Формирование устной речи
у детей с нарушением слуха
на индивидуальных и фронтальных занятиях
с использованием аудивизуального верботонального метода.
"Нужно так организовать жизнь неслышащего ребенка, чтобы у
него была потребность вступать в диалог с людьми, чтобы речь ему была нужна.
Если найден секрет создать потребность, то есть поставить цель, - будет и сама
речь”.
Л. С. Выготский
Введение
Начальным звеном, играющим большую роль в развитии ребенка, является начальное
образование. В
макете учебно-методического комплекса «Российское образование – 2020: модель
начального образования» указывается, что основными задачами начальной школы
является обеспечение высокой готовности ребенка к дальнейшему школьному
обучению и его ранняя позитивная социализация. Исходя из этого, ведущей линией
развития ребенка в начальной школе считается разработка и реализация программы раннего
развития детей, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии детей и обеспечение их познавательно–речевого развития, в
частности формирование диалогической речи. Именно диалогическая речь является
главной целью обучения детей с нарушением слуха, средством повышения уровня их
коммуникабельности, развития как личности, а в конечном итоге и способом
достижения наилучшей социальной адаптации, так как без развитой диалогической
речи невозможно полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
Для
детей с нарушенным слухом овладение речью - сложнейшая задача, у них наблюдается
расстройство всех основных функций речи. Многочисленными теоретическими и
практическими исследованиями сурдопедагогов и сурдопсихологов (В.Флери,
Г.Гурцева, И.Я. Селезнева, И.А. Бурменского, И.М. Лаговского, Ф.А.Рау, P.M.
Боскис, Б.Д. Корсунской, Н.Г.Морозовой, Ж.И. Шиф,Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская)
доказано, что благодаря сохранности мозга и полноценному развитию наглядного
мышления у глухих детей своевременно формируются предпосылки к овладению речью,
поэтому чем раньше начинается работа над развитием их речи, тем значительнее её
результаты. Раннее начало коррекционной работы с плохослышащим ребенком
является условием нормализации его психического развития, уменьшения
отрицательного влияния снижения слуха на речь и общение
В
связи с этим, я пришла к выводу, что проведение более ранней работы по развитию
диалогической речи дает им возможность легче и быстрее развивать свою
самостоятельную речь.
Поэтому
передо мной встала проблема поиска новых приемов, средств и видов работ по
раннему развитию речевых навыков, в частности навыков диалогической речи.
Изучив
специальную литературу, в которой предлагаются разные варианты решения проблемы
развития диалогической речи, я остановила свой выбор на аудиовизуальном глобально-структурном
методе (АВМ), разработанном академиком Питером Губерина (г.Загреб,
Хорватия) и являющимся результатом научных исследований в области фонетики,
лингвистики и речевой коммуникации.
АВК
дает возможность быстрее и легче развивать самостоятельную речь у детей с
нарушениями слуха, так как он построен в форме диалога, являющегося основной языковой формой
речевой ситуации.
Работа по
развитию диалогической речи с использованием адаптированного АВМ, специальных
приемов и подобранных технологий обучения проходила в II этапа, так как поэтапность обучения
разговорной речи дошкольников – важный дидактический инструмент в организации
процесса специального обучения.
I. Этап - подготовительный этап.
II. Этап -
развитие у детей устных навыков речи, формирование её произносительной стороны
в игровых ситуациях с применением адаптированного АВМ.
I этап-подготовительный.
Задачи
подготовительного этапа:
-
Стимулировать ребенка к восприятию своего голоса и открытие своих новых
способностей, вызывание природного голоса без напряжения, усиления, нормального
по силе, высоте, тембру и его закрепление.
-
Развивать у ребенка эмоционально – окрашенный голос, поощрять его к
голосованию.
-
Стимулировать детей к играм, которые имеют ритм, к ритмичным движениям и голосованию.
-
Побуждать детей к приближенному произнесению слов и коротких фраз, сопряженно и
отраженно.
-
Подражать предметным и речевым действиям взрослых. Создание условий для
проявления речевой активности.
-
Развивать потребность детей в словесном общении, формировать желание
пользоваться устной речью.
Направления
в работе:
1.
Развитие акустических сенсорных возможностей детей с нарушениями слуха с
помощью вибрационной доски.
2.
Развитие речевого ритма, интонации, выражения различных эмоциональных
состояний.
3.
Развитие умения выражать свои эмоции и правильного понимания эмоционального
состояния.
4.
Использование для развития диалогической речи драматизации различных ситуаций и
выражений, которые имеют аффективно - интонационную форму.
Противоречия,
возникшие на I этапе:
-
трудности понимания морфологических структур речи;
-
трудности составления новых речевых единиц;
-
непонимание некоторых вопросов и поручений;
- неумение
повторить за педагогом понятные им предложения;
-
трудности самостоятельного составления предложений по картинке;
-
затруднения в использовании речевого выражения при драматизации, ответе на
вопрос, просьбу, выражении мысли и желания, постановке вопроса;
Указанные
выше противоречия в восприятии и воспроизведении, произношении и понимании
стали основой для дальнейшей работы по развитию разговорной речи нелышащих
младших школьников.
II Этап - развитие у
детей устных навыков речи, формирование её произносительной стороны в игровых
ситуациях с применением АВМ.
Задачи
II этапа:
- Учить
детей употреблять речевые выражения из материалов курса АВК в самостоятельной
речи, правильно строить предложения.
- Учить
понимать морфологические структуры речи, вопросы и поручения,
самостоятельно
составлять новые речевые единицы и предложения по картинкам.
-
Обогащать словарный запас детей, уточнять и расширять значения слов и
высказываний, активизировать их в различных ситуациях общения.
-
Использовать устную речь для выражения различных коммуникативных намерений
(вопросы, сообщения, побуждения, отрицания) при проведении дидактических игр,
речевых упражнений, в конкретных речевых ситуациях.
Направления
в работе:
1.
Формирование разных видов речевой деятельности (отраженное проговаривание,
слухо-зрительное восприятие произносимых педагогом слов, аналитическое чтение
табличек).
2.
Постоянное обогащение диалогической речи младших школьников
разговорно-обиходной лексикой.
3.
Использование разнообразных речевых выражений в диалоге в разных условиях
общения (при драматизации, при ответе на вопрос, просьбу, выражение мысли и
желания, постановке вопроса, описании).
Условия
Для
реализации целей и поставленных задач мною была разработана поэтапная система
работы по развитию диалогической речи неслышащих младших школьников с использованием
адаптированного аудиовизуального метода и глобально-структурного подхода,
специальных приемов практических и дидактических видов деятельности с I года
обучения.
Аудиовизуальный глобально-структурный метод (АВМ) — интегральная часть верботонального метода.
Авторами этого метода являются академик П.Губерина (г. Загреб, Хорватия) и
профессор П. Ривенс (г. Париж, Франция). В основу метода легли теоретические
положения лингвистики и речи, понимания языка и коммуникации. Речь
воспринимается с помощью слуха, зрения и движения. Целью всего АВМ является
транспозиция (перенос) аудиовизуального материала в самостоятельную речь.
Аудиовизуально, другими словами – звук и картинка. Когда значение показано
картинкой и соответствующим звуковым сигналом, получается основная функция
языка, т.е. выражение значения с помощью языка.
Для
подкрепления АВМ и глобально воспринимаемых ребенком речевых единиц я ввела
дополнительное вспомогательное средство – печатные таблички, которые
применяются в ситуациях общения, как педагогом, так и детьми. Восприятие устной
речи осуществляется детьми на слухозрительной основе с использование АВМ и с
опорой на печатные таблички. Поскольку недостатки слуховой функции
компенсируются в определенной степени другими сенсорными системами и, в первую
очередь, сохранными анализаторами, такое добавочное средство, как
зафиксированное в письменном виде слово, выполняет вспомогательную роль. Кроме
того, через приобщение к письменной форме речи у детей расширяется база для
развития речевого мышления. Таким образом, табличка используется в двух планах:
в восприятии (импрессивная речь) и предъявляется как проговоренное слово
(экспрессивная речь).
В
дальнейшей работе табличка убирается, т.е. звуковой сигнал уже принят с её
помощью, он будет понятен и без таблички. Формируется слово. Картинка и
табличка дают возможность понимания объективных символов в языке, связывают
выражения с реальной ситуацией, помогают звуковому запоминанию, более легкому и
быстрому усвоению грамматических структур. Это дает возможность развивать
самостоятельную речь. АВК не учит грамматике отдельно, он учит речи, а
грамматика «спрятана» в тексте в грамматических структурах.
Все эти
моменты, влияющие на структуру диалогической речи, заставляют по иному подойти
к методике преподавания и в условиях специального обучения искать особые пути и
приемы формирования диалогов. Диалогическая форма речи, которая используется при
аудиовизуальном методе, естественна, это ежедневная форма коммуникации. Главными особенностями диалога выступают: быстрое чередование реплик, композиционная
простота, употребление различных речевых штампов, обращений, междометий,
восклицаний для придания речи эмоциональности и экспрессивной окраски; наличие
соответствующей интонации, мимики, жестов. Владение диалогической речью для
неслышащих детей подразумевает наличие импрессивной и экспрессивной речи,
умение вести диалог с опорой на текст и пользоваться диалогом в самостоятельной
речи в зависимости от жизненной ситуации, использование фраз АВК в
драматизациях и в свободное время, понимание обращенной речи.
Специальные приемы:
Реализация аудиовизуального метода, направленного на развитие диалогической
речи неслышащих младших школьников, проводилась с использованием следующих
специальных приемов:
· Применение
жизненных речевых ситуаций, отраженных в иллюстративном материале аудиовизуального
курса: «В магазине», «У врача», «Завтрак», «Разговор по телефону», «Знакомство»,
«Приветствие», «Обращение с просьбой», «Извинение»
Этот прием
позволяет включить все мотивы, цели, обстановку, стимулы, характеризующие
естественные жизненные ситуации, и максимально побуждает ребенка к речи.
· Участие
педагога на правах персонажа.
Включение педагога на правах персонажа дает возможность руководить ситуацией во
время игры, побуждать переносить изученный на уроках материал с использованием
АВК в самостоятельную речь, стимулировать детей действовать по правилам игры,
выражать свои мысли.
· «Маленький
учитель».
Ребенок берет на себя роль воспитателя, учителя, родителей, врачей или
основного действующего лица — « Неумейки», которого надо «учить», «советовать»
ему. Это помогает ребенку строить самостоятельно диалог, соответственно выбранной
роли.
· Игры-инсценировки,
драматизация «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы», «Доктор
Айболит», по сюжетам сказок «Три медведя», «Репка», «Теремок», « Красная
Шапочка», по диалогам аудиовизуального курса
Драматизация — деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят
прочитанное или услышанное в лицах, используя интонационно окрашенное слово,
мимику, жест, позу, движение, действие. Этот прием переводит чувства и переживания
ребенка в действия, слова в поступки, помогает закреплению понимания содержания
и использованию речи как средства коммуникации.
В
основу игры «Доктор Айболит» положен принцип кукольного театра, так как диалог
в ходе игры идет как бы от лица кукол и зверушек. Каждый ребенок, от имени
зверушки, обращается к доктору с жалобами. Ведущий — доктор Айболит — лечит
зверушек, назначает лекарство.
Технологии:
Для
проведения работы по развитию диалогической речи неслышащих младших школьников
с использованием аудиовизуального метода и специальных приемов на высоком
уровне и обеспечения динамики результативности необходимо было подобрать
эффективные технологии обучения детей.
Самой продуктивной технологией, направленной на развитие диалогической речи, я
считаю информационно-коммуникативные технологии, которые являются обогащающим и
преобразующим фактором развивающей предметной среды.
Подобранные мною специальные компьютерные программы «Мир за твоим окном»
(И.О.Кукушкина, Е.А. Гончарова), «Логомир» и
адаптированные тематические презентации нацелены на овладение
коммуникативными навыками с учетом психосоматических
возможностей неслышащих дошкольников. Они дают возможность задействовать
сохранные каналы восприятия детей с нарушениями слуха.
В
тематические презентации наряду с картинкой я включила дополнительный компонент
– табличку с фразой, что позволило усилить влияние АВМ на развитие
диалогической речи, построить учебно-воспитательный процесс на основе
психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти,
мыследеятельности и создать процесс обучения и развития с позиций его
целостности. Подача материала в виде презентации сокращает время обучения,
высвобождает ресурсы здоровья детей.
С
помощью ИКТ я самостоятельно разработала слайдовую презентацию: «Ира
занимается», презентации диалогов: «У врача», «Завтрак», «Коза», «Ваня и Таня»,
«Что ты рисуешь?», «У тебя есть собака?», «Сказка о глупом мышонке», которые
направлены на более раннее овладение навыками диалогической речи. Дополнение
презентаций табличками с фразами из диалогов, позволило представить обучающий и
развивающий материал как систему ярких опорных образов, которые наполнены
исчерпывающей аудиовизуальной глобальной структурированной информацией.
Также
эффективным средством развития диалогической речи я считаю использование
разработанных мною на материале диалогов АВК игровых презентаций: «Какого
фрагмента не хватает», «Сложи картинку», «Найди ответ», в которых сочетаются
игровые технологии и ИКТ. Входе игровой деятельности дошкольника, обогащенной
данными презентациями, повышается речевая активность и непроизвольное внимание
детей, развивается их мыслительная деятельность.
Таким
образом, более раннее развитие диалогической речи с применением адаптированного
АВМ, дополненного наиболее эффективными средствами коррекции (новым
компонентом, специальными приемами и средствами ИКТ) дает им возможность легче
и быстрее развивать самостоятельную разговорную речь неслышащих младших
школьников.
Ресурсы:
Неоценимую
помощь в развитии диалогической речи оказывает компьютер, который по сравнению
с традиционными формами обучения младших школьников обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в
игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный
младшим школьникам;
- движения, звук, мультипликация надолго
привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их
правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной
активности детей.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста,
графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью
обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства
деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и
игрушек. Все это предъявляет качественно новые
требования к школьному воспитанию - первому звену непрерывного образования,
одна из главных задач которого, заложить потенциал обогащенного развития личности
ребенка.
Данная
система работы позволяет развивать у детей с проблемами слуха диалогическую
речь. А это, в свою очередь, поможет детям адаптироваться в обществе слышащих,
полноценно сосуществовать с ними, не испытывая при этом сложностей в общении,
ведь овладение словесной, в том числе диалогической речью – необходимое условие
социализации неслышащего ребенка.
Создавая все условия для становления и развития диалогической речи, используя
социальный опыт ребенка, наблюдения, обобщения, сравнения и развивая, таким
образом, все аспекты мышления, памяти, внимания, мы помогаем неслышащему
дошкольнику приблизиться к слышащей среде. Правильный подбор речевого
материала, постепенный, естественный характер его введения позволят неслышащему
дошкольнику вести диалог со слышащими людьми.
Заключение
Изучив
специальную литературу, обобщив и систематизировав свой опыт, определив
основные направления работы по развитию диалогической речи детей младшего
возраста с нарушением слуха, я пришла к выводу:
- Работа
по раннему развитию диалогической речи неслышащих младших школьников построена
таким образом, чтобы помочь детям с нарушением слуха глубже понять и осмыслить
диалог, пропустить его через свое «Я», развивать их речь и мышление.
- Занятие
необходимо строить так, чтобы у ребенка появилась потребность излагать свои
мысли, а это будет происходить в том случае, если будут затронуты его чувства.
Чтобы был успех у младших школьников необходимо возбудить интерес и правильно
организовать занятие, идти от простого к сложному.
- Только
повсеместное использование речевых средств, в соответствии с задачей
коммуникации, может обеспечить необходимый для дальнейшего обучения уровень
речевого развития детей с нарушением слуха. Обогащая словарь, развивая речь, мы
воспитываем и развиваем саму потребность в речевом общении. Только в условиях
речевого общения и в процессе самой речевой деятельности растет и крепнет
потребность в речи и осознается самим ребенком, ее необходимость в жизни, и в
его собственной практике. А эта же потребность, включает детей с нарушением слуха
в среду говорящих.
Полученные в ходе работы по раннему развитию диалогической речи результаты
доказали целесообразность и эффективность включения в программу по развитию
речи адаптированного АВМ, так как на его усвоении основывается формирование у неслышащих
младших школьников умения строить новые предложения, распределять лексические
единицы в нужных грамматических формах. Разнообразие тем аудиовизуального курса
дает большой простор для детской фантазии, способствуя расширению активного
словаря детей.
Литература:
1. Астафьева В.М. Использование АВК, как технологии
верботонального метода, в развитии детей с нарушениями слуха. //Социальная
защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с
отклонениями в развитии (По материалам Московских городских медицинских
чтений). В. 6 – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2001.
2. Верботональный метод реабилитации детей
с нарушениями слуха и речи: кто и как использует его в России? // Вестник
образования. - №18, 2008.
3.
Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12
классы: пособие для учителя - Москва, Просвещение,1991.
4.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями
слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.
- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5.
Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учеб. пособие
для студ. учреждений выс. проф. образования / Е.П.Кузьмичева, Е.З. Яхнина; под
ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
6.
Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе
верботонального метода: пособие для педагога – дефектолога / Л.И.Руленкова. –
М.: Парадигма, 2010.- 191 с.
7.
Реабилитация — фактор повышения качества жизни детей с ограниченными
возможностями здоровья. Сб. статей. Сост. З.С. Максимова. / Нерюнгри, 2009.
8.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и
др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой Е.Г. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
9.
Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с детьми, имеющими нарушение слуха:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.:
Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.