Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса младших школьников с нарушением слуха в соответствии с требованиями ФГОС».

Статья «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса младших школьников с нарушением слуха в соответствии с требованиями ФГОС».

Скачать материал

 

«Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса младших школьников с нарушением слуха          в соответствии с требованиями ФГОС

 

«Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого нарушение речевого общения создают своеобразие в психическом развитии ребенка, страдающего слуховым дефектом. Ребенок без речи (при глухоте с раннего возраста) или с недоразвитой речью может не понимать обращенную к нему речь, объяснения учителя, окружающую его речь, он может не понимать прочитанного текста. И мало этого, он подчас оказывается лишенным возможности выразить даже самую элементарную мысль. Непонимание речи делает невозможным понимание текста самой элементарной арифметической задачи, самого несложного текста учебника.

Как известно, усвоение любого учебного предмета связано с необходимостью словесного оформления его содержания. И, таким образом, не только дефект слуха, но и возникшие в результате этого дефекта отсутствие или недостаточность речи служат препятствием к обучению таких детей».  (Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988. )

Всестороннее развитие школьника и подготовка его к жизни – одна из основных задач школы для детей с нарушениями слуха.

  Для более эффективного обучения детей с нарушениями слуха  применяются специальные средства и методы обучения. Они способствуют грамотному, полному  усвоению речевого и программного материала.

К общепедагогическим методам обучения глухих и слабослышащих детей можно отнести:

 

а) увеличение сроков обучения

Учебные программы для общеобразовательных школ требуют корректировки, так как уровень речевого, слухового и  интеллектуального развития глухих и слабослышащих детей недостаточен и ограничен. Многие учащиеся I, II вида имеют сложные речевые дефекты и  ограниченность словаря, поэтому им очень трудно оформить мысли и высказать их.

В связи с этими проблемами в учебном плане коррекционных школ I , II вида предусмотрено большее количество учебных часов для восприятия, понимания и закрепления учебного материала.

 

б) весь речевой материал дается детям на слухо-зрительной основе,  на уроках применяется дактильная, а  для учащихся с  4 степенью тугоухости и жестовая форма речи;

 

в) обязательное использование в учебном процессе звукоусиливающей слуховой аппаратуры  индивидуального или коллективного пользования.

 

 

 

 

 

Специальные средства обучения в коррекционных

общеобразовательных школах I, II вида

 

 

Средство обучения

 

Содержание

Фонетическая зарядка

работа с дежурным звуком; развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения на речевом материале

Работа с экраном.

Слуховое восприятие речевого материала, исключая зрительный анализатор

Чтение с губ.

Зрительное восприятие образов звуков различных артикуляций, различение звуков имеющих сходство и различие.

Дактиль.

Объединение образов звуков и букв для визуального запоминания образа слова.

Работа со словарём.

Формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила произношения. Расширение словарного запаса.

 

   Особенности использования приемов педагогической техники в коррекционной школе. 

1.Приемы, используемые на уроках в коррекционной школе, должны решать и учебную, и коррекционную задачу.

 

2.Умственная активность является основой осуществления коррекционного влияния на развитие школьников. Она формируется с помощью логических приемов, которые направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся. Общими признаками для них являются постановка проблемы или познавательной задачи, выделение главного, определение основных понятий. При этом особое значение в усвоении знаний занимают приемы сравнения, сопоставления, определения, классификации, установления причинно-следственных связей, обобщения, выводов.


3.Подача учебного материала осуществляется небольшими, логическими законченными дозами.


4.Вариативное повторение. Это необходимо, так как для учащихся характерны трудности в восприятии и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное).  Повторение дает возможность развития  речи, логического мышления, переноса действий по аналогии.


5.Оречевление любой деятельности – словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так.


6. Не предлагать для выполнения сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки.

7. Перед каждым видом деятельности ставить цель. По окончании деятельности - осуществлять закрепление.

8. В конце каждого урока осуществлять закрепление всего материала, пройденного на уроке.

9. Необходимо комбинировать приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса младших школьников с нарушением слуха в соответствии с требованиями ФГОС»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.09.2020 95
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горлова Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горлова Наталья Михайловна
    Горлова Наталья Михайловна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89642
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 101 человек

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек