«Формирование основ экологической
безопасности через проектную деятельность учащихся начальной школы»
Образовательные
задачи:
- учить
применять знания о природе в новой ситуации;
- обобщить
знания, полученные на уроках окружающего мира;
- закрепить
вычислительные умения и навыки.
Развивающие задачи:
- развивать
мышление, диалоговую речь учащихся, обогащать словарный запас;
- развивать
познавательную активность детей;
- развивать
умение детей
работать в группах.
Воспитательные задачи:
- воспитывать
экологическую культуру школьников, любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать
уважение и товарищеское отношение друг к другу.
Оборудование:
- таблицы
о защите природы;
- иллюстрации
о природе;
- карточки
с заданиями;
- «письмо
Совы»;
- жетоны с
изображением листьев;
- плакат
«Дерево настроения»;
- фотографии
птиц (сойка, кукушка).
План занятия.
Этап занятия.
|
Деятельность
учителя.
|
Деятельность учащихся.
|
1.Организационный момент.
|
Организует разновозрастные
группы. Объясняет правила работы с «Деревом настроения».
|
Рассаживаются
по группам.
Прикрепляют
выбранные листья к «Дереву настроения».
|
2.Актуализация знаний учащихся.
|
Читает и иллюстрирует
стихотворение
|
Рассматривают
иллюстрации, читают про себя вопросы
|
.Сообщение темы и цели занятия.
|
Сообщает тему и девиз занятия.
|
Читают
девиз занятия
|
4.Знакомство с новыми понятиями
|
Вводит новое понятие «Экология»
|
Узнают
новое понятие, его словообразование.
|
Выступает ученик с
подготовленным сообщением о термине «экология»
|
5.Экологический
рассказ
|
Читает
рассказ, проводит фронтальную беседу с демонстрацией таблиц.
|
Участвуют
в беседе, находят ошибки в содержании рассказа, обобщают.
|
Читают
подготовленные стихи
|
6.Работа
в разновозрастных группах. «Письмо и леса».
|
Организует
работу в группах, объясняет учащимся задание.
|
Под
руководством учителя английского языка работают в группах – переводят текст
письма с английского на русский язык.
|
7.Экологические
цепочки
|
Проводит
беседу по таблице «С кем дружит дуб».
|
Устанавливают
экологические связи между растениями и животными.
|
8.
Физкультминутка.
|
Проводит
физкультминутку.
|
Выполняют
упражнения под руководством учителя.
|
9.Экологические задачи.
|
Организует устный счет,
коллективную работу, работу в группах и проверку.
|
Считают
устно, коллективно решают задачи.
Работают
в группах: решают задачи и примеры.
|
10.Экологическая
викторина.
|
Читает
текст викторины.
|
Называют
названия растений и животных, находят их на иллюстрациях
|
11.Тест
«Природа в опасности».
|
Организует
работу и проверку в группах.
|
Работают
в группах, отвечая на вопросы теста. Проверяют работу по выделенному слову.
|
12.Творческая
работа.
|
Объясняет
задание для учащихся. Проводит конкурс.
|
Рисуют
плакаты о защите природы.
|
13.Итог
занятия. Рефлексия.
|
Проводит
обобщение и рефлексию (Дерево настроения).
|
Отвечают
на вопросы учителя. Прикрепляют выбранные листья на «Дерево настроения».
|
|
Учащийся читает стихотворение
|
Ход занятия.
I.
Организационный
момент.
Объединение детей в разновозрастные группы.
Работа с «Деревом настроения»:
дети прикрепляют листики на дерево, изображенное на
листе ватмана в зависимости от настроения, с каким они пришли на занятие.
Красный лист – плохое настроение.
Желтый лист – так себе.
Зеленый лист – хорошее.
II.
Актуализация
знаний.
Чтение и иллюстрирование стихотворения.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего?» на зеленом листке,
«Куда?» полетело верхом на жуке,
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на
пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый
день.
Пойдемте-ка, в лес по тропинке
гулять,
И будем все вместе ответы искать!
III.
Сообщение
темы и целей занятия.
- Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы должны с
вами многое узнать. Поэтому наше занятие сегодня будет проходить под девизом:
Знанье – великая сила, знаньями
умей дорожить.
Знай, что без знаний хороших,
трудно на свете прожить!
-Согласитесь со мной, что без знаний мы не сможем жить
в нашем мире. Сегодня мы с вами будем применять все полученные знания на уроках
математики, окружающего мира и даже английского языка в новой ситуации.
- Тема нашего занятия «Экологическая безопасность». Вы
узнаете, как мы связаны с окружающей средой, а еще мы будем решать задачи,
которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.
У нас создано три группы – три команды. За каждый
правильный ответ вы будете получать жетон с изображением листьев, что будет
обозначать один балл. Ответы будут учитываться как групповые, так и
индивидуальные. В конце нашего занятия мы подсчитаем количество набранных вами
жетонов в каждой группе и выявим группу-победителя.
IV.
Знакомство
с новыми понятиями.
- Поднимите руку, кто когда-либо слышал слово
«экология».
- А кто может объяснить, что оно обозначает?
Экология – это наука, изучающая
жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей
среде.
Сообщение ученика 3 класса.
Слово экология образовано от двух слов:
«экос» по-гречески значит «дом»,
«логос» - «учение, наука».
(Прил. № 1).
Экология – это наука о нашем
общем доме.
Этот термин был предложен в 1866
году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество всерьёз
приступило к изучению этой проблемы.
Экология изучает, как растения и
животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их
среду.
V.
Экологический
рассказ.
-Мы выяснили, что такое экология, а сейчас послушайте
небольшой рассказ.
Воскресенье в лесу.
Целую неделю только и
было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент
заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли
компас и даже магнитолу.
С весёлой громкой
музыкой мы вошли в лес и громко кричали, что мы приехали! Дни стояли жаркие,
сухие. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По пути попадались грибы.
Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и
вырывал с корнем. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками и топтали
ногами.
Быстро наломали веток,
разложили костер. Заварили чай, поели и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы
выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Горящие угли, оставленного
костра, подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли
гнездо какой-то птицы. Подержали в руках тёплые яички и положили их обратно. На
лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, мы взяли
его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час
пришёл поезд и мы поехали домой. Весело прошел день!
- Правильно ли вели себя дети в лесу?
- Перечислите ошибки, которые они допустили.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.