Сценарий урока
литературного чтения по теме: «Сказка о царе Салтане…» Особенности сюжета.
Структура сказочного текста.
Целевые
установки урока (планируемые результаты):
Личностные результаты:
-проявлять
интерес к чтению и и изучению сказки А.С.Пушкина;
-проявлять
интерес к своим талантам и их развитию.
Метапредметные
результаты:
-планировать
свою деятельность по решению учебной
задачи; -контролировать свою
деятельность в соответствии с поставленной задачей;
-сравнивать
структуру текста литературной сказки с текстом народной сказки, выявлять
сходство сюжета;
-работать
в паре: заполнить сравнительную таблицу.
Предметные
результаты:
-анализировать
текст сказки;
-выявлять
основные специфические особенности сказочного текста;
-сравнивать
литературную сказку с народной сказкой.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель: подготовить
детей к работе, создать положительный эмоциональный настрой.
Беседа.(Слайд 1) –Талант похож на жемчужину заключенную в
раковину. Иногда раковины бывают открыты, и тогда талант очевиден: Человек
прекрасно рисует, поёт, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме большие числа.
Но есть люди у которых талант скрыт и им нужно приложить небольшие усилия,
чтобы увидеть свой талант и начать развивать его.
-Я подозреваю, что в вашем очень много талантливых людей. Так-ли это? А
еще я слышала, что ученые провели исследование и доказали, что темноглазые люди
талантливее. Согласитесь с этим? Поднимите руки те, у кого глаза голубые.
Расскажите, какие у вас есть таланты.
2.Актуализация знаний.
Цель:
создание условий для ориентировки в теме, возникновения у ученика внутренней
потребности включиться в деятельность.
Беседа.
- На доске портрет
очень талантливого человека. Кто это? А какие таланты Пушкина вам известны?
Кроме того, что он писатель и поэт, он еще и прекрасный художник. (Слайд 2)
-Как вы думаете, с каким цветом глаз был рожден этот талантливый
человек? Сегодня постараемся это узнать.
-Наша Родина богата талантливыми людьми, а почему только портрет
А.С.Пушкина на доске?
-Кто может произнести полное название этого произведения? (Сказка о царе
Салтане , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди) (название появляется на доске)
-Внимательно
читали это произведение, запомнили его содержание? Сейчас проверим.
(Слайды
3, 4, 5, 6, 7) 8 слайд белый
3.Проблемная
ситуация
Цель:
Активизация
познавательной деятельности учащихся.
-В
названии этого произведения есть слово сказка, а сказка ли это? (Доказывают,
что это сказка) Какая это сказка?(Литературная, авторская, волшебная).
-Как
вы думаете для чего я рядом с названием сказки разместила эти слова?(на доске :
русская народная сказка). Если не справляются, между ними помещаются знаки
сравнения.
4.Формулирование
темы и цели
Цель:
Формулировка
главной темы и цели урока.
Дети
предполагают, что будут сравнивать две сказки. А что в них можно сравнить? -А
эти слова вам знакомы?(на доске появляются слова: сюжет и композиция). Значит
мы что будем сравнивать? (сюжет и композицию или структуру сказочного текста)
5.Основная
часть
Цель:
Развитие
самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и
выполнения практических задач, формирование умений обобщать, делать выводы.
-Чтобы
сравнить надо послушать сказку. А вы внимательные слушатели? Вот еще и такой
талант у вас есть.))) Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
1.Прослушивание
русской народной сказки.(Слайд 9, видео бабушка-сказительница, 10 слайд белый) Чтение учителем важных сюжетных эпизодов
сказки. Дети домысливают события.
-А
почему вам так было легко догадываться что будет дальше? (Сказки похожи).Похожа
последовательность событий? А какое слово означает последовательность событий?
(сюжет).
-Давайте
исследуем сюжет «Сказки о царе Салтане..» и русской народной сказки. Работать
будем в парах. Дети заполняют таблицы по сравнению сюжетов.2-3 пары зачитывают
результаты сравнения (событие-пример из сказки).Прочитам слово в нижней части
карточки(Молодец)
Вывод:
сказки по сюжету похожи.
Физ. минутка «БОГАТЫРИ»( Слайд 11)12-белый
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
-Какое
слово на доске осталось без внимания? (композиция) или структура сказочного
текста. Давайте вспомним композицию сказки. Я для вас приготовила
последовательность сказочного текста….Ничего не пойму, кто тут всё
напутал…Наверно это сделали самые коварные герои сказки Пушкина. А кто в этой
сказке самый коварный? (ткачиха, повариха, да баба Бабариха,) А в русской народной
сказке кто отрицательный герой?(баба-яга).
А
кто ребята исправит ситуацию, кто помнит структуру сказочного текста? (Один
человек у доски, остальные на зеленых карточках).Затем сверяют.
Давайте
прочитаем хором слово которое написано в нижней части карточки.(умница!)Мы
сейчас похвалили друг друга и конечно себя.
А
теперь давайте сравним композицию сказок. Дети зачитывают зачин и концовку
сказок.
Вывод:
очень похожи.
6.
Итог урока
Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения
цели.
-Давайте
вспомним какую цель мы ставили в начале?( Сравнить сказки)А что мы хотели
сравнить? (сюжет и композицию).Нам удалось это сделать?
Какой
же сделаем вывод, А.С.Пушкин все события сам придумывал к своим произведениям? Он
что-то брал из русских народных сказок. А кто ж ему сказки в детстве
рассказывал, почему он их так полюбил?(Слайд 13 )
Арина
Родионовна.
Пушкин
очень любил свою няню, Арину Родионовну. С ней были связаны у него самые тёплые
воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве.
-Мы на все вопросы ответили, которые ставили в
начале урока?(Какого цвета глаза у Пушкина?)
(Слайд 14)
Тоже
очень талантливый художник Иван Константинович Айвазовский, который изобразил
Пушкина таким.
Так
что мы скажем, талант человека зависит от цвета его глаз? (нет)
7.Рефлексия
Цель:
мобилизация
участников на самооценку
(Слайд15,
музыка)
Я
предлагаю вам взять свою жемчужину и поместить в раскрытую раковину кто себя
считает хоть чуточку талантливым в чем-то, и в прикрытую если вы еще не смогли
рассмотреть свои таланты. И тем , кто разместил жемчужину в закрытую раковину я
предлагаю прийти сегодня, подумать как следует и понять что же вы делаете лучше
всего , а поняв это начинайте развивать …
И
я вам желаю блистать по жизни своими талантами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.