+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаСценарий урока литературного чтения в 3 классе по теме "Сказка о царе Салтане. Особенности сюжета. Структура сказочного текста"

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по теме "Сказка о царе Салтане. Особенности сюжета. Структура сказочного текста"

Сценарий урока литературного чтения по теме: «Сказка о царе Салтане…» Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Личностные результаты:

-проявлять интерес к чтению и и изучению сказки А.С.Пушкина;

-проявлять интерес к своим талантам и их развитию.

Метапредметные результаты:

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи; -контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

-сравнивать структуру текста литературной сказки с текстом народной сказки, выявлять сходство сюжета;

-работать в паре: заполнить сравнительную таблицу.

Предметные результаты:

-анализировать текст сказки;

-выявлять основные специфические особенности сказочного текста;

-сравнивать литературную сказку с народной сказкой.

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель: подготовить детей к работе, создать положительный эмоциональный настрой.

Беседа.(Слайд 1) –Талант похож на жемчужину заключенную в раковину. Иногда раковины бывают открыты, и тогда талант очевиден: Человек прекрасно рисует, поёт, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме большие числа. Но есть люди у которых талант скрыт и им нужно приложить небольшие усилия, чтобы увидеть свой талант и начать развивать его.

-Я подозреваю, что в вашем очень много талантливых людей. Так-ли это? А еще я слышала, что ученые провели исследование и доказали, что темноглазые люди талантливее. Согласитесь с этим? Поднимите руки те, у кого глаза голубые. Расскажите, какие у вас есть таланты.

2.Актуализация знаний.

Цель: создание условий для ориентировки в теме, возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность.

Беседа. - На доске портрет очень талантливого человека. Кто это? А какие таланты Пушкина вам известны? Кроме того, что он писатель и поэт, он еще и прекрасный художник. (Слайд 2)

-Как вы думаете, с каким цветом глаз был рожден этот талантливый человек? Сегодня постараемся это узнать.

-Наша Родина богата талантливыми людьми, а почему только портрет А.С.Пушкина на доске?

-Кто может произнести полное название этого произведения? (Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди) (название появляется на доске)

-Внимательно читали это произведение, запомнили его содержание? Сейчас проверим.

(Слайды 3, 4, 5, 6, 7) 8 слайд белый

3.Проблемная ситуация

Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся.

-В названии этого произведения есть слово сказка, а сказка ли это? (Доказывают, что это сказка) Какая это сказка?(Литературная, авторская, волшебная).

-Как вы думаете для чего я рядом с названием сказки разместила эти слова?(на доске : русская народная сказка). Если не справляются, между ними помещаются знаки сравнения.

4.Формулирование темы и цели

Цель: Формулировка главной темы и цели урока.

Дети предполагают, что будут сравнивать две сказки. А что в них можно сравнить? -А эти слова вам знакомы?(на доске появляются слова: сюжет и композиция). Значит мы что будем сравнивать? (сюжет и композицию или структуру сказочного текста)

5.Основная часть

Цель: Развитие самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и выполнения практических задач, формирование умений обобщать, делать выводы.

-Чтобы сравнить надо послушать сказку. А вы внимательные слушатели? Вот еще и такой талант у вас есть.))) Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

1.Прослушивание русской народной сказки.(Слайд 9, видео бабушка-сказительница, 10 слайд белый) Чтение учителем важных сюжетных эпизодов сказки. Дети домысливают события.

-А почему вам так было легко догадываться что будет дальше? (Сказки похожи).Похожа последовательность событий? А какое слово означает последовательность событий? (сюжет).

-Давайте исследуем сюжет «Сказки о царе Салтане..» и русской народной сказки. Работать будем в парах. Дети заполняют таблицы по сравнению сюжетов.2-3 пары зачитывают результаты сравнения (событие-пример из сказки).Прочитам слово в нижней части карточки(Молодец)

Вывод: сказки по сюжету похожи.

Физ. минутка «БОГАТЫРИ»( Слайд 11)12-белый

Дружно встали - раз, два, три. 
Мы теперь богатыри 
Мы ладонь к глазам приставим, 
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо 
Оглядимся величаво. 
И налево надо тоже 
Поглядеть из-под ладошек. 
И направо, и еще 
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги, 
Точно в танце руки в боки. 
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

-Какое слово на доске осталось без внимания? (композиция) или структура сказочного текста. Давайте вспомним композицию сказки. Я для вас приготовила последовательность сказочного текста….Ничего не пойму, кто тут всё напутал…Наверно это сделали самые коварные герои сказки Пушкина. А кто в этой сказке самый коварный? (ткачиха, повариха, да баба Бабариха,) А в русской народной сказке кто отрицательный герой?(баба-яга).

А кто ребята исправит ситуацию, кто помнит структуру сказочного текста? (Один человек у доски, остальные на зеленых карточках).Затем сверяют.

Давайте прочитаем хором слово которое написано в нижней части карточки.(умница!)Мы сейчас похвалили друг друга и конечно себя.

А теперь давайте сравним композицию сказок. Дети зачитывают зачин и концовку сказок.

Вывод: очень похожи.

6. Итог урока

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

-Давайте вспомним какую цель мы ставили в начале?( Сравнить сказки)А что мы хотели сравнить? (сюжет и композицию).Нам удалось это сделать?

Какой же сделаем вывод, А.С.Пушкин все события сам придумывал к своим произведениям? Он что-то брал из русских народных сказок. А кто ж ему сказки в детстве рассказывал, почему он их так полюбил?(Слайд 13 )

Арина Родионовна.

 Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве.

-Мы на все вопросы ответили, которые ставили в начале урока?(Какого цвета глаза у Пушкина?) (Слайд 14)

Тоже очень талантливый художник Иван Константинович Айвазовский, который изобразил Пушкина таким.

Так что мы скажем, талант человека зависит от цвета его глаз? (нет)

7.Рефлексия

Цель: мобилизация участников на самооценку

(Слайд15, музыка)

Я предлагаю вам взять свою жемчужину и поместить в раскрытую раковину кто себя считает хоть чуточку талантливым в чем-то, и в прикрытую если вы еще не смогли рассмотреть свои таланты. И тем , кто разместил жемчужину в закрытую раковину я предлагаю прийти сегодня, подумать как следует и понять что же вы делаете лучше всего , а поняв это начинайте развивать …

И я вам желаю блистать по жизни своими талантами.

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
62
Номер материала
683
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.