+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаСклонение имен прилагательных мужского и среднего рода (4 класс)

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода (4 класс)

Плотникова О.А.,

МБОУ «ОСОШ №3 г.

Очёра Пермского края

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

(4 класс)

Цели:

  • Образовательные: создание условий для закрепления навыков правильного написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода в косвенных падежах, развития орфографической зоркости, расширения и обогащения словарного запаса ученика.

  • Развивающие: развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры.

  • Воспитательные: воспитание интереса к обучению через объединение материала по литературному чтению, чувства коллективного сотрудничества, сплоченности, культуры общения и поведения.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • Полякова А. В. Учебник «Русский язык», 4 класс – Москва, «Просвещение», 2008;

  • Полякова А. В. Тетрадь по русскому языку - ООО «ЦОР», 2008

Рекомендации по использованию.

Переход слайдов осуществляется по щелчку мыши.

На шестом слайде по щелчку мыши открываются прямоугольники.

На седьмом слайде по щелчку мыши появляются словосочетания слов в нужном падеже.

На восьмом слайде дети проверяют правильность выполнения заданий по группам. Задания могут проверяться в любом порядке, щелкая по прямоугольнику мышью.

І. Организационный момент.

Слайд 2

Учитель.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут...
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Учитель. Ребята, кто из вас узнал, из какой сказки эти отрывки? Назовите полное имя автора сказки? (Ответы детей)

Слайд 3

Учитель. Сейчас февраль - месяц памяти А. С. Пушкина. В феврале много лет тому назад великий русский поэт был убит на дуэли. Сегодня на уроке мы обратимся к его творчеству. Вспомните, пожалуйста, какие сказки А.С. Пушкина вы уже знаете? Я буду показывать иллюстрации художника Бориса Зворыкина, а вы постарайтесь узнать эти сказки. (Дети отвечают)

ІІ. Введение в тему.

Слайд 4

Учитель. Что вы можете сказать о пушкинских сказках, какие они? (Дети называют признаки сказки: добрые, интересные, поучительные ит.д.)

Учитель. Вы подобрали много слов для характеристики сказок. Посмотрим на экран. Здесь вы видите несколько слов:

интересная

волшебная

поучительная

увлекательная

чудесная

Учитель. Как вы думаете, что общего у этих слов?

Ученик. Это имена прилагательные.

Учитель. Докажите.

Ученик. Эти слова отвечают на вопрос «какая?», обозначают признаки предметов.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, что является начальной формой имен прилагательных?

Ученик. Именительный падеж единственного числа мужского рода.

Учитель: Поставьте эти имена прилагательные в начальную форму.

Ученик. Интересный, волшебный, поучительный, увлекательный, чудесный.

Учитель. Образуйте от этих прилагательных форму среднего рода.

Ученик. Интересное, волшебное, поучительное, увлекательное, чудесное.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, тему прошлого урока. Подумайте и назовите тему сегодняшнего урока.

Ученик. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.

Учитель. Да, сегодня мы продолжим наблюдение за именами прилагательными, закрепим навыки правильного написания окончаний прилагательных в косвенных падежах, задумаемся над ролью прилагательных в тексте и нашей речи.

ІІІ. Работа над темой

1. Словарная работа

Учитель. Сначала, ребята, поработаем над словарными словами – 4 часть.

Комментарий для учителя. Детям раздаются карточки со словарными словами из учебника А. В. Поляковой «Русский язык», 4 класс. Дети работают в парах. Один ученик называет слово орфоэпически, второй произносит его орфографически. За каждое орфографически правильно произнесенное слово ученик получает жетон. Затем пары меняются ролями.

активный

викторина

галерея

деликатный

живопись

издалека

невзрачный

неуклюжий

пейзаж

серебряный

сверху

фантазия

Учитель. Молодцы! Как вы думаете, можно ли эти слова разделить на группы? Дети предлагают несколько вариантов деления слов на две группы: по количеству слогов, по ударению, по частям речи и т.д..

Учитель. Отлично! А теперь попробуйте придумать задание, в котором соединились бы словарные слова и тема урока.

Ученик. Выпишите из словарных слов только имена прилагательные.

Учитель. Спасибо. Запишите имена прилагательные в тетради в столбик. Назовите общий признак этой группы слов.

Ученик. У имен прилагательных есть грамматическая категория рода, у прилагательных данной группы род мужской, у них можно выделить окончания.

Учитель. Преобразуйте прилагательные в средний род, запишите во второй столбик, выделив окончания.

Учитель. Давайте проверим, что получилось.

Дети читают образованные прилагательные и доказывают правильность своего ответа.

Учитель. Что можете сказать об окончаниях прилагательных?

Дети делают вывод, рассказывают правило об окончаниях прилагательных мужского и среднего рода.

2. Определение роли имени прилагательного в тексте

Учитель. Молодцы, вы хорошо выучили правило. Эти знания нам пригодятся сегодня. А пока вернемся к сказкам. Прочитайте два отрывка. Сравните их. Как вы думаете, какой из них принадлежит перу А.С. Пушкина?

(Слайд 5)

1. Жил–был когда–то рыбак со своей женой. Жили они в бедной избушке у самого моря.

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

( Ответы детей)

Учитель. Верно, второй отрывок из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Однако вы совершенно точно подметили, что этот отрывок имеет сходство с первым. Дело в том, что Пушкин воспользовался сюжетом немецкой народной сказки «Сказка о рыбаке и его жене», которую записали братья Гримм. Мы сравнили тексты по содержанию. Теперь прошу вас сравнить оба текста по словарному составу. Что вы заметили?

Ученик. Александр Сергеевич Пушкин добавляет имя прилагательное «синее», а имя прилагательное «бедной» заменяет словом «ветхой» (щелчком мыши на слайде заменяются тексты).

Учитель. Как вы думаете, зачем это понадобилось поэту?

Ученик. С этими прилагательными сказка становится ярче, выразительнее.

Ученик. Сделайте, пожалуйста, вывод о роли имен прилагательных в тексте.

Ученик. Имена прилагательные делают текст более ярким, живописным, более точно передают свойства и качества предметов, передают чувство юмора.

Учитель. Молодцы. Спишите пушкинский отрывок и выделите окончания у имен прилагательных.

Дети выполняют работу.

Учитель. Что вы можете сказать о выделенных окончаниях?

Ученик. Окончания мужского рода в косвенных падежах, безударные.

Учитель. Знаете ли вы, как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных?

Ученик. Правильность написания окончаний имен прилагательных проверяется по вопросам. Алгоритм таков. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное. От него ставим вопрос к прилагательному. По вопросу определяем, какое окончание следует писать.

Учитель. Как вы думаете, во всех ли случаях написание окончания совпадает с произношением? Пронаблюдайте за написанием и произношением окончания в вопросе родительного падежа мужского рода?

Ученик. Произносим вопрос [какова?], а пишем окончание «-его», если у имени прилагательного мягкая основа. Если основа твердая, пишем окончание «-ого».

Учитель. Это секрет родительного падежа. Какое окончание написали в прилагательном [cинива]?

Ученик. Окончание «его».

Учитель. Молодцы.

3. Определение синтаксической роли имени прилагательного

Учитель. Продолжаем нашу работу. Наблюдаем за синтаксической структурой предложения.

Учитель. Обратите внимание, какое это предложение?

Ученик. Сложное, оно состоит из двух простых.

Учитель. Разберем первое простое предложение.

Ученик делает полный синтаксический разбор предложения.

Учитель. Каким членом предложения является имя прилагательное?

Ученик: В этом предложении имя прилагательное является определением.

4. Лексическая работа

Учитель. Хорошо. Предлагаю вам порисовать, но не красками, а с помощью слов.

Слайд 6

Учитель. Знаете ли вы образные обороты речи? Если да, то какие?

Ученик. Эпитеты, метафоры, сравнения.

Учитель. Как вы полагаете, какую роль выполняют имена прилагательные в художественном тексте?

Ученик. Имена прилагательные часто являются эпитетами.

Учитель. Найдите и прочитайте в рабочей тетради на странице 4, что такое эпитет.

Ученик. Эпитеты – определение, прибавляемое к названию предмета для большей художественной выразительности.

Учитель. И в сказках А. С.Пушкина, и во многих русских народных сказках повторяется постоянный эпитет «синее море». Как вы полагаете, каким еще может быть образ моря в художественном тексте? Подберите эпитеты к слову море.

Дети подбирают эпитеты.

Учитель. Как вы думаете, сколько всего можно подобрать эпитетов к слову «море»?

Дети высказывают предположения.

Учитель. В «Словаре эпитетов русского литературного языка» к слову «море» дано 138 эпитетов! На слайде вы видите несколько эпитетов. Как вы думаете, почему эти прилагательные имеют окончания –ое, -ее?

Учитель. Эти имена прилагательные относятся к среднему роду.

Учитель. Какое задание можно выполнить, используя прилагательные?

Ученик. Составить предложение, использовав одно из прилагательных, поставить ударение в словах, выделить окончания, поставить прилагательные в определенных падежах и т. д.

Учитель. Остановимся на одном из предложенных вами заданий. Запишите словосочетания в определенном падеже (падежи показаны на слайде), выделите окончания, докажите написание окончания прилагательных.

(Слайд 7)

Учитель. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, проверьте задание у соседа по парте.

Ученик объясняет правописание безударных окончаний. Дети проверяют правильность выполнения самостоятельного задания.

Синего моря. Моря какого? Окончание -ого,- его. СинЕГО.

Солёному морю. Морю какому? Окончание -ому,- ему. СоленОМУ.

Спокойное море. Море какое? Окончание -ое,- ее. СпокойнОЕ

Штормовым морем. Морем каким? Окончание -ым,- им.ШтормовЫМ

Бескрайним морем. За морем каким? Окончание им, ым. БескрайнИМ

Об огромном море. О море каком? Окончание -ом- ем. Об огромнОМ.

Учитель. Итак, как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных?

Ученик. Проверить правильность написания окончания имени прилагательного можно по вопросам. Для этого надо найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное, от него поставить вопрос к прилагательному и по нему определить, какое окончание следует писать.

Учитель: Молодцы!

5. Закрепление изученного (работа в группах)

Учитель. Во многих сказках есть волшебные предметы. Есть они и в сказках А.С.Пушкина. Назовите волшебный предмет из сказки о мертвой царевне и семи богатырях?

Ученик. Это зеркальце.

Учитель. Я раздам каждой группе по зеркальцу. На зеркальцах написано задание, которое вам надо выполнить.

1 зеркальце. назвать имена прилагательные, обосновать свой выбор и рассказать про них

синий синева

синеть синеватый

синенький синь

2 зеркальце. найти лишнее слово и обосновать свой выбор

существительное

прилагательное

глагол

определение

местоимение

3 зеркальце. соединить слова двух столбиков (существительное + прилагательное)

рояль сладкое

тюль моющий

кашне концертный

шампунь легкий

какао шерстяное

4 зеркальце. подобрать антонимы к прилагательным и рассказать про них

шумный

легкий

поздний

грустный

светлый

5 зеркальце. определить падеж прилагательных, выделив окончания

с травою морскою

у нового корыта

с низким поклоном

на резном крыльце

высокому терему.

Учитель. Проверим, как вы справились с заданиями.

Слайд 8.

Ответы проверяются на слайде.

Ученик. (1зеркальце) Имена прилагательные: синий, синеватый, синенький. Обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?, мужского рода, окончания –ый,-ий.

Ученик. (2 зеркальце) Лишнее слово определение. Все слова имеют название части речи. Определение – член предложения.

Ученик. (3 зеркальце) Рояль концертный, тюль легкий, кашне шерстяное, шампунь моющий, какао сладкое.

Ученик. (4 зеркальце) Шумный - тихий, легкий – тяжелый, поздний – ранний, грустный – веселый, светлый – темный. Все имена прилагательные мужского рода.

Ученик. (5 зеркальце) С травою морскою – Т. п., у нового корыта – Р. п., с низким поклоном – Т. п., на резном крыльце – П. п., высокому терему – Д.п.

Учитель. Вы работали очень дружно. Молодцы!

ІV. Домашнее задание

Учитель. Скажите, можно ли с помощью имен прилагательных выразить свое отношение к человеку? Как, по-вашему, А.С. Пушкин относится к старику? Дома составьте словосочетания слова «старик» и имен прилагательных. Эти словосочетания должны стать словесным портретом старика. Одно из словосочетаний измените по падежам. Выучите алгоритм правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

V. Итог урока

Учитель. Повторим этот алгоритм.

Ученик. Чтобы правильно написать окончание имени прилагательного мужского или среднего рода, нужно пользоваться алгоритмом. Находим имя существительное, к которому относится прилагательное, от него ставим вопрос к имени прилагательному. Выделяем окончание и по нему определяем, какое окончание следует писать.

Слайд 9

Учитель. Вспомните начало урока. Что скажете про имена прилагательные?

Ученик. Имена прилагательные женского рода, отвечают на вопрос какая?, имеют окончания – ая, - яя.

Учитель. Подумайте и попытайтесь назвать тему следующего урока.

Ученик. На следующем уроке мы будем работать с именами прилагательными женского рода.

Учитель. Отлично! Продолжим завтра наблюдать за именами прилагательными. Урок окончен.

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
5
Номер материала
8986
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.