в четверг в
футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я
прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго
танцевал.(кружимся на месте)
А в субботу,
воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я
отдыхал.
Приложение
2
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку
присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять
условно уровень здоровья за 100%, то
на 20% он зависит от наследственных факторов,
20% - от действия окружающей среды,
10%
- от деятельности системы здравоохранения,
50%
- зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения
в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза
– психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.
По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня
практически здоровыми .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.