Пути формирования метапредметных результатов
обучающихся
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
Песталоцци И. Г.
ФГОС
второго поколения содержит требования к результатам освоения основной
образовательной программы, в частности приводит описание портрета выпускника,
определяемого потребностями семьи, общества и государства. Инновационный
характер ФГОС определяется разделением требований к результатам обучения на
метапредметные, предметные и личностные, тогда как ранее предъявлялись
требования только к предметным результатам обучения.
Стоит
заметить, что ФГОС детально информирует о результатах метапредметного обучения,
но не даёт практических рекомендаций по поводу способов формирования этих
компетенций по конкретным школьным предметам в рамках урочной формы
деятельности учителя.
В
связи с этим поиск эффективных путей формирования и развития метапредметных
результатов остается актуальным для педагогов, методистов и учителей.
Метапредметные
результаты согласно ФГОС ориентируются на формирование у учащихся таких умений
и навыков:
·
Самостоятельно
определять и формулировать образовательные цели, учебные задачи своей
познавательной деятельности, углублять мотивацию и заинтересованность учебным
процессом.
·
Осуществлять
самостоятельное планирование путей реализации поставленной цели, в том числе с
помощью нетрадиционных приёмов и техник, выбирать наиболее результативные
способы выполнения образовательных задач.
·
Грамотно
соотносить планируемые действия и прогнозируемый результат, отслеживать степень
эффективности своих действий в процессе работы, обдумывать и выбирать способы
действий в соответствии со сложившимися реальными обстоятельствами и условиями,
проявлять гибкость и быть способным изменить тактику поведения в случае
кардинальной смены ситуации.
·
Проводить
трезвый самоанализ собственных возможностей, самоконтроль своего поведения и
объективно оценивать правильность решения учебной задачи.
·
Развивать
мыслительные умения:
- Определять
понятия и видеть проблему.
- Обобщать,
систематизировать и классифицировать материал.
- Устанавливать
причинно-следственные связи и аналогии.
-Развивать навыки
логического мышления и итогового умозаключения в форме выстроенных выводов на
основе методов размышления по аналогии, от общего к частному и наоборот.
·
Оперировать
общекультурной символической знаковой системой передачи информации, уметь
моделировать алгоритмические схемы для решения образовательных задач.
·
Совершенствовать
осознанное чтение, т. е. умение воспринимать глубинный смысловой контекст
произведения.
·
Овладеть
навыками организации согласованных коллективных действий на основе
сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания. Развивать практику общения на
основе уважения различных мнений и позиций, а также преодоления конфликтной
ситуации путём нахождения компромиссного решения.
·
Осознанно
пользоваться инструментами развитой устной, письменной и монологической речи
для полноценного выражения своих мыслей, чувств, планов и потребностей.
·
Свободно
использовать современные информационно-коммуникативные технологии.
·
Совершенствовать
экологическое сознание.
Для
достижения метапредметных результатов нет необходимости вносить дополнительные
элементы в учебный процесс, достаточно лишь изменить структуру содержания
учебных дисциплин и соответствующим образом организовать познавательную
деятельность учеников.
Вид деятельности
|
Классический урок
|
Урок нового поколения
|
Озвучивание темы
|
Учитель объявляет тему
|
Ученики самостоятельно подходят к осознанию и формулировке
темы благодаря правильно выстроенной работе учителя с классом
|
Постановка целей и задач
|
Педагог сообщает готовые формулировки
|
Учащиеся работают по алгоритму:
- Восстановить
в памяти приобретённые знания.
- Определить
область неизученного знания.
- Освоить
новые навыки и умения.
Таким образом, устанавливая границы знания и незнания, ученики
самостоятельно формулируют цели и задачи
|
Планирование работы
|
Педагог излагает план действий для реализации поставленных
образовательных целей и задач
|
Ученики сами определяют оптимальные способы и
последовательность своей деятельности (учитель выступает в роли помощника и
консультанта)
|
Практическая реализация
|
Учитель организовывает и направляет реализацию практических
задач в рамках фронтального метода деятельности
|
Ученики реализуют ранее намеченный план действий в формате
индивидуальной или групповой методики, учитель выступает в роли консультанта
|
Контроль
|
Учитель полностью контролирует качество и объём выполняемой
практической деятельности
|
Ученики осуществляют самоконтроль, а также взаимный контроль
за работой, педагог по-прежнему лишь консультирует
|
Оценивание
|
Педагог оценивает практическую деятельность воспитанников на
уроке
|
Самооценка и оценивание результатов работы своих
одноклассников
|
Подведение итогов урока
|
Учитель проводит опрос, которые позволяет выяснить уровень
реализации поставленных задач
|
Ученики проводят самоанализ результатов выполненной работы
|
Задание на дом
|
Учитель даёт задание для всего класса
|
Учитель предлагает разноплановые варианты заданий, ученики
выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей и потребностей
|
Проектируя метапредметный урок, использую возможности
главного средства обучения – учебника. Если учебник
прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО, значит, что и в
содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют
достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока стараюсь тщательно
разобраться в заданиях, которые предлагают авторы учебника для того, чтобы
понять на формирование каких метапредметных результатов они направлены.
В своём выступлении я постараюсь раскрыть, какими возможностями для
формирования у младших школьников метапредметных результатов обладает учебный
предмет «Математика».
Рассмотрим виды заданий, приёмы и технологии формирования
метапредметных результатов на различных этапах урока математики.
Целеполагание — рождение осознанной
внутренней мотивации деятельности ребёнка.
Приёмы: проблемная ситуация, домысливание, исключение,
группировка, ситуация яркого пятна, подводящий диалог, работа над понятием, дидактическая
игра и т.д.
Моделирование проблемной ситуации
Основной приём создания познавательной проблемы:
погружение учеников в проблему противоречия, которое вызывает у них реакцию
удивления.
Пример. Тема «Знакомство с порядком действия». Ученик
получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5,
помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа
действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть
правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и
умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы
получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего
они приходят к понятию скобок.
Тема: «Конкретный смысл умножения»
Детям предлагается решить задачу: «В
блокноте 9 страниц. Сколько страниц в 4х таких блокнотах?» Дети находят
результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 9+9+9+9=36. Далее детям
предлагается ответить на вопрос: сколько страниц в 25 таких блокнотах? Ученики
приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи
сложения, но запись получается слишком длинная.
- Значит, что мы должны сегодня открыть? (Короткий способ записи)
Планирование работы учащимися
ü Выполнение задания по предложенному
плану
Пример. Решая задачу, используйте следующий план:
1.
Прочитайте
задачу, выделите условие и вопрос.
2.
Найдите в
условии данные и искомые.
3.
Постройте
вспомогательную модель.
4.
Обдумайте
план решения задачи.
5.
Запишите
решение.
6.
Проверьте
решение задачи.
7.
Запишите
ответ.
ü
Осознание
значения планирования
Пример. Вам с соседом по парте нужно найти значение
выражения (218+356)*79-(127*87+98). Как это можно сделать быстрее?
ü
Самостоятельное
планирование выполнения задания
Пример. Укажите, в какой последовательности нужно
наклеить круги на основу, чтобы получился такой рисунок.
ü
Разработка
собственных алгоритмов на основе образцов алгоритмов, представленных в учебнике
Пример. Зная как найти средний расход ткани на платье,
составьте алгоритм нахождения средней температуры месяца.
Выбор наиболее эффективных способов
решения задач
ü
Задачи с намеренной ошибкой
или противоречием в условии
Пример. В корзинке лежат 8 яблок. Карлсон съел 4 яблока, Малыш съел 2.
Сколько яблок они съели вместе? Какое число не использовалось для решения
задачи? Попытайтесь переформулировать вопрос таким образом, чтобы это число оказалось
востребованным.
В вазе лежит 5 персиков и 4 яблока. Сколько груш лежит в вазе?
В вагоне поезда ехало 50 пассажиров. На станции вышли 5 человек, а 2
человека вошли в вагон. Сколько часов поезд находился в пути?
ü
Решение задач с жизненно
необходимыми исследованиями
Пример. Во время экскурсии учащийся 5 класса Миша купил 1 пакет чипсов
по 13 рублей, 2 пакета кириешек по 14 рублей за пакет, 3 сырка по 7 рублей,
бутылку йогурта за 25 рублей и бутылку «Кока-колы» за 28 рублей. После
окончания экскурсии родителями было куплено активированного угля на 8 рублей,
«Фосфалюгеля» на 264 рубля и «Мезима» на 189 рублей. На что больше было
потрачено денег: на развлечения или на преодоление последствий развлечения,
если сама экскурсия обошлась в 195 рублей?
ü
Моделирование.
Выбор одной из нескольких данных схем к задаче, заданию, тексту. Представление
информации о свойствах и характеристиках явления в виде условных знаков.
Контроль
ü
Задания с
самопроверкой и взаимопроверкой
Пример.
Вычислите значение выражений и найдите правильный ответ среди предложенных вариантов, если его там нет, значит
допущена ошибка.
ü
Сверка с
образцом
ü
Нахождение
и обозначение ошибок
Пример.
При выполнении задания ученик допустил ошибки. Отметь верные решения +.
8 м =
800 дм
100 кг
= 1 ц
9 см =
90 мм
100
мин = 1 ч
ü
Применение
коллективных проверок в сочетании с контролем педагога использованием
«сигнальных карточек»
Пример. У каждого ребенка есть красная карточка
«Стоп», которая говорит о наличии ошибок, и зеленая, используемая в том случае,
если все правильно. Один ученик работает у доски, а остальные контролируют
выполнение задания с помощью карточек.
Рефлексия
Этап
рефлексии на уроке является обязательным условием создания развивающей среды.
Работу начинаю с эмоциональной рефлексии или рефлексии настроения.
Пример.
Солнышко
Рефлексия
эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.
Учащиеся выбирают «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё
удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
Три лица
Учитель
показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и
грустного.
Учащимся
предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Работа
с сигнальными карточками
Зеленая
карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и
хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на
уроке.
Желтая
карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной
степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на
уроке достаточно комфортно.
Красная
карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь.
Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Деятельностная
(чему научился) рефлексия
Пример.
Способ «Деление многозначного числа на однозначное»
Лист
оценивания
|
Умения
|
Самооценка по линеечке
|
1
|
Умею находить первое неполное делимое
|
|
2
|
Умею определять количество цифр в частном
|
|
3
|
Умею находить первую цифру частного на основе
табличных случаев
|
|
4
|
Умею находить остаток от первого делимого
|
|
5
|
Умею находить последующие неполные делимые
|
|
6
|
Умею читать полученное частное
|
|
Новый стандарт, обозначив требования к
образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых
творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают
реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем.
Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в
новой образовательной среде.
И,
в заключении хочется привести следующие слова: «Школу можно уподобить скрипке,
из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель, и прекрасную
музыку. Всё зависит от виртуозности играющего».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Метапредметные
результаты обучения в начальной школе. Методические рекомендации для учителей
начальных классов/Конобеева Т.А. М.:УЦ «Перспектива», 2015г.
2.
https://paidagogos.com/metapredmetnyie-rezultatyi-obucheniya-po-fgos.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.