+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаРОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

Ведение……….……………………..………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………7

1.1 Эстетическое воспитание дошкольников……………………..…………….7

1.2 Условия и средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..….13

1.3 Музыка как средство эстетического воспитания дошкольников………....18

1.4 Методика эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредствам музыки……………………………………………………….……..23

Заключение…………………………………………………………………...….28

Список используемой литературы…………………………………….…..….30

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития и социализации. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими искусствами и науками. Специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психо-эмоциональной, социально-коммуникативной активности детей. В результате обогащения музыкально-эстетическим компонентом содержания всех видов активности детей в дошкольном образовательном учреждении формируется особая единая музыкально-эстетическая среда.

Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые. Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

С раннего возраста рядом с ребенком должен быть взрослый человек, оказывающий воздействие на эмоциональное развитие, формирование эстетического вкуса и таким человеком должен быть воспитатель и музыкальный руководитель. Они отвечают за общую постановку музыкального воспитания, от уровня их музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда в общественной жизни) и искусстве (музыки, литературы, театра, произведений художественно – бытового творчества). Формы организации художественной деятельности разнообразны.

Известный педагог дошкольного образования Н.А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно - эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки». [4, стр.5]

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Больше всего в ней нуждаются дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь[22].

Объект: Процесс формирования эстетического воспитания дошкольников.

Предмет: музыка как средство эстетического воспитания дошкольников.

Цель настоящей работы: Изучение теоретических основ музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;

  2. Просистематизировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме работы;

  3. Изучить и проанализировать практический материал по данной теме.

Методологическая основа работы:

  1. Педагогические труды Ветлугиной Н.А. направленные на формирование эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

  2. Педагогические подходы к методике музыкально-эстетического воспитания Шацкой В.Н.;

  3. Научные взгляды на эстетическое воспитание Сухомлинского В.А.;

  4. Педагогические взгляды на звуковую природу музыки Чайковского П.И;

  5. Подходы Радыновой О.П. к определению форм организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

В ходе написания работы использовались следующие методы:

  • Изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме работы;

  • Обобщение и систематизация теоретического материала.

Тема работы может представлять интерес как для студентов педагогических учебных заведений, так и для молодых воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, одной главы «Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста», четырех параграфов, заключения и списка используемой литературы.

В первом параграфе «Эстетическое воспитание дошкольников» раскрывается понятие «эстетическое воспитание», цель, задачи, условия и средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Также в параграфе рассмотрены социальные критерии эстетической воспитанности дошкольников. Представлена классификация форм и методов эстетического воспитания.

Второй параграф «Условия и средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста» посвящен более глубокому и детальному рассмотрению условий и средств эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Перечислены требования к оформлению детского сада с точки зрения эстетики.

В третьем параграфе «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольников» речь идет о музыке в режимных моментах, повседневной жизни детей дошкольного возраста, о ее влиянии на воспитание детей. Рассмотрены признаки музыкальности детей.

Четвертый параграф «Методика эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством музыки» раскрывает методические основы музыки как средства эстетического воспитания. Важной составляющей параграфа являются методы и приемы, которые воспитатель может использовать в планировании своей деятельности, направленной на формирование музыкально-эстетического воспитания у детей дошкольного возраста.

В заключении дан краткий обобщающий анализ выпускной квалификационной работы, определена важность эстетического воспитания в системе учебно-воспитательного процесса.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Человечество постоянно сталкивается с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, которая способна воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Этот процесс направлен на формирование у человека эстетического отношения к действительности. [27, стр.162]

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [14, стр.14]. Из выше сказанного ясно, что важное место в эстетическом воспитании отводится искусству. Искусство - это часть эстетической культуры.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.[25, стр.167]

Эстетическое воспитание - необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.[11, стр.13].

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.[23, стр.162]

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:

  • Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);

  • Насыщенность быта произведениями искусства;

  • Самостоятельная активная деятельность детей;

  • Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта - чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 - летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота - дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Эстетическая воспитанность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.

С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Естественно, что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично соединились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.

Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания педагоги стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной.

Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: психологическими, педагогическими, социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности - потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Здесь нужно указать общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию:

  • По принципу управления деятельности детей;

  • Под прямым руководством взрослого (фронтальная деятельность, подгруппами, с одним ребенком) ;

  • Под косвенным руководством взрослого (индивидуальная деятельность, подгруппами);

  • По способу объединения детей;

  • По видам деятельности (экскурсия, занятие, развлечение, игры, труд).

1.2 УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежда малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи вызывают положительные эмоции, желание их сохранять.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

  • Целесообразность;

  • Практическая оправданность обстановки;

  • Чистота;

  • Простота;

  • Красота.

Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль - все это противоречит законом красоты.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:

  • Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.

  • Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.

  • Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.

  • Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания.

  • Важные качества обстановки детского сада - это привлекательность, информативность, доступность всех ее компонентов для каждого ребенка и для всего коллектива в целом.

  • Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально - образную основу обстановки, ее местный колорит. [8]

Мощным средством эстетического воспитания является природа.

Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство:

  • Изобразительное искусство;

  • Музыка;

  • Литература;

  • Архитектура;

  • Театр;

  • кино и другое.

Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

1.3 Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом [6].

Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения [6].

В непосредственной образовательной деятельности в детском образовательном учреждении закладываются основы музыкальной и общей культуры. Музыкально-эстетическое воспитание осуществляется и вне занятий, в повседневной жизни детского сада: использование музыки на прогулке, гимнастике, занятиях на изобразительной деятельности, на развлечениях, на индивидуальной работе. Решению воспитательных задач во многом способствует коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников общих усилий. Общие переживания создают благотворительную почву для индивидуального развития. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов эстетического отношения ко всему, что их окружает. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

Для того чтобы музыка выполнила свои функции, направленные на формирование гармонично развитой личности, надо развивать у ребенка общую музыкальность [1].

Музыкальность, по своей сути, есть комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки. Задатки музыкальности присущи каждому человеку, но порой они остаются невыявленными или неразвитыми. 

Существует ряд признаков музыкальности:

  • Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

  • Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности.

  • Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце [19].

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Одной из важных задач эстетического воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а через него — ко всему окружающему.

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус [20].

В детском саду важно развивать эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.) [3].

Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через восприятие музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей [5].

Решая задачи эстетического воспитания дошкольников, важно учитывать существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки эстетических качеств. Прежде всего у детей развивают способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т.д.), человеческие переживания [7].

Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.

Радынова О.П. рассматривает такие формы:

1. Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогами на занятии - вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и др. задачи – развивать музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым условиям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

2. Музыка в повседневной жизни - еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.

3. Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально- дидактические игры; подбирает задания и упражнения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.

Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают. Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии - активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений. Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки тематические концерты, беседы - концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления.

Пение является средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

1.4 Методика эстетического воспитания

детей дошкольнного возраста посредством музыки

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие педагоги считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств. Они утверждают, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях [10].

Педагог знакомит детей со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т.д. Дошкольники учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения. Развитие у детей способности определять характер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов в музыке [7].

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Так, в песне «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко) рисуется картина осени. Мягкая, неторопливо звучащая мелодия песни вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы [20].

Совсем другое настроение, связанное с образом весны, передано в песне «Пришла весна» (муз. 3. Левиной, сл. Л. Некрасовой). В ней слышится пение птиц, журчание ручья, чувствуется тепло весеннего солнца. Широкая напевная мелодия этой песни как бы приглашает слушателя полюбоваться картинами родной природы — зеленью лесов, высокими горами, морями, солнечными долинами, цветением садов [25].

Дети способны под музыку передавать с помощью выразительных движений образы разных животных: лисы в пьесе «Это лиса» (муз. В. Косенко), веселых медвежат в пьесе «Пляска медвежат» (муз. М. Красева) и др. Слушая музыку, дети пытаются передать настроение и определенное отношение автора музыки к персонажу в своих движениях, подчеркивающих особенности, характер того или иного персонажа. В результате у них постепенно складывается и свое отношение к этим образам [15].

Педагог развивает у ребенка способность сравнивать и оценивать наблюдаемые явления с эстетических и нравственных позиций. Взрослый влияет на характер эстетических переживаний ребенка, на его отношение ко всему, что тот видит, воспринимает. В каждом конкретном случае педагог выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми. Одной из них является организация наблюдений за природными явлениями во время экскурсий, прогулок, бесед. Цель таких наблюдений — научить воспитанников всматриваться в окружающее, замечать красивое в природе, воспитывать бережное отношение к ней, расширять знания и представления детей о различных природных явлениях [2].

Наблюдая природу в естественных условиях (на участке детского сада, на прогулке в парке, во время экскурсии на соседнюю улицу), дети с помощью педагога стараются отмечать сезонные изменения в природе, разнообразие красок, звуков и форм. Например, ранней весной они наблюдают пробуждение природы от зимнего сна, замечая, как тает и чернеет на солнце снег, текут сосульки, звенит весенняя капель. Позднее — как начинают набухать почки на ветках деревьев и появляются из земли первые зеленые ростки. Наблюдая все это, они как бы слушают «музыку» весны [9].

Осенью, гуляя в парке, дети собирают разноцветные листья, рассматривают их форму, красочные узоры, прислушиваются к звукам осенней природы — шуму ветра, шелесту листьев.

Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях) [27].

После исполнения песни «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко) дети подготовительной группы попытались с помощью детских музыкальных инструментов передать настроение, которое возникло у них под влиянием исполнения песни. Плавно водя рукой по мембране бубна, они имитировали шуршание листьев, падающих на дорожки парка. Более активными движениями они изображали шум ветра. Некоторые дети попытались изобразить на металлофоне скучный осенний дождик, повторяя один и тот же придуманный ими несложный ритмический рисунок [20].

Кроме непосредственного наблюдения за природой, педагог может организовать и просмотр диапозитивов, диафильмов, фотографий, репродукций картин. Этот специально подобранный педагогом материал учит детей видеть красоту и своеобразие природных явлений — сочную зелень лесов, красивый изгиб веток деревьев, красногрудых снегирей, зайчишку, которому холодно в лесу зимой, дети рисуют избушку, в которой он может спрятаться и согреться. Свое отношение к изображаемым персонажам дети передают не только в рисунках. В играх, плясках, хороводах они изображают характерные движения птиц, зверей, подбирая выразительные движения, согласующиеся с музыкой [21].

Педагог может предложить детям неожиданную, поисковую ситуацию, когда необходимо самим подобрать выразительные движения, характерные для того или иного персонажа, инсценировать содержание знакомой песни и т. д. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов эстетического отношения ко всему, что их окружает.

Использование репродукций с картин художников, стихов, фрагментов из художественной литературы во время восприятия музыки на музыкальных занятиях усиливает художественные впечатления детей, вызывая разнообразные ассоциации [17].

Во время слушания инструментальной пьесы «Море» (из вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») детям предлагалось одновременно рассмотреть репродукцию с картины И. Айвазовского «Среди волн», изображающей грозное бушующее море. Дети отметили вначале тревожное, но негромкое звучание музыки. Постепенно оно становилось грозным, словно огромные волны накатывались на берег, а затем снова отступали.

Известно, что восприятие инструментальной музыки, где отсутствует литературный текст, довольно сложно, поэтому иногда можно использовать прием включения художественного текста, соответствующего содержанию музыки. Это помогает детям лучше почувствовать характер музыкального образа. Например, перед исполнением пьесы П. Чайковского «Песня жаворонка» педагог читает строчки из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Текст в этом случае помогает детям представить яркую картину весны, услышать беззаботное пение жаворонка. Впоследствии дети стремятся отобразить свои музыкальные впечатления, свое отношение к музыкальным образам в рисунках. Они рисуют море, маленького жаворонка или других полюбившихся им персонажей [19].

В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы: грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной.

Планируя самостоятельную художественную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, и поощряет их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы, импровизациям на детских музыкальных инструментах.

Таким образом, планируя работу, занятия по музыкальному и эстетическому воспитанию, педагог использует в своей работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. На начальном этапе учебно – воспитательного процесса в детском саду огромную роль играют занятия по рисованию, музыке, ознакомлению с художественной литературой, хореографии, театрализации, основой которых является искусство. Искусство является основным средством эстетического воспитания. Сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Часто на практике педагоги дошкольных учреждений мало пользуются искусством в целях эстетического воспитания ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным.   Реализуя эстетическое воспитание ребенка в дошкольном возрасте, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Проводя работу по эстетическому воспитанию систематически, можно добиться больших успехов в музыкально-эстетическом воспитании детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

Эстетическое и музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного возраста можно достичь, если интегративный потенциал музыкального искусства во взаимодействии с другими ее видами, различными видами человеческой деятельности, всех функциональных возможностей музыки способствует художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно  интеграция музыки во все виды активности детей дошкольного возраста наиболее эффективно способствует эстетическому воспитанию и влияет на формирование всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богуславская, Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 2000. – 284 с.

  2. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Н.А. Ветлугина: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М., 1989. - 269 с.

  3. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М., 1989. – 79 с.

  4. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду./ Н.А. Ветлугина: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М., 1985. - 269 с.

  5. Волынкин, В.И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д., 2007. – 441 с.

  6. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. - М., 2007. – 320 с.

  7. Груздова, И. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования./ И. Груздова: Дошкольное воспитание №2. – М., 2011. – 79 – 88 с.

  8. Дошкольным образовательным учреждениям. Инструменты и технологии активного творческого развития: Эстетика быта детского сада - роскошь или необходимость [электронный ресурс]. – http://www.dou.ru

  9. Зарецкая, Н.В. Праздники развлечения в ДОУ./ Н.В. Зарецкая: Практическое пособие, 2-изд. – М., 2007. – 208 с.

  10. Захарова, А.А. Музыкальное восприятие образов природы – средство эстетического и экологического воспитания // Музыка в школе, № 6. – 2007. – 43-47 с.

  11. Козакова, Т.Г. Развитие у школьников творчества. - М., 2000.

  12. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.,2010. – 159 с.

  13. Кот и кит: Журнал для родителей. Эстетическое воспитание дошкольников [электронный ресурс]. – http://kotikit.ru

  14. Лихачёв, Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара., 2005.

  15. Мазурина, А.Ф. Наблюдение детей в природе. /А.Ф.Мазурина: Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 3-е с перераб. и испр. - М., 1976. – 124 с.

  16. Новикова, Г. Музыкальное воспитание дошкольников./ Г. Новикова: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000. – 188 с.

  17. Орлова, Т.М., Бекина, С.И. Учите детей петь. – М., 1987. – 144 с.

  18. Официальный сайт МБДОУ СШ №2 города Гвардейска. Структурное подразделение – детский сад: Эстетическое воспитание дошкольников посредствам музыки[электронный ресурс]. – http://detsadskaska.ucoz.ru

  19. Педагогический словарь. Большая российская энциклопедия/ под редакцией Б.М Бим- Бад. – М., 2003.- 312 с.

  20. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.,2005. – 384 с.

  21. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1998. – 322 с.

  22. Темирбекова, А.С. Казахское музыкознание. – М., 1996. – 225 с.

  23. Торшилова, Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание школьников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание №9. – 2001.

  24. Турбовской, Я.С. Средства и методы педагогического действия. – М., 2010. – 244 с.

  25. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., 2005.

  26. Юдина, Е.И. Первые уроки музыки и творчества./ Е.И. Юдина: учебное пособие. – М., 1999. – 272 с.

  27. Юрина, Н.Н., Дубровская, Е.А., Казакова, Т.Г. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрдина: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2002.-256 с.

  28. Ядэшко, В.И., Сохина, Ф.А. Дошкольная педагогика. – М., 1978.

  29. Якобсон, П.К. Психология художественного восприятия. – М., 1964. – 310 с.

30

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
85
Номер материала
9322
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.