Внимание. Как помочь ребенку стать
внимательным?
Когда ребенок становится учеником, к нему
предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые
обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это
сложный и, порой, трудный процесс.
Школа, в свою очередь, стремится не только
дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель
— научить детей учиться.
Это сделать не так просто, так как в первую
очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения
познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.
Многочисленные наблюдения педагогов,
исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся
учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах
школы, в средней школе ,обычно, переходит в разряд неуспевающих.
Очень часто оказывается, что успехи наших
детей в учебе и других видах деятельности, во многом зависят от того, насколько
у них сформирована способность быть внимательными.
Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику:
«Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их
найти.
Нередко из-за недостатка внимания ребенку
трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно, не слышит и не видит того,
что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее,
т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Внимание — это не раз и навсегда данное
качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены
практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни
старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности,
они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у
учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых,
объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная
система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе
осуществить трудно.
Тем не менее, ученику необходимо помочь
научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще
трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.
Могут отвлечь и домашние животные, громкие
телефонные разговоры , звук телевизора . Задача родителей состоит в том, чтобы
создать все необходимые условия для успешного выполнения домашнего задания. И,
если потребуется, прийти на помощь, поддержать и похвалить маленького ученика.
Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что
надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание — это
способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из
окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников
информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно.
Научиться выделять из нее нужную, совершенно необходимо. Эту функцию
психической деятельности и выполняет внимание.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания
вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как
концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка
может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно
отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по
развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего
ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться
на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей
концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью.
И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и
несобранным.
Объем внимания — это количество одновременно
воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких
объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче
совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение
выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания — это возможность
длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым
вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная
напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания — это одновременное
внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с
ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом
ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и
наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и
беглые замечания учителя).
Переключение внимания — это перемещение
внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи
с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения
внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного
занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить
какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях
(продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые
пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка и
выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания
относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень
серьезную деятельность.
Советы родителям
Развиваем самостоятельность
Внимательный ребенок - это самостоятельный ребенок. Ежедневные дела и
обязанности способствуют формированию собранности. Стремитесь, чтобы в доме
вещи и игрушки не лежали повсюду, а хранились в специально определенных местах.
Благодаря этому малыши начинают ценить порядок.
Создаем благоприятный микроклимат
Если в вашем доме будет преобладать доброжелательная атмосфера, ребенок станет
эффективнее концентрировать свое внимание. Телевизор не должен быть фоном во
время приема пищи, выполнения уроков и игр.
Выдвигаем целесообразные требования
Следите, чтобы темп жизни ребенка не был чересчур напряженным. График повседневных
занятий должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, его самочувствие.
Важно придерживаться распорядка дня, особенно – в положенные часы ложиться
спать. Недостаток сна негативно влияет на состояние ребенка.
Строим отношения
Гиперактивным детям показано спокойное и благожелательное отношение близких
людей. Крайности в воспитательном процессе, например вседозволенность или
чрезмерные запреты, вредны этим детям. Не нужно устанавливать жесткие правила,
любые указания со стороны взрослых должны быть аргументированы. Твердость
следует проявлять в отношении безопасности ребенка и его здоровья.
Гиперактивным детям противопоказаны телесные наказания, но они чувствительны к
любому варианту поощрения. Хвалите их за любой положительный поступок и
послушание, подчеркивайте даже незначительные заслуги.
Оборудуем место для занятий
Для формирования внимания необходимы физические нагрузки, при выполнении
которых высвобождается лишняя энергия. Речь идет о спортивных упражнениях и
закаливании. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, так как в замкнутом
пространстве много ограничений. Прекрасно, если у ребенка появится собственное
увлечение. Занятия любимым делом и отдых должны проходить там, где отсутствуют
зеркала и яркие предметы, которые могут отвлечь малыша.
Примеры игр и игровых упражнений
- «Кто внимательный?» Читают текст. Дети
должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
- «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть
комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по
любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы,
чтобы была определенная буква в их названии.
- «Повтори быстро». Ребенок может повторять за
вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет
быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
- «Построй в темноте». На столе кубики и
спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного
размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной
рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный
момент).
- «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа
(содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое
движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
- Бросать мяч, называя существительные.
Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое
существительное и т.д.
- Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря
называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
- Игра в перепутанные действия. Если я подниму
руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д.
Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в
различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые
лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на
картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение
различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
- Учитель или родитель предлагает решить устно
несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26.
Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к
полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из
этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость
внимания).
- Предлагается удержать восприятие рисунка
(усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль —
ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить
черточку на бумаге (объем внимания).
- Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и
потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры
изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение
внимания).
- Одновременно решать несложные математические
примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за
пословицы были названы.
- Писать числа от 1 до 20, а называть их при
этом в обратном порядке.
- По таблице с буквами и цифрами — сначала
назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву
— цифру (переключение).
- На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо
указать и назвать их по порядку как можно быстрее.
Помогайте вашим детям стать внимательными.
Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры,
способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми. Это дает возможность
лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить
его к себе.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря
которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.
Учите детей быть наблюдательными — умеющими
замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома,
сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это
будет способствовать обогащению и развитию личности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.