Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и
во внеурочное время
Проблема
сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень
актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей
потребностью человека.
Здоровье
– бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300
определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно
отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной организации
здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное
благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от
деятельности системы здравоохранения, на 15 % – от наследственных факторов, на
25 % от экологии, на 50 % – от самого человека.
Таким
образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По
современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из
составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию
(недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века,
который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5– 6
часов проводят за партой, затем занимаются дома. По результатам исследований
российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4”
и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. Родители, в
последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального
благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь
загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире
появляется компьютер, за которым ребёнок проводит более двух – трёх часов в
сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В
последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают
вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень
низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Мы
живём в век информатизации. И обучая детей сегодня, мы стараемся идти в ногу со
временем, используя в своей работе информационные технологии, т.к. эти методы
обучения более близки нынешнему поколению. Но, вкладывая в учащихся как можно
больше знаний, мы не должны забывать, что здоровье – это самое главное в жизни
каждого человека, и только здоровый человек сможет в полной мере стать творцом
своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, быть
созидателем в окружающем его мире.
Однако,
сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше
внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными,
отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый,
систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством
грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как
никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и
укрепления здоровья с раннего возраста.
Очевидно,
что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
Ведь
только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в
жизни.
Для
решения этой задачи ставлю следующие цели:
·
формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и
физической культуре;
·
формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил
личной безопасности;
систематически
вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа
жизни;
Программа
по формированию ЗОЖ для начальной школы ставит перед педагогами следующие
задач:
- Научить детей определять свое состояние и ощущения.
- Сформировать у школьников активную жизненную позицию.
- Сформировать у учащихся представления о своем теле и организме.
- Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье.
- Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии
человека.
- Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и
различных видов деятельности.
- Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах.
- Формировать у учащихся представления о том, что полезно и что вредно для
организма.
Создавая благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у
школьников, необходимо учитывать психолого-педагогические технологии
формирования здорового образа жизни.
- Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных
заданий и задач. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих
программ, которые вызывают неизменимый интерес у школьников, одновременно
снимая у них элементы стресса и напряжения.
- Создание благоприятного психологического климата на уроке
С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления
учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих
возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому
высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку
зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной
мыслительной деятельности, уместный юмор.
- Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых
гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности,
но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа
жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека
является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет
ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов
жить, не болея.
Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное
питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия,
полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных
социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении
значительной части школьников является фактором риска возникновения
заболеваний.
Родители учеников - хорошие помощники при подготовке и
проведении практических занятий по здоровому образу жизни.В классе оформляется
уголок , где помещаются материалы , памятки, советы .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.