"Профессия
- ученик"
Путешествие
в прошлое или как учились в прежние времена
Цели:
-объяснить
значение понятий: школа, ученик, учиться, образование;
-рассмотреть
роль образования в жизни человека и общества;
-познакомиться
с этапами развития школ в нашей стране с древних времен до нашего времени;
-определить
роль печатных книг в развитии образования;
-привить
любовь к своей школе.
План:
1.Организационный
момент
2.Школьное
образование.
3.Чему
учит школа.
4.Как
учили в прежние времена на Руси
5.Профессия-ученик.
Подведение итогов.
Ход урока
Доброе
утро дорогие ребята и уважаемые родители!
Сегодня у
нас радостный праздник – первый день после длительных каникул. Поздравляю всех
с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от
желания приумножать свои знания и тепло от доброго отношения друг к другу.
Школьная
жизнь – это как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь все выше и выше от одной
ступеньки к другой, более трудной.
-Дети, а
скажите мне, как вы понимаете, кто такой ученик?
-А как вы
понимаете понятие школа? Образование?
Школа
открывает путь в большой мир, окружающий вас. Вы, конечно, помните, как в
первый раз пришли в школу, сели за парту. И началась ваша новая жизнь – жизнь
ученика.
Право на
получение образования является одним из основных прав граждан России Так гласит
самый важный документ страны – Конституция Российской Федерации.
И следует отметить,
что общее школьное образование в нашей стране строго обязательно!
Вся
система российского школьного образования делится на три ступени: начальная
школа, основная школа, средняя (полная) школа.
-Как вы
думаете, на какой ступени обучения вы стоите сейчас?
Сейчас вы на
первой ступени школьного образования – это начальная школа. А это целых четыре
года учебы.
Основная школа
начинается с 5-го класса. Окончив 9 класс, вы получите аттестат об основном
общем образовании. После получения аттестата вы будете решать: поступать ли вам
в колледж или в училище, где начинается ваша профессиональная подготовка, т.е.
вы будете получать профессию.
-Какие
профессии вы знаете?
Итак, если
вы захотите, то можете продолжить обучение в школе до 11 класса и получить полное
общее среднее образование. Оно необходимо тем, кто решит поступать в
институт или в университет.
Институты,
университеты, академии дают людям высшее образование. Без него, например,
невозможно стать врачом, нельзя стать ученым и профессионально заниматься
наукой.
Но первые
самостоятельные шаги к вершинам знаний вы делаете в школе.
Со второго
класса в расписании ваших уроков стали и будут появляться новые предметы,
изучение которых поможет вам узнать много полезного и интересного.
-А теперь
подумайте, можно ли сказать, что все, чему ученик должен научиться,
укладывается в школьные уроки?
В школьном
расписании ни в одном классе вы не найдете уроков внимания и уважения к людям,
уроков честности, доброты и товарищества. А ведь школа учит и этому, и еще
многому другому, что нужно для жизни в человеческом обществе. Это происходит
потому, что ваша школьная жизнь не ограничивается только уроками. В школе мы с
вами проводим праздники, концерты, экскурсии, викторины, КВНы и т. д .
-Дети, а
вы знаете о том, что раньше вместо слов «пойти в школу», говорили «отдать в
ученье» и этими словами отмечали основную задачу школы: научить чему-то важному
для жизни.
Чтобы
применять знания при решении различных задач и ситуаций, которые встречаются не
только в школе, но и в жизни, нужны и еще умения. Например, важно в жизни уметь
быстро читать, грамотно писать, быстро считать в уме.
-Итак,
давайте сделаем вывод, важна ли для вас успешная учеба?
-А теперь
мы совершим путешествие в прошлое. Узнаем, как учились в прежние времена.
Интересно, всегда ли дети учились так, как учитесь сегодня вы?
-Ребята,
скажите мне, пожалуйста, когда в нашей современной школе начинается новый
учебный год?
А раньше
начиналась учеба 14 декабря в день святого пророка Наума, называемого в народе
Грамотником. И в народе говорили так:
«Пророк
Наум наставит на ум».
В этот
день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у
святого Наума «Батюшка Наум благослови на ум»!
-Дети, в
каком веке мы сейчас живем?
Так вот,
до 10 века на Руси школ вообще не было. Малыши учились, общаясь со взрослыми,
не зная грамоты и не имея книг.
Только в
11 веке князь Владимир основал первую школу в Киеве, а князь Ярослав Мудрый в
Новгороде.
И раньше
учебные заведения назывались училищами от слова…(учиться), а слово школа вошло
в обиход только в 14 веке.
Школы были
не только учебными заведениями, но центрами культуры, в них делались переводы
древних авторов и переписывались рукописи.
В 15 веке
основными образовательными центрами являлись монастыри. Обучали грамоте всего
два года. Читать древнюю рукописную книгу было очень трудно. В ней почти нет
знаков препинания: точек, запятых. Писцы не делали пропусков между словами,
иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали.
Школа 16
века была школой зубрежки. Ученики нараспев повторяли то, что говорил
учитель.
Физминутка:
детям можно предложить встать и рассказать нараспев любое правило или алфавит.
Азбуку
тоже заучивали наизусть. Каждая буква имела свое название. В алфавите тогда
было не 33 буквы, как сейчас, а 43.
Например,
в нашем алфавите нет букв жи, пси, ижица, а раньше в алфавите не было букв э и
ё, они появились позже.
Заучив эти
называния букв детям трудно было научиться читать. После дети заучивали отрывки
из церковных книг.
За
непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше «сокрушал ребра»
розгами и заставлял учеников часами стоять на коленях. Изображение розги было
даже помещено в начале учебника и написано: «Розга ум вострит, память
возбуждает и волю злую в благо преломляет».
Я перевела
для вас на наш современный язык: «Если тебя высекут – сразу захочешь
учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать
домашнее задание».
В 16 веке,
когда правил царь Иван Грозный, была напечатана первая азбука. Ее напечатал
Иван Федоров, и эта азбука открыла историю первых печатных книг для обучения
детей грамоте.
Но книги в
то время были очень дорогие и поэтому ученики записывали слова учителя под
диктовку, сидя перед ним.
Учили
сначала азбуку, потом «Часослов» (молитвы и богослужебные тексты) и на этом
обучение заканчивалось.
В 17 веке
обучение начальным знаниям чаще происходило в домашних условиях. За
соответствующую плату учителями были священнослужители (кто служил в церкви) и
чиновники (люди, которые занимали служебные посты). Школы были только в Москве.
Все дети с
утра приходили в школу, где ученику предстояло провести в ней целый день, до
звона к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий.
Учение
начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми
рассказан, вся "дружина" (так раньше назывался класс)
совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву.
Затем
ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло
учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал
место, указанное ему учителем.
Книги, были
собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге
внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув
книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней
"указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали
попусту.
Категорически
запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать
старосте, который складывал их в назначенное место.
Требования
пристойно вести себя не ограничивались только школой или храмом, школьные правила
распространялись и на улицу.
В начале
18 века великий Петр I издал
указ об открытии во всех губерниях (областях) начальных школ. Там учились дети
не только богатых, но и простых горожан и солдат.
В эпоху
Петра I были
созданы специальные школы: артиллерийская, инженерная, медицинская, школа
навигацких и математических наук.
Петр издал
указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства
об окончании школы.
При Петре I был
введен гражданский шрифт, более простой и понятный, а арабские цифры сменили
старые буквенные обозначения.
В конце 18
века императрица Екатерина II ввела новые задачи для школы: не только
учить, но и воспитывать. Во время ее царствования открылось много новых школ и
университетов.
В 19 веке
начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов
учащихся. Однако к концу века всего лишь около 25% населения России было
грамотно. В Сибири грамотность составляла чуть больше 12%.
В начале
20 века после прихода Советской власти по всей стране возникли кружки
ликвидации безграмотности (ликбезы). С 1918 года все дети все дети должны были
вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково.
Вводилась
единая советская школа, совместное обучение, равное право на образование.
Советскую
школу закончили ваши бабушки и дедушки. Начинали учиться в такой школе ваши
родители и я, в том числе.
Пройдя
весь путь от 11 до 20 века, мы вернулись в наше настоящее, в 21 век.
Дети, вы
убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело
множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для
всех.
Вы –
ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать, что это ваша
профессия? (Обсуждение).
Чтобы
овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать
в себе силу воли, настойчивость.
Ваша
школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили,
что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной
цели.
И я знаю,
что у вас все получится, потому, что мы все вместе идем к одной цели – вы, ваши
родители и, конечно же, вместе с вами, я.
Классный
час
Учитель
начальных классов
Лаптинова
З.Б.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.