Конспект урока литературы
Дата:
Учитель:Танабергенова А.С.
Класс:5
Тема:А.С.Пушкин.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Урок – исследование
Цели урока.
1.
Содержательная.
Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
2.
Деятельностная.
Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки
монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения
сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные
ориентации на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного
произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею,
проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению,
познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу;
планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в
изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические
средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические
высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с
учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный
проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
Ход урока.
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно
находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом,
воображением, но и чутким сердцем.
Слайд 1.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать,
находить, доказывать, запоминать.»
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики
любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает притчу.
- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не
знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу,
встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд
был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов,
решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он
кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу
человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его
душе больше.
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и
злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель
нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа
сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать
текст.
Слайд 2
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь
добро одно бессмертно.
Зло
подолгу не живет.
Шота Руставели.
- Как вы думаете, так ли это?
- Отвечают.
- Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю
проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного
действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро
всегда побеждает Зло».
Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте
и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
- Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари
и дадим определение этим понятиям.
Слайд 3
4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта
выхода из затруднения.
- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые
яркие, самые запоминающиеся?
- Царевны и
царицы.
Слайд 4.
- Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.
(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики
рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств
героев.
- Мы встретились в сказке не только с положительными,
но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу –
мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица –
мать и царица – мачеха.
Слайд 5.
- А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением
царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете,
почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет
нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий
злые силы).
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление =
антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
- Как разворачиваются события дальше?
- Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица
умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает
дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених –
Елисей.
5-ый этап. Первичное закрепление
Работа над образом царевны. Слайд
6 .
Работа в группах по заданному плану.
План.
1.
Представление
сказочного персонажа.
2.
Описание
внешности.
3.
Черты
характера.
4.
Отношение
к окружающим.
5.
Отношение
окружающих к героине
6.
Кому
героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся
готовятся и выступают.
Работа над образом царицы-мачехи.
Ученик подготовил мини – проект по образу царицы –
мачехи. Выступает только с выводами.
Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.
Слайд 7.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну
молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало
сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.
Учащиеся делают
выводы. Слайд 8
Снятие утомления с глаз. Слайд
9
6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.
1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и
ответить на них.
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы
избавиться от царевны?
Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне
наливное отравленное яблочко.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В
сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из
открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
- Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне
и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока. Слайд
10
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют
себе оценки, учитель контролирует.
Покажите мне смайлик, соответствующий вашему
настроению в конце урока.
На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся,
дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают
их.
Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и
Царевне.
2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.