Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСборник для учителей начальных классов "Развиваем память"

Сборник для учителей начальных классов "Развиваем память"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 
Пояснительная записка

 

«Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К.Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания».

Вашему вниманию предлагается сборник, который включает в себя различные мнемические приёмы запоминания.

Интересный, разнообразный, насыщенный и оригинальный по содержанию, он привлечет внимание учителя начальных классов. Материал сборника поможет развивать память обучающихся 1-4 классов и сделает ваш урок очень интересным и насыщенным. Приёмы запоминания помогут ребёнку не только концентрировать внимание на протяжении продолжительного времени, но и анализировать и запоминать учебный материал.

Я надеюсь, что прочитав сборник, Вы не будете сожалеть о потерянном времени и подберёте для себя такие приёмы, которые помогут Вам в Вашей трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Приём «Рифма»

4

2. Приём «Аббревиатуры»

4

3. Приём «Перестройка информации»

4

4. Приём «Кодирование информации»

5

5.  Приём «Рисуем картину»

5

6.  Метод «Ключевых слов»

5

7. Приём «Орфографическое проговаривание слова»

6

8. Приём «Графические ассоциации»

6

9.  Приём «Ударение»

6

10. Приём «Фотоаппарат»

6

11. Приём «В слове спряталось другое слово»

7

12. Приём «Преувеличение»

7

13. Приём «Разрезанное стихотворение»

7

14. Приём «Повторения»

7

15. Приём «Использование цепочек»

8

16. Метод «Связки»

8

17.Метод «Зацепок»

8

18. Метод Пиктограмм

9

19. Метод «Вешалок»

9

20. Приём «Матрёшка»

9

21. Метод «Ассоциативного списка»

11

22. Приём «Образование слова из слогов»

11

23. Приём «Символизации»

12

24. Приём «Образование слова по согласным буквам»

12

25.  Приём «Запоминание в алфавитной последовательности»

12

26. Приём «Фокусировка информации на одном образе»

13

27. Приём «Мысленного проговаривания»

13

Список источников

14

 

 
Мнемические приёмы запоминания

 

1. ПРИЁМ«РИФМА»

 

Описание: если информация трудна для восприятия, её необходимо зарифмовать. Вместе с обучающимися придумайте рифму к не запоминаемой информации. Рифма легко запомнится, независимо от нашего желания.

 

Пример: при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть смотреть, и зависеть, и терпеть).  При изучении падежей используется придуманная рифмованная фраза: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь».

 

 

2. ПРИЁМ «АББРЕВИАТУРЫ»

 

Описание: данная техника полезна тем, что позволяет не только сокращать длинные фразы, но и фиксировать  их надолго в сознании.

 

Пример: ГИБДД, ПДД, ФСБ

 

 

3. ПРИЁМ«ПЕРЕСТРОЙКА ИНФОРМАЦИИ»

 

Описание :данный приём можно использовать при  работе с математическими данными.

 

Пример: чтобы запомнить числовой ряд 3535130, его можно разложить на группы чисел: 35-35-130 или 3-53-51-30

 

 

 

 

 

 

4. ПРИЁМ «КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»

 

Описание:приём заключается в том, что все слова  можно закодировать в  простое предложение. В предложении  все слова должны начинаться с ᴨервых букв слов, которые нужно запомнить.

 

Пример:для запоминания цветов радуги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

 

 

5. ПРИЁМ«РИСУЕМ КАРТИНУ»

 

Описание: запоминание произведения будет более эффективным, если в процессе мысленного повторения, представлять в воображении то, что описывается словами. Приём облегчит заучивание стихотворения или пересказ произведения.

 

Пример: стихотворение С. А Есенин «Белая берёза». Представить в воображении картину, которая описывается в стихотворении.

 

 

6. МЕТОД  «КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ»

 

Описание: он подразумевает несколько этапов работы с текстом:

v выделение основных разделов (абзацев, смысловых частей) текста;

v подбор ключевого слова к каждому разделу;

v запись ключевых слов в нужной для воспроизведения текста последовательности;

v запоминание ключевых слов;

v повторение текста.

 

Пример: подобрать ключевые слова к произведению Л.Н. Толстого «Два брата», данный приём облегчит выполнение пересказа.

 

 

 

 

7. ПРИЁМ

«ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ СЛОВА»

Описание: словарные слова диктуется слово по слогам, после чего записывается.

 

Пример: медленно- мед- лен-но

 

 

 

8. ПРИЁМ «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»

 

Описание: при запоминании словарного слова сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нём запоминающую букву.

 

 

 

9. ПРИЁМ«УДАРЕНИЕ»

Описание: придумать предложение со словом и оставить в слове ударение.

 

Пример: Жалюзи - Орешки лучше не грызи, а задерни жалюзи

 

 

10. ПРИЁМ«ФОТОАППАРАТ»

Описание: детям предлагаются яркие образы, сюжеты, какие то фотографии. Посредством этого по щелчку в памяти детей откладывается не запоминаемая информация.

 

 

 

11. ПРИЁМ

«В СЛОВЕ СПРЯТАЛОСЬ ДРУГОЕ СЛОВО»

 

Описание:  предложить детям найти в слове другое слово, если таково есть.

 

Пример: Веранда - на веранде Вера, снегирь- снег

 

12. ПРИЁМ«ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ»

Описание:  чтобы образ накрепко застрял в памяти, можно обыграть какую- то ситуацию.

 

Например: представьте себе робота с огромными красными глазами, которые начинают бешено мигать, когда  вы даёте ему задание. Такой образ никто не забудет.

 

13. ПРИЁМ«РАЗРЕЗАННОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ»

 

Описание:  на уроках литературного чтения можно использовать неполное стихотворение, детям необходимо закончить каждую строку. Такой приём облегчит заучивание стихотворения и оставит яркий след в памяти учеников.

 

 

 

14. ПРИЁМ«ПОВТОРЕНИЯ»

 

Описание: приём повторения, подразумевает собой многократное повторение. Можно организовать приём повторения в процессе игр.

 

 

 

 

15. ПРИЁМ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕПОЧЕК»

Описание: при запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

 

 


16. МЕТОД «СВЯЗКИ»


Описание: данный метод  мнемотехники предполагает связывание информации с ярким образом или иллюстрацией. Запоминаемые предметы могут стать главными героями какого-нибудь действия. Для более эффективного результата преувеличивайте размеры предмета (огромный котенок), представляйте его в действии (стул ходит) и т.д.

 

 

17. МЕТОД «ЗАЦЕПОК»

 

Описание: замена цифр образами. Цифровой алфавит позволит вам запоминать любое число. Буквенно-цифровой код применяется для кодирования цифр и чисел в слова. Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы алфавита. Для применения буквенно-цифрового кода на практике выучите его наизусть и доведите до автоматического (рефлекторного) уровня припоминания. Цифры и числа должны переводиться в буквы без задержек и наоборот.

1 – ГЖ; 2 – ДТ; 3 – КХ; 4 – ЧЩ; 5 – ПБ; 6 – ШЛ; 7 – СЗ; 8 – ВФ; 9 – РЦ; 0 – НМ

Можно заменять цифры буквами и словами. Например, 0- круг, 1- карандаш, 2- очки, 3- люстра, 4- стул, 5- звезда, 6- жук, 7- неделя,8- паук и т.д.

Рефлекторный уровень припоминания — устанавливается прямая взаимосвязь между разными анализаторными системами; в данном случае — между зрительной и речевой. Обеспечивает мгновенное припоминание (исключает этап кодирования).

 

 

 

 

 
18.  МЕТОД «ПИКТОГРАММ»


    Описание:
  этот метод особенно хорош для людей так называемого «зрительного» типа. Пиктограмма - это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.
Метод пиктограмм очень хорошо работает при запоминании текстов, в том числе и стихотворных. Вот примерный план использования пиктограмм при работе с текстом. В тексте выделяются ключевые слова или короткие выражения (подчеркиваются или выписываются).

К каждому выделенному слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Картинка не должна быть ни слишком схематичной, ни слишком подробной. Она не обязательно должна быть произведением искусства, требующей художественных навыков, не должна содержать букв или цифр. Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют или, скажем, рюмку (кому что). Для слова «спорт» нарисовать мяч, бегуна или что-то другое. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, Она должна просто Вам моментально напомнить слово или выражение, которое Вы выразили пиктограммой.
     Вы можете потренироваться в рисовании пиктограмм. Придумайте пиктограммы на слова магнитофон, журнал, лимонад, узор, галерея, порядок, анекдот, а потом через пару часов взгляните на рисунки и вспомните, что Вы «закодировали» пиктограммами.

 

19. МЕТОД« ВЕШАЛОК»

Описание: метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из любого количества цифр. Для этого вам нужно присвоить каждой цифре десять так называемых слов-вешалок и хорошо запомнить эти слова. А для того чтобы выучить наизусть какое-то число, состоящее из нескольких цифр, нужно увязать образы цифр этого числа с какой-нибудь историей. Например, если присвоить цифре 1 образ спортсмена, а цифре 5 образ школы, то число 15 можно запомнить историей спортсмена, участвующего в школьных соревнованиях.

 

 

 

 

20. ПРИЁМ«МАТРЁШКА»

 

Описание: образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа. Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т.д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары. Пример. Соединить «Матрешкой» два образа: «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа». Этим приемом запоминаются: последовательность абзацев, последовательность дат хронологической таблицы, последовательность названий при запоминании телефонных номеров и смешанных таблиц. Прием «Матрешка» позволяет экономить опорные образы. С помощью этого приема запоминаемые сведения связываются в блок. Разные блоки информации дополнительно фиксируются на хорошо закрепленную в памяти последовательность опорных образов (например, методом Цицерона).

 

 

 

 

 

 

21. МЕТОД  «АССОЦИАТИВНОГО СПИСКА»

Описание: чтобы числовая информация запомнилась достаточно быстро, нужно выучить наизусть сто образов. Каждый образ жестко закрепляется за своим числом (от 00 до 99). Как только вы запомните этот список, сразу получите возможность запоминать без ошибок большие объемы любой цифровой информации, например, десятки телефонных номеров.

Кодирование двузначных чисел осуществляется через буквенно-цифровой код.

12 ГЖ ДТ ГждТГиТара образ гитары

35 КХ ПБ КхпБКуБ образ куба

Числа 01. 02. 03. ... 09 в числовом ряду кодируются в образы как 1. 2. 3. ... 9. При припоминании к ним добавляется ноль слева.

05 - ПБ пБоБои образ

06 - ШЛ шЛюЛа образ

07 - СЗ СзоСа образ

Отдельно запомните: 0 — номерок; 00 — бочки.

 

22. ПРИЁМ «ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ»

 

Описание:  самостоятельно или в сочетании с приемами кодирования по созвучию, символизации и привязки к хорошо знакомой информации в основном для запоминания названий, терминов, фамилий и других аналогичных сведений. Примеры. МАШ МАШина, РУЛ РУЛь, ФОН ФОНарь, КАМ КАМень, КНИ КНИга. Этот прием позволяет точно запоминать совершенно бессмысленные буквосочетания. Примеры. МАШФОНРУЛ ассоциация «машина фонарь руль». Штат Висконсин ВИС КОН СИН ассоциация «ВИСкиКОНфетыСИНька». В этом приеме можно импровизировать, удаляя или прибавляя по одной значимой букве. Пример. Сахара ассоциация «САХАрРАк». Можно делать значимыми последние буквы. Примеры. ЗОР телевиЗОР, АКА собАКА, НИК приемНИК, КНО оКНО, ЮЛЯ кастрЮЛЯ.

 

 

23. ПРИЁМ«СИМВОЛИЗАЦИИ»

 

Описание: данный приём применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования разнообразные символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «А каким зрительным образом я могу это обозначить?» Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод «Лед», тепло «Грелка», вечность «Пирамиды», бесконечность «Математический знак бесконечности», зима «Снежинка», весна «Букет мимозы», лето «Солнце», осень «Желтый кленовый лист». Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.

 

24. ПРИЁМ

«ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА ПО СОГЛАСНЫМ БУКВАМ»

 

Описание: этот прием применяется совместно с буквенно-цифровым кодом. Когда цифры переведены в буквы, по буквам подбирается слово, которое можно представить в виде образа. В данном приеме представляют интерес только согласные буквы (так как в буквенно-цифровом коде гласных нет). Примеры. ТЛФТеЛеФон; ПЛТ ПЛиТа; СБК СоБаКа; КЛН КЛоуН.

 

 

25. ПРИЁМ «ЗАПОМИНАНИЕ В АЛФАВИТНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ»

 

Описание: данный приём применяется для запоминания сведений в алфавитном порядке. Вы можете запоминать адреса, телефоны, фамилии и другую информацию в порядке следования букв в алфавите без предварительной систематизации.

 

 

 

 

26. ПРИЁМ

«ФОКУСИРОВКА ИНФОРМАЦИИ НА ОДНОМ ОБРАЗЕ»

Описание: применяется для запоминания достаточно большого количества однотипных сведений. Типичным примером такой информации может служить небольшая хронологическая таблица. Запоминаемые сведения разбиваются на несколько частей, и каждая часть фиксируется на образе, выделенном из основного образа. Используется для создания надежной системы опорных образов и для «сборки» блока информации на одном образе (сбор нескольких цепочек на одном образе прием «фокусировки» информации).

Центральный образ разбирается на части приемом выделения невидимых частей образа. К каждому выделенному подобразу привязывается начало цепочки опорных образов, на которых зафиксированы конкретные сведения. Собирающий образ лучше выбирать из часто встречающихся предметов (авторучка, телефон и т.п.) В качестве такого образа удобно использовать образ, выделенный методом Цицерона. В этом случае автоматически фиксируется последовательность информационных блоков.

 

27. ПРИЁМ «МЫСЛЕННОГО ПРОГОВАРИВАНИЯ»

Описание: этот прием - основа метода зубрежки. Когда вы слышите по радио нужный вам телефонный номер, вы начинаете искать карандаш и бумагу и в это время мысленно (и даже вслух) повторяете номер. Его удается удержать в сознании благодаря большой инертности речевого анализатора (примерно 4 секунды). Если вы будете повторять телефонный номер достаточно долго, то он «осядет» в памяти. Недостаток зубрежки заключается в том, что в кратковременной речевой памяти умещается только один телефонный номер. Поэтому запоминание телефонов (и других сведений) методом зубрежки занимает много времени. К тому же зазубренные сведения имеют свойство очень быстро стираться из памяти. Исторические даты, запомненные в зрительном анализаторе, могут храниться в памяти практически постоянно. Зазубренная же перед контрольной работой хронологическая табличка «испаряется» из головы в течение нескольких дней.

 

 

 

 

Список  источников

 

1.     Амосова И. Ю. Как запомнить словарные слова. // Начальная школа, 2014, № 5.

2.      Гончар Ж.М. Развитие памяти младших школьников на уроках  литературного чтения. // Начальная школа  плюс До и После, 2015, № 3.

3.     Кирилова Г.В.  Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов. // Начальная школа, 2015, №5.

4.     Костромина, Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка. // Начальная школа, 2000, № 4.

5.     Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации.- М.: Альпина Паблишер, 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сборник для учителей начальных классов "Развиваем память""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 033 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.09.2020 213
    • DOCX 3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цыренов Эрдэм Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цыренов Эрдэм Николаевич
    Цыренов Эрдэм Николаевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 103348
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 27 регионов

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов