+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаСообщение на тему: Развитие активной речи с помощью метода глобального чтения

Сообщение на тему: Развитие активной речи с помощью метода глобального чтения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 18»

Тема выступления:

«Развитие активной речи с помощью метода глобального чтения

у УО (ИН) – 2 вариант»

Подготовила:

учитель начальных классов - Р. Э. Туркова

Май, 2019 год

Развитие активной речи с помощью метода глобального чтения

у УО (ИН) – 2 вариант

Метод глобального чтения требует зрительного запоминания большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы (считается что мало продуктивен для обучения на русском языке. (больше подходит для изучения англ языка)

Цель глобального чтения

Зачем оно нужно?

Методика глобального чтения позволяет развивать у детей с тяжелой у.о. и с расстройствами аутистического спектра понимание речи, а иногда и вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться, передавать, в первую очередь, свои желания. (Валера хочет пить)

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Методики глобального чтения Глена Домана (нейрофизиолог)

Обучая чтению у. о. детей Глен Доман попробовал просто показывать детям картинки со словами, написанные очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 сек., но таких уроков в день было несколько десятков и дети научились читать.

Сейчас этот метод используется как для обучения особых детей, так и для обучения здоровых детей. 

Методика построена на определённом воздействии на отдельные участки детского мозга.

Карточки Домана:

Белый картон 10*50 см

Буквы -7,5 см

Толщина шрифта не менее 1,5 см

Первые слова на карточках пишутся красным крупным печатным шрифтом.

В дальнейшем обучении буквы уменьшаются, и цвет меняется на черный,

На обратной стороне карточки рекомендуется повторить слово мелким шрифтом «для себя».

Процесс обучения

Демонстрация карточек проходит на расстоянии 35 см. от лица.

Показ длится 1-2 сек., в течение которых четко произносится написанное слово.

Начинать надо с хорошо знакомых ребёнку слов (мама, папа, баба, и т. д.)

Показывается не более 5 карточек за 1 раз. Перерывы между занятиями должны быть не менее 30 мин.

1 день - 4 занятия (набор №1 из 5 карточек).

2 день – 6 занятий (3 занятия с набором №1, 3 занятия с набором №2 из 5 новых слов)

3 день – 9 занятий (каждый набор карточек используется по 3 раза)

Занятия продолжаются с 15 карточками до тех пор, пока ребенок их не запомнит. Затем удаляют по 1 слову и заменяют его на новое. 

Обучение по методике глобального чтения проводится поэтапно:

1 этап.

Картинка с надписью

2 этап.

Работа со словом (вычленение букв, слогов, составление слова из букв разрезной азбуки, восстановление деформированного слова) при этом картинка с изображением слова находится в поле зрения ребёнка.

3 этап.

Составление простых предложений и текстов по темам:
«Семья», «Посуда», «Мебель», «Профессии», «Одежда», «Домашние животные» и т.д.

Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам Заломаевой Н.Б.

Для обучении аутичных детей чтению и письму была модифицирована методика "глобальное чтение". Эта методика была первоначально разработана для глухих детей (см. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. - М.: Педагогика, 1971). В нее были введены некоторые традиционные приемы работы по развитию способности выделять звук и букву в слове, по отработке графических навыков и обучению началам письма. 
1 этап.

Первый этап работы, во время которого ребенок должен постепенно привыкнуть к учебной ситуации, начинается с рассматривания фотографий из семейного альбома. Педагог вместе с ребенком перебирают семейные фото, сделанные летом на даче, на отдыхе, во время памятных событий, праздников, - фотографии членов семьи, самого ребенка, в том числе сделанные, когда он был совсем маленьким. Педагог комментирует фото, подробно рассказывая ребенку о том, что он видит на фотографии. Вместе они как бы заново переживают приятные моменты, причем важно, чтобы ребенок получал от этого удовольствие.

Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи. Педагог готовит для всех фотографий таблички с надписями: "Я", "МАМА", "ПАПА", "БАБУШКА", "ДЕДУШКА", "СЕСТРА", "БРАТ".

Занятие проводится в удобной для ребенка обстановке - не обязательно за столом, можно на диване, на полу. Педагог раскладывает перед ребенком фотографии слева, а таблички с надписями - справа (в начале занятий используется не больше пяти снимков и, соответственно, не более пяти подписей. Затем их количество можно увеличить до 7-10). Педагог берет одну фотографию и кладет ее посередине, затем находит для этого снимка табличку с надписью и кладет ее под фото, комментируя: "Смотри, это папа (показывает на снимок). А здесь написано: „Папа" (показывает на табличку)". То же самое педагог проделывает и со всеми остальными снимками.

Позже, когда ребенок привыкает к такой организации занятия, педагог выполняет это задание руками ребенка. Она берет его левую руку, выбирает ею нужную фотографию и кладет ее посередине (в центр зрительного поля ребенка). Затем правой рукой ребенка педагог берет нужную табличку и кладет ее под фотографию. При этом она объясняет: "Это фотография бабушки. А вот написано: „Бабушка". После нескольких совместных занятий ребенок усваивает способ действий с фотографиями и табличками, и часть заданий может выполнять самостоятельно.

На этом этапе обучения мы используем простые слова, произношение которых совпадает с их написанием (например, слово "дом"), так как в этом случае ребенку будет легче справиться с заданием.

На первом этапе ребенок должен усвоить понятия "карточка" и "надпись-табличка". Для этого педагог может специально подписать некоторые предметы домашнего обихода, например сделать этикетки для продуктов, наклейки на баночки с крупами. Можно просто показывать детям пакеты с сахаром, солью, крупами, макаронами, одновременно прочитывая надписи на них. Можно "навести порядок" на книжной полке, где хранятся детские книги и журналы, прочитывая названия книг; можно также разложить пластинки, диафильмы, показывая ребенку этикетки на них и прочитывая надписи. На улице надо обратить внимание ребенка на таблички с названиями улиц, прочитывать названия магазинов.

2 этап.

Второй этап может начаться с оформления альбома, куда педагог наклеивает все фотографии и подписи к ним (или просто их подписывает). Затем подбираются 7-10 картинок с изображениями хорошо знакомых ребенку предметов (картинки должны быть выполнены в одном стиле) и готовятся таблички с надписями: "ЧАШКА", "ЛОЖКА", "МОЛОКО", "СОК", "СТОЛ", "СТУЛ", "МАШИНА", "КУКЛА", "СОБАКА", "РУБАШКА" и т.п.

Занятия проводятся по той же схеме, что и на первом этапе.

Постепенно набор картинок и табличек нужно увеличивать. Это можно делать двумя способами.

Первый способ - последовательно осваивать категории предметов, т. е. предлагать ребенку картинки и надписи к ним по теме "Транспорт", затем, когда он их освоит, брать тему "Одежда", потом - "Продукты питания" и т. д.

Второй способ - предлагать ему несколько картинок из разных тем. При этом важно учитывать интересы и привязанности ребенка, выбирать интересные ему темы.

Работа с альбомом.

Одновременно с работой над картинками педагог начинает работу с альбомом. На каждой странице альбома осваивается новая буква. Вначале педагог пишет эту букву, затем просит вписать ее ребенка - краской, фломастером, карандашом, ручкой. Потом рисуются предметы: вначале те, название которых начинается с данной буквы, затем такие, в середине названия которых есть данная буква, и, наконец, те, название которых заканчивается данной буквой.

Если ребенок может, то он рисует нужный предмет сам по просьбе педагога, либо педагог рисует рукой ребенка. Можно не рисовать предмет, а вырезать картинку с изображением этого предмета из какого-нибудь журнала и наклеить ее в альбом.

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
102
Номер материала
10254
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.