Самомассаж,
как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Термин
«мелкая моторика» означает координированные действий нервной, мышечной и
костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных
движений кистями и пальцами рук. Известно, что в головном мозге есть центры,
отвечающие за речь и движение пальцев рук. Они расположены очень близко друг к
другу. Стимулируя тонкую моторику, при этом активизируются соответствующие
отделы мозга, а так же активизируются зоны, которые отвечают за речь. Отсюда
следует если специально тренировать мелкие движения кистей, то развитие речи
может заметно ускориться. Чем больше ребенок хочет, что- либо делать своими
руками, тем он умнее и изобретательнее.
В отделе «Центр психолого-педагогической реабилитации
детей «Орион», структурном подразделении Дворца творчества детей и молодежи
города Оренбурга, одной из форм оздоровительной работы с детьми раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является
массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой
древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры
головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит
стимуляция тактильных ощущений.
Массаж позволяет активизировать и синхронизировать
работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка
находится на кончиках его пальцев». Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева,
А.Р.Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной
деятельности, развитие речи. М.М. Кольцовой было доказано, что существует
тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и
развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов,
поступающих от пальцев рук. Тренировать их можно уже с 6-месячного возраста. Простейший
метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков
пальцев к запястью. Применение таких упражнений широко используется на занятиях
лечебной физической культурой в творческом объединении «Теремок» (МАУДО ДТДиМ
отдел Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»). Можно использовать
массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание,
растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание,
разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно. Массаж и самомассаж
рекомендуем проводить 2-3 раза в день от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление
мышц. Каждое упражнение, выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки. Главная
ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную
систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и
системам работать бесперебойно и эффективно. Поэтому упражнения выполняем на
фоне позитивных ответных реакций ребенка. Всегда помня заповедь Гиппократа «Не
навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только
при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми. При
проведении массажа рекомендуем обучать детей не надавливать силой на указанные
точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко
поглаживая. Массирующие движения выполняем в направлении от периферии к центру
(от кистей рук к плечу и т.д.). Приемы самомассажа проводим в такой
последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация
(потряхивание). После каждого упражнения делаем расслабляющие поглаживания или
встряхивания рук. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут. Цель и
задачи самомассажа. Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении
своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Научить детей ответственно
и осознанно относиться к своему здоровью. Разъяснить, что человек в силах
уберечь себя от болезней. Сформировать привычку к здоровому образу жизни. Привитие
навыков элементарного самомассажа рук, головы, лица и т.д. Выполняя движения,
проговариваем действия, показывая на себе или ребёнке. Подобранные упражнения
комплексно влияют на развитие речи и интеллектуальные способности детей.
Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим
массажам используем стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально
приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный
образ. Начинаем с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а
движения безболезненными.
Какие же виды самомассажа мы используем в своей
практике? Важно использовать упражнения самомассажа с речетативом.
Самомассаж
кистей и пальцев рук
Самомассаж
кистей и пальцев рук состоит из трёх типов упражнений:
-
самомассаж тыльной стороны кистей рук.
-
самомассаж ладоней.
-
самомассаж пальцев рук.
« Гусь » (массаж
пальцев)
Где ладошка? Тут?
Тут! Показывают правую ладошку.
На ладошке пруд?
Пруд! Гладят левой ладонью правую.
Палец большой
- Поочередно массируют
Это гусь
молодой, каждый палец.
Указательный -
поймал,
Средний - гуся
ощипал,
Безымянный - суп
варил,
А мизинец - печь
топил.
Полетел гусь в
рот, Машут кистями, двумя ладонями,
А оттуда в
живот. прикасаются ко рту, потом к животу
Вот! Вытягивают
ладошки вперед.
«Этот
пальчик в лес пошел» (массаж пальцев)
Этот пальчик в лес
пошел,
Этот пальчик гриб
нашел,
Этот пальчик
резать стал,
Этот пальчик
жарить стал,
Ну а этот только
ел,
Оттого и
потолстел.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.