Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Шахунская
средняя общеобразовательная школа №1 им.Д.Комарова
Номинация
Социальный
проект
Моя
семья.
Работу
выполнила:
Бурачкова Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ Шахунской СОШ №1 им.Д.Комарова
г.о.г.Шахунья
2018
Содержание
1.
Социальная значимость проекта и актуальность избранной проблемы…….3-4
2.
Информационная карта проекта………………………………………………...4-6
3.Этапы работы над проектом…………………………………………………….7
4.Модель реализации проекта……………………………………………………..8-9
5.Результаты работы над проектом………………………………………………..9
Список
литературы………………………………………………………………….10
Приложения.
1.
Социальная
значимость проекта и актуальность избранной проблемы
«На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право
жить в своей семье».
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и
семья, которые также подвергаются изменению, развитию. На современном этапе
развития общества потеря
семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин
демографических проблем. Государственная
программа поддержки семьи направлена на ее поддержку.
Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть
авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа
является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще
всего.
По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения
общественного мнения), около половины россиян равнодушно относятся к своей
семейной истории. Только 7% сказали, что в их семье составлялась родословная.
48% сказали, что этот вопрос для семьи был безразличен. А ведь на Руси
считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Судьба
родителей, предков, их заслуги перед Родиной, подвиги служили примером, как
нужно и как не нужно поступать, были предметом особой гордости за свой род.
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за
принадлежность к своей фамилии, желание стать такими же, как деды. В детстве
начинает формироваться чувство ответственности перед памятью своих предков. Изучение прошлого поможет родителям рассказать о том,
какие склонности и таланты могут быть у их детей, по какому пути лучше их
направить. Поэтому поддерживать интерес людей к своей семье очень важно, чтобы
с уверенностью смотреть в будущее. Семья, её традиции, уклад всегда занимали и
занимают важное место в жизни человека. У каждого из нас есть то личное,
сокровенное и самое главное в жизни – семья.
Семья – это святое, это твоя сила, это твоя защита и надежды, это твоя
вера и стремление, это твоя крепость. Это те люди, которые будут с тобой на
протяжении твоей жизни, будут идти рядом, будут подставлять плечо. Залог
семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. Любой человек
мечтает о счастливой семье, о доме, где тебя ждут и любят. Многие люди видят
счастье, прежде всего, в семье. С понятием дома и семьи связаны наши первые
представления о мире, любви, заботе. Дом- это главная составляющая человеческой
жизни. Дом- это, прежде всего, семья, это малая родина, с которой начинается
любовь к родной стране, к Отечеству. По мнению писателя Л.Жуховицкого, человек,
который вырос в доброй семье, всю жизнь благодарит её за радость. Человек,
который вырос в трудной семье, всю жизнь благодарит её за науку.
Семья- это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. В нём,
в прошлом, лица близких и дорогих семье людей. До начала ХХ века семья состояла
не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мамы, папы, дети, внуки,
правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие
в поле трудились, старшие братья и сёстры защищали младших. Жили весело,
старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Сейчас каждая семья старается жить
отдельно от родителей, создавая свои семейные ценности, традиции, порядки.
Отдельно взятая семья, не похожа ни на какую другую. Сколько семей – столько и
особенностей ее уклада, свойственных только данной семье, среди которых:
различный состав по возрасту и родственным связям, образ жизни и стиль
внутрисемейных отношений, установки на труд и на воспитание детей, на
потребление материальных благ и духовных ценностей, социальная зрелость
взрослых членов семьи и многое другое. Мало кто из членов семьи, а особенно из
детей интересуются своими предками, узнают от старших поколений историю семьи,
знают о происхождении своей фамилии.
С целью изучения семей, выяснения
образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для
согласования воспитательных воздействий на детей появилась идея организовать
социальный проект «Моя семья», чтобы помочь детям понять значимость семьи,
воспитывать у них любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство
привязанности к семье и дому. В проекте
представлена совместная работа классного руководителя, детей, родителей по
формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят
друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более
углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи,
семейных традициях.
2.Информационная карта проекта.
Наименование проекта
|
Моя семья
|
Автор проекта
|
Бурачкова С.А.
|
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта
|
Современные дети плохо знают историю своей семьи. Часто они даже
не знают отчества своих родителей. А ведь семья — это основа основ! Как
растение не может нормально существовать без почвы, так и человек не может
существовать без семьи. Семья – это история человека! А человек, который не
знает своей истории, не имеет будущего.
|
Цели и задачи проекта
|
Цель проекта: создание
организационно – педагогических условий формирования у детей духовно –
нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, её
истории.
Задачи:
- обогатить знания детей о своей семье;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с
ребенком в условиях семьи и школы;
- воспитание уважительного отношения к истории своей семьи;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков обучающихся;
-оформить проект.
|
Краткая аннотация содержания проекта
|
Проект «Моя семья» направлен на формирование
осознания значения семьи в жизни ребенка, принятия ценностей семейной жизни,
формирования уважительного отношения к своей семье, её истории.
|
Сроки выполнения проекта
|
Март-апрель 2018г
|
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта
|
Финансирование проекта осуществляется за
счет средств родительского комитета.
По итогам работы заказать и подарить
каждой семье календари с фотографиями общего праздника.
|
Цель проекта: создание
организационно – педагогических условий формирования у детей духовно –
нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому,
семье, её истории.
Задачи:
- обогатить
знания детей о своей семье;
-способствовать
активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в
условиях семьи и школы;
-
воспитание уважительного отношения к истории своей семьи;
-развитие
творческих способностей и коммуникативных навыков обучающихся;
-оформить
проект.
Гипотеза: В
счастливой семье – счастливые дети.
Методы:
- беседы с родителями;
- изучение литературы;
- анкетирование;
- обобщение.
Участники: учащиеся 3а
класса
Возраст участников: 10-11 лет
Продолжительность: март-апрель 2018 года
Тип проекта: социальный,
творческий, коллективный,
краткосрочный.
Краткая аннотация проекта:
Проект «Моя семья» направлен на формирование
осознания значения семьи в жизни ребенка, принятия ценностей семейной жизни, формирования
уважительного отношения к своей семье, её истории.
Продукт проекта:
·
опрос «Знаем ли мы историю
своей семьи, ее состав?»;
·
классный час « Мои лучшие
друзья – это брат и сестра»;
·
родительское собрание « Семья –
начало всех начал»;
·
проект «Моя семья».
Предполагаемые
результаты:
1. Повысится
интерес к своей семье как у детей, так у родителей.
2. Улучшатся взаимоотношения
родителей и детей.
3. Изменятся
родительские позиции, установки, семейные ценности.
4. Повысится
социальное партнерство семьи и школы.
Работа
над проектом способствует:
1. созданию
положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и
педагогами;
2. активизации
и обогащению педагогических знаний и навыков родителей;
3. повышению
психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
4. развитию
творческих способностей детей и родителей в совместных видах деятельности.
5. обобщению
опыта семейного воспитания.
Подведение итогов:
1.Лучшие проекты детей будут размещены на
сайте школы, на информационных стендах образовательного учреждения.
2.Издать настенный календарь с
фотографиями семей и комментариями. Календари будут распространены среди
учащихся класса.
3. Все
семьи-участники проекта получат памятные сувениры.
Материально-техническая база и
предполагаемая стоимость проекта:
Финансирование
проекта осуществляется за счет средств родительского комитета.
3.Этапы работы над проектом.
1этап. Погружение в проект.
В конце второго класса на уроке окружающего мира мы изучали тему « Моя
семья». Составление рассказа о своей семье по плану.
Оформление работы в свободной форме. После урока возникло много вопросов (Кто?
Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний
о семье. Проблематику проекта «Моя семья» определил интерес детей, его
реализация оказалась возможной после того, как дети приобрели необходимый
запас знаний. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.
Проведение родительского собрания на тему « Работа над проектом в начальных
классах».
2 этап. Организация деятельности.
Формирование базы данных для
проведения опроса детей и родителей. Опрос «Знаем ли мы
историю своей семьи, ее состав?» Выбираются и организуются группы детей и
родителей по интересам, определяются направления их работы,
формулируются задачи, указываются способы получения информации.
Направления работы для детей и родителей:
- моё генеалогическое древо;
- герб моей семьи;
- семейные реликвии;
- традиции и увлечения моей семьи;
- профессии членов моей семьи.
3 этап. Осуществление деятельности.
Проведение бесед и классных часов.
Классный час « Мои лучшие друзья – это брат и сестра». Конкурс рисунков на тему
« Моя семья». Родительское
собрание « Семья – начало всех начал». Создание
проектов на тему « Моя семья».
4
этап. Презентация результатов.
Этап
презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской
работе. Мои ученики оформили результаты исследования с помощью рисунков « Моя
семья», «Генеалогического древа», выставки «Семейные реликвии» ,
« Герб семьи», презентаций, создании проектов на тему « Моя семья».Всё
закончилось проведением общего праздника “ Моя семья».
5 этап. Аналитический
этап.
Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение
изменений.
6
этап. Перспектива развития проекта.
Представление работы в образовательных сетях, для
участия в дистанционном конкурсе.
7 этап. Заключительный этап.
Представить продукт проекта на воспитательном
мероприятии, перед родителями и учащимися начальной школы.
4.Модель
реализации проекта
Этап
|
Содержание деятельности
|
Задачи
|
Исполнители
|
Погружение в проект.
|
Составление рассказов детей о своей семье. Родительское
собрание на тему « Работа над проектом в начальных классах».
|
определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной
деятельности педагога обучающихся и родителей; познакомить родителей с правилами
работы над проектом в начальной школе
|
Учитель, родители.
|
Организация деятельности.
|
Опрос «Знаем ли мы историю своей семьи, ее
состав?» Выбор групп среди детей и родителей.
|
Провести опрос детей и родителей, создание группы
(групп) учащихся и родителей для работы над проектом. распределение задач (обязанностей) между членами группы.
|
Учитель, обучающиеся, родители.
|
Осуществление деятельности.
|
Классный час « Мои лучшие друзья – это
брат и сестра».
Конкурс рисунков на тему « Моя семья». Родительское собрание
« Семья – начало всех начал». Создание проектов на
тему « Моя семья».
|
самостоятельная работа учащихся и родителей по
своим индивидуальным или групповым задачам проекта; промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на
консультациях
|
Учитель, обучающиеся, родители
|
Презентация результатов.
|
Презентация проектов на тему «Моя
семья». Общий праздник « Моя семья».
|
подготовка презентационных материалов; подготовка публичного
выступления; презентация проекта.
|
Учитель, обучающиеся, родители
|
Аналитический этап.
|
Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение
предварительных итогов и внесение изменений.
|
коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ
проектной деятельности..
|
Учитель
|
Перспектива развития проекта.
|
Представление работы в образовательных сетях, для
участия в дистанционном конкурсе.
|
Принять участие в других дистанционных конкурсах
|
Учитель
|
Заключительный этап.
|
Представить продукт проекта на воспитательном
мероприятии, перед родителями и учащимися начальной школы.
|
Поделиться опытом с другими учителями школы
|
Учитель, завуч по воспитательной работе
|
5.Результаты работы над проектом.
В проекте были задействованы все обучающиеся 3а
класса их родители, а также их бабушки и дедушки. За время проведения проекта
была выстроена линия общения ребенка с членами своей семьи, формирование
взаимоотношений внутри семьи, уважения между ее членами. Расширился словарь
ребёнка по теме « Моя семья». Работа над
проектом способствовала
активному сплочению классного коллектива, коллектива родителей, сплочению семей. Дети научились вести
поиск своих предков (их родственные связи, занятия, значение имен и фамилий),
работать со словарями, фотографиями. Оформлять свои проекты на тему «Моя
семья», освоили способы изображения генеалогического древа. Узнали о семейных традициях.
Родители
получили советы об оказании помощи своим детям в составлении родословных. Они
осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.
После завершения проекта учащиеся смогли:
1. Расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, профессию,
место работы членов семьи).
2. Осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
3. Воспитать у себя заботливое отношение к близким людям, желание помогать им.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с
ребенком.
5. Создать положительный эмоциональный фон в отношениях между родителями и
детьми, содействовать заинтересованности друг в друге.
6. Назвать пословицы, загадки, стихи о семье.
7. Приобрести навыки группового взаимодействия, умение работать в коллективе.
8. Приобрести способности, знания и умения, позволяющие осмыслить свое место в
мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.
Я считаю, что цель проекта достигнута, дети задумались о своём месте в семье, о
роли ее в жизни каждого человека. Ребятам понравилась работа, которая
проводилась во время проекта, очень запомнилась работа по составлению проектов
о семье. И работа на этом не должна закончиться, я думаю, ребята будут
продолжать пополнять свои альбомы новыми фотографиями и рисунками о членах
своих семей, друзьях, школе, ведь мы вместе сделали очень много.
Литература
1. Байбородова
Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для
учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н.
Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым
стандартам).
2.
Зверева О. Х. , Кротова Т. В. , «Общение педагога с родителями в ОУ»:
-М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
3.
Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У.
Сфера, 2004.
4.
Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник
классного руководителя. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Свирская
Л. , «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : ЛинкаПресс, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.